1 февраля 2019 г., 00:05

2K

Как голубой зуб привел ученых к загадке средневековых рукописей

27 понравилось 3 комментария 5 добавить в избранное

Автор: Джессика Ли Хестер
Переводчик: Виктория Митрофанова

На первый взгляд ничего необычного не было – ни в старом зубе, ни в скелете женщины, откуда он взялся. Ни зуб, ни кости не имели признаков деформации, болезни или травмы. Зуб был заостренный, пожелтевший, средний – и именно поэтому ученые захотели взглянуть на него поближе.

План был использовать зуб – похоронили его владельца на монастырском кладбище в Германии в 11 или начале 12-го века, – чтобы лучше понять питание и здоровье человека в Средние века.

Зубы, особенно несколько загрязненные, могут рассказать о всяких привычках и поведении, например, татарина, или с отвердевшим зубным налетом. Это «единственная часть вашего тела, рассказывающая о вашей жизни», – говорит Кристина Уориннер, работающая в Институте археологии Макса Планка и изучающая историю человеческой жизни в Германии. Бактерии, пыльца и маленькие кусочки пищи могут быть заперты в этой матрице, делая зубы «маленькой временной капсулой вашей жизни», говорит она. В то время как археологи часто сосредоточены на керамических черепках, кусках металла или камня, Уориннер добавляет: «Небольшие артефакты, которые слишком малы, чтобы их увидеть, часто сохраняются лучше, чем что-либо еще». Как обнаружила команда, эти микроскопические обломки могут содержать загадки и подсказки о жизни и труде прошлых столетий.

картинка Stoker1897


Уориннер и ее команда впервые посмотрели на зуб женщины, обозначенной как B78, под микроскопом, как в окно в повседневную жизнь женщин, которые жили и работали в небольшом монастыре. Но вскоре исследователи поняли, что смотрят на нечто более необычное. По словам Уориннер, ее коллега Анита Радини, археолог из Йоркского университета, сказала: «Я не знаю, что происходит, но этот зуб голубого цвета». Сначала Уориннер подумал, что это может быть преувеличением – возможно, он просто немного сероват? Но он оказался испещренным блестящими, безошибочно голубыми кусочками цвета безоблачного неба. «Под микроскопом, – говорит Уориннер, – он был весьма неординарным».

Радини, Уориннер и их команда проанализировали некоторые из нескольких сотен синих частиц, найденных в затвердевшей пластинке B78, и определили их как лазурит, природный минерал, который придает зубу блестящий голубоватый оттенок. Они подозревали, что кристаллы появились в результате взаимодействия с богатым ультрамариновым пигментом, полученным путем измельчения лазурита в мелкий порошок. Полудрагоценный камень попадал в Европу из Афганистана, возможно, через Александрию, Венецию или другие торговые центры. Но как он попал в рот B78 и остался там?

В новой статье в Science Advances команда предлагает ряд теорий, которые могут помочь переписать то, что мы знаем о роли, которую женщины играли в создании средневековых рукописей. Авторы предполагают, что пигмент попал на зубы женщины, когда она касалась щетинками кисти полости своего рта, чтобы немного сузить их, или же когда она готовила голубоватый пигмент, процесс, который, как известно, создает облака лазурной пыли. В любом случае, предполагают они, она, вероятно, была тесно связана с работой над рукописями: либо украшала их сама, либо подготавливала материалы, которые использовали другие.

картинка Stoker1897


«Я не могу придумать другой причины, по которой могло бы быть проглочено большое количество лазурита, если он не должен был обладать апотропическими [магическими или защитными] качествами», – говорит Сюзанна Карр Шмидт, куратор редких книг и рукописей библиотеки Ньюберри в Чикаго, которая не участвовала в исследовании. Авторы статьи также рассматривают и отвергают возможность того, что пигмент был употреблен в медицинских целях (поскольку в то время эта практика не была широко распространена в Германии), или случайно проглочен во время «преданного оскулирования», или ритуального поцелуя освещенного молитвенника (эти ритуалы поцелуев были особенно популярны в 14-15 веках, отмечают авторы, и, вероятно, также привели бы к тому, что с помощью поцелуя можно собрать пигменты или материалы за пределами ослепительно голубого цвета).

Долгие годы ученые считали, что женщины не часто активно участвуют в процессе создания иллюстрированных рукописей, создатели которых часто не были указаны. «На самом деле не так много подписанных иллюстраций из любого периода, хотя я не могу придумать никаких женских примеров», – говорит Шмидт. В ту эпоху, говорит она, женщины чаще ассоциировались с текстилем или, иногда, с 1400-х годов, украшали рукописи ручной раскраской или бордюрами. Только 1% книг, сделанных до 12-го века, можно отнести и к труду женщин, пишут авторы, и исторически предполагалось, что в конце книги их фамилии не указывались.

Но Элисон Бич, историк из Университета штата Огайо и соавтор журнала, обнаружила несколько примеров женщин-иллюстраторов, претендующих на свою работу, и сравнила эти известные примеры с неподписанными. «Начнем с того, что мы знаем», - говорит Бич: «С имени, рукописи, отойдем от этого и попытаемся найти совпадения». Сравнив почерк, она смогла приписать некоторые неподписанные рукописи женщинам-иллюстраторам. В целом «женщины выпустили гораздо больше книг, чем было оценено ранее», – говорит Уориннер. Главные доказательства сгруппировались в Германии, говорит Бич, и одна женщина-иллюстратор 12-го века в Баварии, как известно, выпустила более 40 книг, в том числе иллюстрированное Евангелие. Уориннер и ее команда утверждают, что пятнистый зуб сможет помочь в раскрытии художественных вкладов других женщин, которые были сделаны в этот период.

Дальнейшей информации о женском монастыре уже практически нет. Сначала он был приходской церковью, а затем стал женским монастырем, в котором проживало около 14 женщин. Они были похоронены на кладбище без надгробий и другой идентифицирующей информации. На протяжении многих лет – за исключением нескольких мимолетных упоминаний в нескольких письмах – он был в значительной степени забыт после того, как пожар 14-го века поглотил комплекс и все записи, которые он вел. Позже монахи образовали там новый монастырь, а сегодня на его территории находится музей монашеской истории, где сохранился фундамент давно ушедших женских кварталов. «Случай этого монастыря поднимает вопросы о том, сколько других ранних женских сообществ в Германии, включая сообщества, занимающиеся производством книг, были аналогичным образом стерты из истории», – пишут авторы исследования. Бич говорит, что мы никогда не узнаем точно, сколько рукописей создали женщины, но Уориннер считает, что резцы, коренные зубы или бикуспиды могут содержать и другие удивительные истории о жизни и работе женщин, истории, которые когда-то считались вечными.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
27 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 3

Интересно, а как раньше лечили кариес и неправильный прикус?

PortakalSuyu, А должны были? Вон в Японии девушки из бедных семей специально чернили зубы, чтобы выглядеть как богатые, которые могли позволить себе покупать сладости и, соответсвенно, с кариесом.