21 марта 2024 г., 12:57

51K

Лиза Франкенштейн — очаровательная комедия, даже если в ней не хватает некоторых деталей

37 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

Оливия Рутильяно о фильме Диабло Коди и Зельды Уильямс — школьный зомби-ком в стиле 80-х годов, опирающийся на историю жизни Мэри Шелли

Мэри Шелли  выросла не с матерью, а с мертвой матерью. Ее мать, писательница XVIII века Мэри Уолстонкрафт , умерла при родах в августе 1797 года. Ее отец, писатель Уильям Годвин , был настолько разбит, что ему было трудно находиться рядом с юной Мэри. В детстве она проводила много времени у надгробия своей матери на церковном дворе Сейнт-Панкрас в Камдене.

Мюриэл Спарк  писала о том, как Мэри приходила туда одна, чтобы почитать и подумать. Сообщалось, что она научилась писать свое имя по надгробию матери. Она неистово читала мамины книги, изучая их подле могилы. Как пишет Сандра Гилберт , «единственной настоящей матерью» для Мэри в детстве «была надгробная плита». Это было самое близкое, что она могла получить от своей гениальной покойной матери.

А еще это было место, где она могла сбежать от своей новой семьи. Когда ей было четыре года, отец снова женился, и Мэри провела свое детство, пытаясь избежать мачехи, несносной Мэри Джейн Клэрмонт, и уклоняясь от навязчивой сводной сестры Клэр. Могила Уолстонкрафт была единственным местом, где она чувствовала себя самой собой. И именно сюда она привела красавца поэта Перси Шелли , когда хотела признаться ему в любви.

Новый фильм «Лиза Франкенштейн», написанный Диябло Коди и снятый Зельдой Уильямс, черпает вдохновение в самых разных видах культовой классики: убийственных школьных фильмах 80-х, опережающем время фильме ужасов «Тело Дженнифер», фильмах о монстрах студии Universal 1930-40-х годов, ур-тексте секс-комедий «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и, конечно, в самом романе Мэри Шелли «Франкенштейн»  1818 года.

Но она также черпает вдохновение из жизни самой Мэри Шелли, молодой женщины, которая росла с ощущением неполноценности, боясь, что само ее существование — это то, что убило ее невероятную мать, молодой девушки, которая чувствовала себя одинокой и искала любовь, самого разного рода, на кладбище.

Именно на таком кладбище начинается история Лизы Франкенштейн. Наша героиня, Лиза Суоллоус (Кэтрин Ньютон), проводит свободное время на заросшем кладбище в лесу неподалеку от своего нового дома; после трагической смерти матери ее отец снова женился и перевез семью в другой город. В выпускном классе Лиза попадает в новую школу, где ее ждет злобная мачеха (Карла Гуджино) и хихикающая сводная сестра Тэффи (Лиза Соберано). Кроме Тэффи, она, как правило, одинока. Она редко разговаривает. Она молча влюблена в задумчивого писателя по имени Майкл (Генри Айкенберри), проводит субботы за пошивом одежды в химчистке и вообще отказывается от участия в семейных мероприятиях. Единственное место, где она может расслабиться, — это кладбище; она подружилась (насколько это возможно) с надгробием — побитым непогодой бюстом молодого человека, умершего в викторианскую эпоху. Там она делает зарисовки с могилы, читает вслух и дарит бюсту четки, которые когда-то принадлежали ее матери.

Но однажды ночью, во время странной грозы, молния оживляет владельца любимой могилы Лизы. И он (Коул Спроус), весь в грязи, разлагающийся, раздувшийся, кишащий насекомыми и лишенный многих частей тела, приходит, чтобы найти ее.

Получилась занимательная комедия, отчасти фильм о зомби, отчасти романтическая комедия, отчасти рассказ о девушке-готе. В общем, Лиза должна попытаться придумать, как скрыть своего нового друга-нежить от семьи и одноклассников. До тех пор, пока они с Существом не оказываются с трупом на руках и не понимают, что могут собрать его по частям, чтобы собрать снова, с помощью навыков Лизы в шитье и сломанного солярия, способного бить током. Визуально фильм потрясающий, дизайн и кинематограф мерцают в туманной, неоновой неоготике.

Слово «Франкенштейн» в названии фильма, возможно, отражает его методологию, а не содержание: в конечном счете, это композиция из множества различных материалов из разных фильмов, эпох и хоррор-феноменов, объединенных в один фильм. Но по ходу действия он обретает собственную индивидуальность. Этому способствует потрясающая игра Ньютон, абсолютно точно передающей вибрации своей героини этакий микс Эльзы Ланчестер и Хезерс Чендлер.

Великолепно причудливая и всегда сочувствующая, ее Лиза передает глубину искренности на фоне фильма, полного соответствующей жанру и эпохе (это 80-е) искусственности. И Спроус, кстати, очарователен в роли хрюкающего, но несчастного трупа.

Но самый интересный персонаж фильма — это Тэффи, новая сводная сестра Лизы, которую с милой искренностью играет Соберано. В подобных фильмах, где все преувеличено, очень важно, чтобы персонажи второго плана оставались мультяшными; реальные проблемы и вопросы не должны закрадываться. Милость ее персонажа отражает самую большую проблему фильма, которая заключается в том, что он слишком глубоко уходит в искреннюю человечность.

Вам хочется поддерживать Лизу и Существо, чтобы они начали собирать части тела, чтобы сделать его полноценным, не испытывая чувства вины за то, как это может психологически повлиять на других (как, например, вы можете поддерживать убийственную пару влюбленных, Вайнону Райдер и Кристиана Слейтера, в «Смертельном влечении»). И все же богатство персонажа Тэффи именно это и делает: она добавляет легкости в аккуратный, герметичный гробик, сохраняющий динамику фильма. А вам не нужны отверстия в таком гробу! Вы не хотите, чтобы внешняя атмосфера просачивалась внутрь, иначе она ускорит процесс распада и все испортит.

То, что у «Лизы Франкенштейн» не хватает нескольких конечностей (на самом деле, если подумать, у нее их слишком много), не означает, что это не прекрасное времяпрепровождение. Как комедия ужасов, она немного недоработана местами и излишне развита в других местах. Но как произведение литературно-исторической аллюзии и даже рекультивации «Лиза Франкенштейн» просто великолепна.

Я была восхищена — в полном восторге, скажу я вам, — тем, как динамика биографии Мэри Шелли была использована в истории Франкенштейна. Лиза Франкенштейн, будучи одновременно и доктором Франкенштейном, и Мэри, и ее возможным любовником в образе Перси и Существа, перетасовывает детали жизни самой Шелли, чтобы придать ее наследию некую романтическую завершенность. Умело реагируя на исходный текст, она объединяет темы изоляции, потери матери, романтической любви, плотских чувств, желания и смерти.

Творчество Шелли отражает отношение к себе и собственной жизни; «Франкенштейн» — это трагедия о чудовищном ребенке, разрушающем жизнь своего родителя, который учится всему, чему может, и путешествует по миру в попытке найти смысл жизни, но так и не находит его. Перси Шелли, человек, которого Мэри привела в свой мир, когда была подростком, человек, который, как она надеялась, уведет ее от душераздирающей домашней ситуации, пришел к ней в ужасном состоянии; он оставил свою молодую жену и детей, чтобы быть с ней, имел романы с другими, включая ее сводную сестру, вбил клин между ней и ее семьей. В «Лизе Франкенштейн» эти детали перенесены в иное место повествования, позволяя мужчине эпохи романтизма, который клянется в любви нашей Мэри, воплотить другие качества, а именно — беспредельную преданность ей. Что забавно и мило.

Другими словами, «Лиза Франкенштейн» — это в основном восторг, остроумный и искренний фильм, чье сердце бьется за тексты, вдохновившие его, но в то же время он стоит на собственных ногах, даже если немного хромает на этом пути.

Оливия Рутильяно

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

37 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также