Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

4 августа 2016 г. 14:12

690

4.5 Человек между человеком и Богом

Очередной русский Букер*, который не нашёл своего читателя. Очередная премия книге, которая раскрывает сложную тему. В двадцать первый век, век технологий, говорить о религии - вряд ли можно было предсказать ей хоть какой-то успех. И, судя по отзывам читателей, она его не приобрела, зато приобрела Букер, так что не знаю даже win это или нет. Века идут, но народ по прежнему хочет хлеба и зрелищ, но никак не религии и философии, и как бы всё это не было замаскировано под любовную историю с необычной завязкой - это не спасает положения.

Депрессивное состояние людей один из героев книги объясняет просто - "безбожие". Человек потерял Бога, отверг его научно и ненаучно, занял его место другими вещами... но эти вещи не подошли на место Бога, так что полочка осталась пустовать. Пустота звенящая, значимая пустота, не дающая покоя. И что в таком случае делать? Ударяться в религию видится не рациональным откатом к средневековью, жить полностью без веры тоже ввергает в уныние - привык человек иметь за плечами всевышнего, нечто необъяснимое и потустороннее, определённый гарант из вне, на который можно списывать, на который можно надеяться и верить, когда логика отказывает и совсем совсем плохо.

Дальше — больше...

Вера - штука иррациональная. Тяжело верить в Бога разумом (более того, мне кажется, - не возможно), но погружаться в религию бездумно - приводит к средневековью. И это очень парадоксально. Тут нужен либо тонкий практически недостижимый баланс между разумом и верой, либо отвергнуть Бога полностью и верить в свой смартфон. Кажется, у Кьеркегора, которого я никак не могу дочитать, был ещё какой-то вариант развития событий...

В некоторых восточных религиях основное место в познании занимают личные практики. В западной традиции гораздо большую роль в познании играет медиум. В данном случае, в христианстве, роль выполняет духовный наставник. Между Богом и человеком становится ещё один человек. Возникает связь между двумя людьми на пути к Богу - об этой связи и есть один из ведущих мотивов книги. Как мне кажется, одна из идей Кучерской в том и есть, что возникающие связи между людьми нарушают связь с Богом, т.к. на пути создания связи Бог-человек, становится ещё один человек между и создаёт помехи.

Чем больше деталей, тем больше энтропия. Христианство обременено деталями и условностями, что фактически прямо говорит Кучерская в конце книги. По сути на пути познания Бога в христианской традиции перед человеком становится задача постижения религии, в результате чего сам Бог и его познание отходят уже на второй план. Кучерская это наглядно демонстрирует изменением фокуса у Ани.

Анна изначально фокусируется на своём внутреннем мире, ощущает его пустоту и понимает, что её надо заполнить. Она понимает, что это духовная пустота и следовательно её надо заполнить духовным - Богом. Анна обращается к религии (ибо в данном случае Бог познаётся через религию), но постепенно перефокусируется с Бога на медиума - священника, который в таком варианте познания необходим. Идёт время и священник уже из медиума превращается в цель, а религия становится лишь причиной или поводом - религия становится медиумом, общим моментом (в связи между Анной и Антонием). Интересно тут то, что сам Бог и духовное из итоговой картины вообще пропадают.

Небольшое лирическое или постмодернестическое отступление, не могу не побаловаться с формами.
Вообще, на волне всего моего постмодернизма (и в особенности "Символического обмена..." и "Мифлогий, как Барта, так и "Мифологии..." Грейвза) хочется побаловаться: раньше была религия, теперь у нас есть цивилизация; раньше был пост, теперь у нас есть ЗОЖ; раньше у нас были обряды, теперь у нас есть общественные обязанности; раньше у нас была аскеза, теперь у нас есть минимализм; раньше у нас были святые, теперь у нас есть звёзды кино и спорта; раньше была исповедь, теперь появились блоги и Инстаграмм, в которых человек выворачивает душу наружу всему миру. Религия осталась имплицитно в нашей жизни. От неё остались универсальные схемы и идеи, которые приобрели новый формат и оформление. Осталось в человеках мифологическое мышление, только перефокусировалось оно с мира потустороннего, на мир посюсторонний и предметы вполне осязаемые, но в чём-то выполняющие те же функции. Вспоминая Б.: раньше люди приносили жертву богам, чтобы было всё хорошо - выкупают свою жизнь чужой, теперь люди страхуют жизнь, отдавая кровные заработанные, чтобы жить в иллюзии безопасности. Раньше человек хотел выпить и он думал, что Бахус играет в нём, теперь же человек видит рекламу Бадвайзера и бежит его покупать, только теперь это называется свободой выбора (вольное переложение Паланика).

...и обратно к книге. Кучерская написала книгу о роли религии на пути познания (в широком смысле). В западной традиции религия становится неотъемлемым элементом на пути к Богу, превращаясь в итоге в путь бесконечный: главные герои книги как раз и останавливаются на этом пути, так и не дойдя до изначальной цели - очень показательный сюжетный ход. На этом пути непременно возникают медиумы, которые порой и становятся преткновением и конечной точкой пути. Разочарование в медиуме может стать разочарованием и в религии, и следовательно концом веры. Вера концентрируется на человека и с потерей веры в человека заканчивается духовное.

Кучерская обращает внимание и на некоторые противоречия между учением и формой, которое оно принимает. Это скорее даже не критика религии, а просто отстранённый взгляд на некоторые вещи, которые стали столь очевидными и затёртыми, что их уже никто не замечает.

Слова "вера" и "религия" часто сводятся к одному значению, их часто не различают. Роман Кучерской во многом крутится вокруг этих понятий. Стоит различать эти слова. Прямым текстом этого не сказано, но это моя личная интерпретация одного из мотивов романа, которая так и повисла после прочтения книги. Можно разочаровываться в людях, отвергать религию, но при этом не вязать с этим понятие веры.

Перечтение мотивировано Clickosoftsky и strannik102

Комментарии


Эмоции по сути тоже рациональны, ибо их принято связывать зависимостью с разумом. Иррациональны такие необъятные понятия как "пространство" и "время". А потому, скажем, тот же ислам выглядит очень рационально, также, как и католичество. Буддизм же, основанный типа на разуме, иррационален


Иррациональны такие необъятные понятия как "пространство" и "время".


Кант плохо влияет :)

По мне все религии выглядят достаточно рационально, если сильно глубоко не копать и не задуматься о самом предмете рационализации. Ну и если опять же к Канту возвращаться, то Бог в религии обычно за пределами пространства и времени, что априори исключает его из попыток уместить в любое рациональное, что пытается сделать религия.


спасибо от имени валдайского клуба!


Присоединяюсь:)


Вот как раз одна из книг, поддерживающих моё предубеждение по отношению к современной русской литературе.) ИМХО, тенденциозная и неглубокая вещь, дамский романчик под соусом религии.


Мне кажется это зависит от прочтения. Кто что увидет, кто насколько углубляется в поиски смысла, которого нет :) Я прочитал это не как любовную историю, а как историю о духовном поиске. Тогда вроде бы ничего. Если как любовную историю читать, первый план - сюжет, то тогда это действительно унылая книга получается. Но Букера имхо получила она не зря.


А я надеялась на книгу о духовном поиске, а получила унылую любовную историю. На мой взгляд тема автору "не по зубам".
У меня вообще сложилось ощущение, что автор хотела высказать какие-то свои идеи (о соотношении веры и религии и пр.) в форме художественного произведения, а это редко приводит к написанию по-настоящему хороших текстов. Ну и характиер главной героини не показался мне психологически достоверным.


А я надеялась на книгу о духовном поиске, а получила унылую любовную историю.

Там духовный поиск выродился в любовную историю)


Что-то вроде того.)
Возможно, всё дело в том, что "пустота" героини в начале романа объясняется не безбожием, а обычной пустотой.) Ну или мне просто не близки подобные персонажи.


Мне кажется, что там пустота, да, просто потому, что пустота. Тут вопрос чем её наполнить: можно Богом, можно другим. Она выбрала вариант заполнения пустоты религией, имхо достаточно банальный и ожидаемый шаг, в чём-то даже естественный. Многие в такой ситуации к религии обращаются. Она, конечно, могла бы впасть в ЗОЖ с головой, записаться в три фитнесс-центра, посещать диетолога, ходить на массаж, йогу, пилатес и бегать по утрам... но она выбрала религию :D


Я согласна.) Именно потому это и есть роман о "душевных терзаниях" юной барышни Анны, а вовсе не книга о поиске человеком Бога и не об обретении веры. Собственно, ничего плохого в этом нет, конечно. Всё дело в моих ожиданиях.)


Душевные терзания на крутом вираже занесли в поиски Бога. Однако, не помогло: душевные терзания остались, а Бога так и не нашли. Но во всём этом я увидел некую прототипическую схему (хорошо искал)). Как-то так тогда. Наверное, придётся третий раз перечитать и побить личный рекорд перечитываний.


У меня, видимо, включился какой-то режим "не-нельзя-же-так-об-этом". Хоть я и не православная христианка, об "оскорблении чувств верующей" говорить не приходится, но, мне кажется, что некоторых тем лучше не касаться, если не можешь этого сделать на самом высоком уровне и по глубине и по широте охвата. Иначе это профанация какая-то.


Спасибо, интересное мнение. Ну что, буду зачитывать на клубе, думаю, что поможет перевести разговор в нужное русло :-)


О, целиком читать - длинно будет, уснут :) Я, если успею, то накидаю краткий вариант, без воды.


Мне важно будет своевременно перевести разговор в эту плоскость, которую ты вывел в рецензии — думаю, многим будет интересно :)


Книга хорошая, только выиграла она не "Русский Букер", а "Студенческий Букер". Это не одно и то же :-)


Точно. Спасибо за исправление. Она у меня давно ещё лежит в папке "Русский Букер" :/