31 июля 2012 г., 22:57
359
Отчёты: СКОТЧ в дебрях мракобесия...
...или О том, как книжный клуб вызывал Дьявола, а пришла почему-то официантка
Хмурое воскресное утро навевало мрачные предчувствия. Собравшиеся было на пикник отъявленные читатели задубели ещё на подходе к парку и решили засесть в ближайшем кафе, где тепло, светло и снег не кусает. Тепло нас ожидало, но вот вместо света скотчевцев обступил таинственный полумрак. На бесконечных стеллажах, заменяющих перегородки, стояли самые настоящие книги, и мы решили, что атмосфера эта вполне подходит как для заседания книжного клуба, так и для темы нашего обсуждения. А обсуждали мы «Эволюцию образа Дьявола в литературе» — нечто поистине монументальное и достойное звания диссертации. Мы же, как повелось, делали научные открытия между делом, похрустывая роллами и наслаждаясь жизнью.
Начали от самого средневековья, с «Божественной комедии» Данте, его картины каноничного ада, со всеми кругами и пытками и уже устоявшегося к тому времени демоноподобного Дьявола с совершенно непостижимой для человека психологией, выруливая к веку просвещения, Мильтону с его «Потерянным раем», переписывающему Ветхий завет и изображающему Люцифера красивым ангелом, однако с совершенно неописуемым внутренним миром.
Прочитать пришлось немало, Roza , Deli и Lilia точно это вам говорят. От обилия классики пухли мозги. Кстати, Марина Lilia на нашей встрече впервые =З
Век XVIII начал преподносить сюрпризы. Гевара и Лесаж в «Хромом бесе» дифференцировали демонов по принципу языческих богов, присуждая им роли, однако Асмодей, представший перед нами в образе комичного трикстера, уже совсем не вязался с мрачным величием прежнего своего облика. «Влюблённый дьявол» Казота вообще бил рекорды по парадоксальности.
azure_pie и Boberka рассказали нам, в чём там дело. Действительно, очень странная вещь О_о Boberka тоже пришла к нам в первый раз, ура ^_^
Пришедшая после эпоха романтизма возвращает нас к более каноничному образу. В «Монахе» Льюиса Дьявол снова предстаёт охотником за человеческими душами: прекрасным, зловещим и непостижимым одновременно. Договариваться с такими бесполезно. Под белы рученьки — и на сковородку.
И всё, покатилось. Дальше образ эволюционировал стремительно, подчас выходя за собственные рамки. Бесконечная рефлексия в «Каине» Байрона во многом перекликалась с хорошо знакомым нам «Демоном» Лермонтова.
Lilia рассказала нам о «Каине». Мы долго думали оО
Потом обратились к написанному как раз в тот же период «Фаусту» Гёте и увидели, что Мефистофель предстаёт в образе почти человеческом, с характерными особенностями и слабостями, не чуждым техническому прогрессу и светским сплетням. И его точно так же, как и человека, можно обмануть и загнать в угол.
Psyhea зачитывала нам куски. «Фауст» просто не может наскучить
Ещё один этап эволюции можно увидеть в «Алой букве» Готорна: с одной стороны, Дьявол начинает уходить из непосредственно религии в область легенд, а с другой — дьявольские черты проявляются и в человеке, преображающемся под влиянием обстоятельств.
XX век подтвердил наши догадки, эти темы продолжили своё развитие. Как у Мейчена Дьявол предстаёт в виде стихийной природной силы, так и у Твена с Булгаковым — в образе, на первый взгляд, вполне человеческом.
Попытка очеловечить аццкого сотону прослеживается на протяжении всего века, не прекращаясь и по сей день. Тут годится и модернистское переосмысление, как у Франса в «Восстании ангелов», и попытка переквалифицировать ад в бюрократический аппарат, как у Льюиса в «Письмах Баламута». Последнее, кстати, активно обыгрывается и в современной фантастике, подчас с доведением до абсурда.
Самую неожиданную трактовку мы услышали в рассказе malcolm и floweret о книге Джо Хилла «Рога». Там действительно творится что-то совсем непередаваемое О_о
Сидели мы бурно, громко, размахивали руками, слышно нас было далеко. Люди за соседним столиком подозрительно на нас посматривали и почему-то долго не задерживались. Странно, правда? =З Наверное, они просто не любят читать =D
Спасибо, Делечкин!
Clickosoftsky, уняня =З