18 марта 2020 г., 13:03

2K

Галина Юзефович о романе «Наследство» Вигдис Йорт

17 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Критик: Галина Юзефович
Рецензия на книгу Наследство
Оценка: r40-green.png
*

После смерти старика-отца четверо его взрослых и уже немолодых детей — три сестры и брат — собираются после многолетней разлуки, чтобы обсудить завещание и разделить наследство. Сложнее всего дело обстоит с двумя дачными домиками: отец завещал их двум младшим дочерям, очевидно обделив старших сына и дочь. На первый взгляд решение выглядит оправданным и закономерным: старшие дети давно разорвали все контакты с семьей, в то время как младшие постоянно поддерживали родителей, проводили с ними каникулы и вообще жили общей жизнью. Однако то, что поначалу представляется рутинной внутрисемейной склокой из-за имущества, довольно скоро обрастает драматическими подробностями и взмывает к заоблачным трагическим высотам.

Все происходящее в романе мы видим глазами самой старшей из сестер, театрального критика, драматурга и писательницы Бергльот. У нее трое взрослых детей, куча внуков и надежный понимающий бойфренд, однако под этой обманчиво благополучной оболочкой скрывается черная клокочущая бездна. И, конечно же, причины, превратившие Бергльот в тяжелейшего невротика и алкоголика, берут начало в событиях ее детства. А справедливый раздел отцовского наследства для героини важен не сам по себе, но как признание другими родственниками уникальности и, главное, реальности пережитой ею травмы.

Если в пересказе едва ли не главный норвежский бестселлер последних лет «Наследство» Вигдис Йорт выглядит очередным образчиком почтенного жанра trauma porn, то на практике это скорее сумрачный ментальный лабиринт, по которому стохастически мечется истерзанное сознание главной героини. Она то любовно расковыривает старые болячки, то искренне пытается примириться с родными, не способными эмпатически проникнуться ее бедой в силу отсутствия схожего опыта, то впадает в бешенство по пустякам, то пьет, то жалуется друзьям и детям, то вновь обрушивается в омут воспоминаний. В отличие от многих других подобных книг, «Наследство» не эстетизирует травму, не утешает читателя позитивным исходом и совершенно точно не предлагает практичных вариантов излечения. Напротив, задача Йорт, судя по всему, ровно в обратном — в том, чтобы показать: некоторые раны нельзя исцелить ни добротой, ни заботой, ни любовью, они навечно останутся уродливыми и болезненными кавернами, плохо совместимыми с нормальной жизнью.

С «Наследством» Вигдис Йорт также связана неожиданная коллизия, пробивающая стену культурной отстраненности и напрямую скрещивающая литературу с жизнью. После выхода романа в Норвегии разразился огромный скандал: многие описанные в нем детали удивительно точно совпадали с реальными фактами биографии писательницы, так что «Наследство» было прочитано фактически как исповедь самой Йорт и одновременно обвинение в адрес ее родных. Писательница от комментариев уклонилась, но зато годом позже со своей версией событий выступила младшая сестра Вигдис Хельга: она тоже выпустила роман на ту же тему, но написанный с иных позиций и косвенным образом реабилитирующий семью главной героини «Наследства». Эта старомодная литературная дуэль двух сестер, помимо прочего, очень хорошо коррелирует с финалом романа Вигдис Йорт. По вопросу травмы сегодня уже не может быть одного простого и ясного мнения — нет, она обязательно должна быть рассмотрена в прямом смысле слова всесторонне, причем каждый следующий виток осмысления приводит к новой ретравматизации, делающей процесс поистине бесконечным — и бесконечно мучительным. Иными словами, для героини «Наследства» и для тех, кто подобно ей пытается говорить о своих переживаниях, в сложившихся обстоятельствах, похоже, в самом деле нет ни выхода из лабиринта, ни даже надежды на него.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Meduza
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

17 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!