18 марта 2018 г., 12:23
2K
Дмитрий Самойлов о книге «Праздник лишних орлов» Александра Бушковского
За литератором, прошедшим войну, всегда будет стоять опыт, недоступный большинству читателей. Этот опыт дает автору право — настоящее заслуженное право быть снисходительным и уверенным в себе. Да, в такой ситуации человек чувствует себя именно так. Думаете, нет? Ну откуда вам знать? А вот в этой ситуации человек имеет полное право поступить вот так-то и ничего не объяснять. Почему? А вот так.
Это канон прозы воевавшего человека. И подвергать этот канон сомнению не имеет смысла.
У военной прозы много граней — от усталого цинизма и окопной правды до крикливого пафосного пацифизма. Есть Гранин, Прилепин, Маканин, а теперь еще и Александр Бушковский.
«Праздник лишних орлов» — сборник рассказов и повестей, в каждой из которых либо кто-то сидит, либо воюет, либо кого-то убивают. Да, хотя бы и собаку. Убивают, надо сказать, без жестокости, из необходимости, иногда из жалости. Так было надо. Почему? Вам не понять. А иногда, кажется, и автору не понять.
Группа бойцов идет на зачистку дома в чеченском селе. Зачищают дом, возвращаются в расположение части. Всю дорогу переживет молодой солдатик, которому поручают сторожить проводника. Если проводник дернется — ему нужно тихо перерезать горло. Проводник не дергается, солдатик радуется, что все прошло хорошо, никого не пришлось резать. В этом нет ни нравоучения, ни какой-то общей морали, нет хвастовства или жалобы на судьбу. Просто вот так было. Просто так бывает.
Герой Бушковского примерно как Данила Багров — неприятен, но неизбежен. И потому неподсуден. Вот он уже есть в мире, его необходимо описать. Это проза, в которой мужчины разговаривают так, что их хочется слушать: за столом, в поездке, может быть, и на лекции в аудитории. Если один просит рассказать историю «про дороги», то это обязательно оказывается история про те «дороги», которые делают зэки для связи между камерами.
Не зарекайся от тюрьмы и от войны. А что делать? Да, ничего. Получится, как оно получится, и с этим будем жить. В заглавной повести книги двое друзей едут к третьему, который поселился трудником в Соловецком монастыре. У каждого своя история — каждая история тяжелая, но не катастрофическая. А все равно — война, тюрьма, монастырь. Мужчины живут на максималках.
Такая жизнь — все по делу, и ничего лишнего.
* Оценка указана редакцией Livelib
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!