Конкурс рецензий «Ясная Поляна», Конкурс рецензий «Ясная Поляна» — заявка ConteeReshape

Культура катхакали, традиционного драматического искусства южно-индийского штата Керала, знает секрет Великих Историй. Арундати Рой, автор единственного на данный момент романа "Бог мелочей", действие которого происходит в 80-ые годы 20 века на юге Индии, тоже знает, что Великие Истории тем и замечательны, что ты их уже слышал и хочешь услышать опять и секрет заключается в отсутствии секретов. С самого начала мы знаем, что жизнь семьи подошла к рубежу, а Софи-моль, двоюродная сестра Эсты и Рахели, трагически погибнет.

Роман, затягивающий экзотикой, но экзотикой не типично индийской, а необычным миром сирийских христиан и коммунистов Кералы, над которым склоняются пальмы и стоит муссонная сырость, соединяет несколько разновременных линий повествования. Они разворачиваются параллельно, но все относятся к эпохе, когда законы любви уже были установлены. Почти мифическая история о разлучённых близнецах с одной сиамской душой на двоих и о потерянном рае их детства отсылает к "Аде" В. Набокова, одного из любимых писателей Арундати Рой, и перекликается с другими современными романами (достаточно вспомнить хотя бы
"Благоволительниц" Джонатана Литтелла, "Тайную историю" Донны Тартт, "Канаду" Ричарда Форда).

Читатель, предупрежденный о грядущей катастрофе, наблюдает, как мир райских солений медленно, но неотвратимо превращается в устрашающий мир взрослых, лишенных всяких сомнений и любопытства. Единственное утешение, которое может предложит такой мир, – стакан полицейского чая. Нарушение законов любви и кастового общества приводят к тому, что жизнь семьи поворачивает в другое русло. Девочка погибла, запретная связь матери близнецов Амму и неприкасаемого обнаружена, близнецы разлучены. Покинув Кералу, Эста погружается в мир молчания, которому созвучна внутренняя опустелость Рахели. Декоративный садик, упорно возделываемый полвека, стоит заброшенный, искусство наполнениям рубашки ветром, когда едешь под гору на велосипеде, забыто, близнецы узнали значение слов "мимолетно", "вешья" и "приблудный", а семейный портрет вынужден смотреть на дорогу, а не на реку.

Однако дождливый, навсегда утраченный южно-индийский рай завораживает, а самое замечательное в этом романе – поэтичность мышления, которая через метафоры, игру слов, остранение, детские прозвища и вопросы переворачивает и выявляет систему мира, упорядочивает хаос и обнаруживает невидимые связи вещей.