Марк Крысобой

О персонаже

Марк Крысобой — вымышленный второстепенный персонаж романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", центурион Пятого Македонского легиона, старый боевой соратник и охранник Понтия Пилата.

Прозвище Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов. Методика заключается в размещении около десятка крыс в одной замкнутой емкости. После этого остается только одна крыса, которая победила остальных. Таким образом появляется свирепое и безжалостное существо.

Внешность.
Крысобой был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил еще невысокое солнце. Из-за роста Крысобоя все провожали его взглядами, где бы он ни появлялся. А те, кто видел Марка впервые, из-за того еще, что лицо кентуриона было изуродовано: нос его некогда был разбит ударом германской палицы. Поверх рубахи Марка носил накладные серебряные львиные морды, а на ногах — поножи и тяжелые сапоги.

"...великан кентурион..."
"...Крысобой был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил еще невысокое солнце..."
"...Крысобоя вообще все провожали взглядами, где бы он ни появлялся, из‑за его роста, а те, кто видел его впервые, из‑за того еще, что лицо кентуриона было изуродовано: нос его некогда был разбит ударом германской палицы..."
"...На изуродованном лице Крысобоя..." "...Простучали тяжелые сапоги Марка по мозаике..."
"...не сняв даже со своей рубахи накладных серебряных львиных морд, не сняв поножей, меча и ножа..."
"...наложив руки на тяжелый с медными бляхами пояс, все так же сурово поглядывая то на столбы с казненными, то на солдат в цепи, все так же равнодушно отбрасывая носком мохнатого сапога <...> кости ..."

Марк Крысобой руководит отдельной особой кентурией (военный отряд) и пребывает в подчинении Понтия Пилата. Он является олицетворением животной физической силы и принимает участие в истязаниях Иешуа.

Отличительной особенностью Крысобоя является его уродство, которое в том числе влияет на его жестокость. Люди с подобными внешними дефектами имеют злобу на весь остальной мир, они не обладают состраданием и кентурион Марк – яркое тому подтверждение. Он как бы полностью лишен чувств и представляет собой полную безжалостность и свирепую жестокость по отношению к другим.

Пилат понимает его натуру и умело манипулирует Крысобоем. Понимает эту натуру и Иешуа, но он не использует манипулятивных приемов по отношению к стражнику, хотя явно мог бы, ведь обладает даром провидения.

Фигура Крысобоя отличается практически полной отстраненностью от этого мира, то есть с одной стороны он обитает в мире настоящем: жестоком и несправедливом, таком где обитает и Пилат. В отличие от них Иешуа обитает в мире, условно говоря, грез, так как грезит об обществе, которому не требуется власть, о доброй воле каждого человека. При этом Марк как будто вообще не понимает происходящего и способен тупо выполнять любые приказы своего начальника-прокуратора.

Как видно в одной из сцен кентурион может забить Иешуа по приказу, хотя не имеет сам ничего негативного по отношению к этому человеку. По сути, Крысобой просто холоден к этому миру, он безвольный палач, который выполняет приказы и представляет собой ту негативную сторону мира, которая является далекой от сострадания Иешуа.

Благодаря такой фигуре автор умело дополняет образ самого Иешуа, так как ставит его перед ситуацией трудного выбора и проверки собственной философской концепции перед лицом суровых обстоятельств.

Обновлено: 6 июня 2020 г., 19:09