Левий Матвей

О персонаже

Левий Матвей в романе «Мастер и Маргарита» играет важную роль. Герой, являясь учеником и последователем Иешуа Га-Ноцри, способствует наибольшему раскрытию образа философа-бродяги, а также других персонажей произведения Михаила Афанасьевича Булгакова.

Мужчина "лет под сорок". О внешности Левия Матвея известно следующее:

"...сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф..." (*таллиф - накидка, плащ)
"...ногтями царапая смуглую грудь..."
"...сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя..."
"...он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа..."
"...на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек..."
"...Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего..."
"...Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала..."
"...Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый..."
"...с оборванным бродягой Левием Матвеем..."
"...ходить в нищей одежде без пристанища..."

Как известно, Левий Матвей до его знакомства с Га-Ноцри был сборщиком податей. Эта профессия была одной из самых сложных, потому что народ не уважал сборщиков налогов, презирал их и даже считал, что они являются грешниками. Герой привык к злу вокруг себя, поэтому, когда Левий Матвей встречает Иешуа, он «отнесся к нему презрительно» и даже оскорблял его, называя Га-Ноцри собакой. Однако Иешуа сказал ему, что не видит в этом никакого оскорбления. Герою удалось воздействовать своими речами на мировоззрение Левия Матвея. Он «стал смягчаться», бросил свои деньги и отправился путешествовать вместе с Иешуа. Характеристика героя во многом заключена в описании внешности. Писатель несколько раз подчеркивает, что Левий Матвей – нищий. Однако это не поворот судьбы, а добровольное отречение от денег: он «бросил деньги на дорогу» и сказал, что «деньги ему стали ненавистны». Даже на предложение Понтия Пилата работать в библиотеке герой отказывается.

Левий Матвей называет себя «верным и единственным учеником» Га-Ноцри, его спутником. Персонаж пытается записывать все мысли наставника, но из-за своей необразованности он делал это не совсем правильно. Сам Иешуа Га-Ноцри утверждает, что Левий Матвей неверно записывает за ним: «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал».
Даже Понтий Пилат понимает, что Левий Матвей далек от истины, которую проповедовал Иешуа Га-Ноцри: «Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил».
Казнь Иешуа оставляет большой след на душе Левия Матвея. Он видит гибель своего учителя своими глазами, после чего снимает тело Иешуа со столбов и участвует в процедуре его погребении. Теперь мечтой героя становится месть Иуде, человеку, который предал Га-Ноцри и стал причиной его казни: «я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни…».

История

Образ Левия Матвея восходит к евангельскому образу Матфею, который является автором заметок об Иисусе Христе.

Левий Матвей – персонаж, который является основным носителем христианских мотивов в произведении М. А. Булгакова.
Левий Матвей в повествовании связан почти со всеми главными героями. Являясь учеником Иешуа, он встречается с Понтием Пилатом, принявшим решение казни Га-Ноцри. Левий Матвей общается с Воландом, с Маргаритой. Персонаж является своеобразным двойником Ивана Бездомного, который является учеником Мастера. Все это показывает то, что второстепенный герой Левий Матвей в романе несет большую смысловую нагрузку. Образ не только раскрывает в полной мере образ Иешуа, но и образ Воланда, который убеждает в необходимости злых начал, которые противопоставлены добрым началам.

Левий Матвей также характеризует более полно и образ Понтия Пилата. Эти два героя имеют общие черты: первоначально негативно встретили Иешуа, а затем нашли в нем родственную душу. Понтий Пилат чувствует муки совести, Левий Матвей также винит себя в гибели Иешуа.

Обновлено: 6 июня 2020 г., 19:07