Надежда Петровна Ламанова

Надежда Петровна Ламанова
О персонаже

Наде́жда Петро́вна Ла́манова (Каю́това) (14 [26] декабря 1861, Шутилово, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 октября 1941, Москва, СССР) — российский и советский модельер, художница театрального костюма. Имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

История

Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери Надежды Петровны — Надежде Александровне — дошло мало сведений. Она была дочерью генерала-майора.
Надежда Петровна была старшей из пяти дочерей в семье.
Училась в Мариинском женском училище первого разряда в Нижнем Новгороде (с 1883 года — Нижегородская Мариинская женская гимназия).
Отучившись в гимназии обязательные семь лет, Надя закончила по добровольному желанию восьмой класс, по окончании которого получила свидетельство о том, что она может преподавать географию в крестьянских школах.
После окончания гимназии двадцатилетняя Надя решила уехать из родительского дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой. Проучившись два года, Ламанова в 1879 году начала работать в мастерской Войткевичей и быстро стала ведущей закройщицей.
Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Петровны Андруцкой (предположительно по умершему мужу) появился в Москве и поначалу находился на Большой Дмитровке, в доходном доме Фишер.
С конца 1890-х мастерская Надежды Петровны находилась в доходном доме Адельгейм. На 1900-й год в адресных справочниках Надежда Петровна указывалась уже под фамилией Каютова.
Ламанова стала одним из самых популярных модельеров Москвы. 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1898 года Андруцкой-Ламановой было пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а с 2 октября (15 октября по новому стилю) 1904 года Надежда Петровна стала поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.
В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна Ламанова вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова, известного тогда актёра-любителя. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 45 лет.
Художница продолжала совершенствовать своё мастерство в Париже — у знаменитых в Европе модельеров.
В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр.
В 1908 году ателье обретает собственный дом, построенный архитектором Н. Г. Лазаревым на Тверском бульваре.
В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова.
После Октябрьской Революции Ламанова вынуждена разрабатывать многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занималась проектированием платья по идеям народного русского костюма.
В 1922 году Ламанова стала членом Государственной Академии Художественных наук.
В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.
С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината; ранее, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».
Ламанова

создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова:
создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова:
«Поколение победителей»,
«Цирк»,
«Александр Невский»,
«Ревизор».
участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита»
свернуть

Из

пяти сестёр Ламановых не только Надежда Петровна была модным мастером.
пяти сестёр Ламановых не только Надежда Петровна была модным мастером.
В 1901—1902 годы в доме на Большой Дмитровке младшая сестра Надежды Мария Петровна Ламанова-Неппенстрем, в те годы жена офицера Русской армии Леонида Карловича Неппенстрем, держала шляпную мастерскую. После революции, Мария Петровна помогала своей старшей сестре: конструировала головные уборы, которые дополняли созданную Надеждой Петровной одежду.
Третья по возрасту из сестёр Ламановых, Екатерина Петровна (по мужу Шварцшильд-Чернова), жила в Петербурге. Жена артиста Императорского русского драматического театра Александра Семёновича Шварцшильд (по сцене Чернова), она держала модную мастерскую дамского платья: в 1903—1906 годы в Эртелевом переулке, 5 (ныне — улица Чехова); в 1909—1911 годы на Бассейной улице, 7.
свернуть

При ателье Ламановой ещё в доме Адельгейм начала работать бесплатная школа. Многочисленные ученицы Ламановой, у которой не было своих детей, называли её «мама Надя».
Ученицей Ламановой была и Надежда Сергеевна Макарова-Маслова (её крестница и предположительно племянница), которая позже стала художественным руководителем первого советского Дома моды на Сретенке при тресте «Мосбелье».
Свои первые шаги в Москве юная Надя Ламанова смогла сделать благодаря покровительству Александры Николаевны Стрекаловой и её дочери княжны Александры Андреевны Ливен, в благотворительном заведении которых она получила работу.
Уже будучи известной портнихой, Надежда Ламанова стала попечительницей школы кройки при благотворительном обществе «Московский муравейник», которое также было учреждено Стрекаловой.
В 1907 году Надежда Ламанова и её муж Андрей Каютов получили поздравление на Пасху с благодарностью за внесённые ими пожертвования «в пользу детского приюта Городского Попечительства о бедных Мещанской части, 1 участка».
Скоропостижно скончалась 15 октября 1941 года.

Обстоятельства смерти
Обстоятельства смерти Надежды Ламановой известны из телеграммы и письма её младшей сестры Марии Петровны Терейковской к Вере Мухиной. В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова испытывала приступы недомогания, но старалась скрыть их от сестры и продолжала вести активный образ жизни. 13 октября она пыталась узнать, принято ли решение о её эвакуации вместе с артистами МХАТ, но не смогла получить однозначного ответа. Утром 14 октября Ламанова с сестрой приехала в театр, но обнаружила, что эвакуация уже завершена, а она «осталась не нужна». В ночь на 15 октября Мария обратила внимание, что Надежде было тяжело подниматься из убежища, куда они спустились на время воздушной тревоги, а следующим утром, когда сёстры шли к станции метро, чтобы уехать на дачу, Ламанова потеряла сознание на улице возле амбулатории Большого театра. Попытки реанимации остались безуспешными.
свернуть

Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена на Ваганьковском кладбище».

Награды:

Звание «Поставщица Двора Ея Императорского Величества».
Гран-при Всемирной выставки в Париже 1925 г. (совместно с Верой Мухиной) за серию костюмов.
Мастерской Современного Костюма под руководством Н. П. Ламановой был присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за оригинальный творческий замысел; использование материала, указывающее на высокое мастерство; за тонкую и гармоничную красочность; за логически-упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства; за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя.
Почётный диплом юбилейной выставки искусства народов СССР за коллекцию по фольклорным мотивам народов Севера (1927 г.).
свернуть

Обновлено: 25 мая 2024 г., 10:31