Доменико Чимароза

итал. Domenico Cimarosa
Раса: Человек Национальность: Итальянец Место жительства: Италия, Венецаанская республика, Российская империя, Австрийская империя
Кураторы С этим персонажем можно встретить Ссылки

Википедия

О персонаже

Доменико Чимароза (17 декабря 1749, Аверса — 11 января 1801, Венеция) — итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно комической, в конце XVIII века.

История

Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750 (по другим сведениям, в 1756) году семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте, упав со строительных лесов. После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был принят в школу при монастыре.
Чимароза вскоре привлек внимание монастырского органиста и духовника его матери, фра Полкано, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию Санта-Мария ди Лорето, где оставался в течение 11 лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна, Феделе Фенароли, Антонио Саккини, Никколо Пиччини и другие. Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом. После окончания консерватории он брал уроки пения у кастрата Джузеппе Априле. Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал уже в годы учёбы, в 1770 году вместе с Дзингарелли и Джузеппе Джордани посещая старшие курсы в капельмейстерском классе и сочинил ряд духовных мотетов и месс. Уже закончив консерваторию, в 1771 году он, возможно, брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини.
В 1772 году состоялась премьера первой оперы-буффа Чимарозы, «Причуды графа» в театре Деи Фиорентини в Неаполе в один день с «Чудесами Мерлина и Зорастро». После этого начала шириться его известность как композитора, и всего за год он по своей славе как оперного композитора сравнялся с давним любимцем публики Паизиелло. В том же году он женился на дочери успешного музыкального импресарио Гаэтане Палланте, но этот брак продлился недолго — уже в следующем году Гаэтана умерла. По-видимому, вторично Чимароза женился вскоре после этого, зачав со второй женой двоих детей. Однако и вторая жена Чимарозы прожила недолго.
Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме. Также в Риме, в театрах делле Даме и «Арджентина», прошли премьеры опер-сериа Чимарозы, в том числе его первое произведение в этом жанре «Гай Марий» (1780) и «Александр в Индии» (1781). 10 июля 1780 г. «Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были представлены в театре «Ла Скала» в Милане. Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием).
29 ноября 1779 года Чимароза был назначен внештатным органистом (без жалования) в Неаполитанской королевской часовне. 28 марта 1785 года он был переведен на должность второго органиста с ежемесячной зарплатой восемь дукатов, которые продолжали ему выплачиваться даже во время его отсутствия в Неаполе. С начала 1780-х он также был назначен маэстро (учителем) консерватории при детском приюте Оспедалетто в Венеции; точно не ясно, когда состоялось это событие, хотя 1782 год — наиболее вероятная дата. Несколько его оперных постановок в следующие годы также связаны с его службой в Оспедалетто.
В 1787 году Чимароза был приглашён ко двору Екатерины II, чтобы занять место придворного композитора, освобождавшееся из-за отъезда Паизиелло. На пути к Санкт-Петербургу Чимароза и его жена посетили Ливорно как гости Великого герцога Тосканского Леопольда, который позже, уже как император, сыграл важную роль в успешном пребывании Чимарозы в Вене. В Парме Чимароза посетил герцогиню Марию Амалию, а в конце августа и сентябре провел 24 дня в Вене, где был представлен императору Иосифу II. В эти дни император неоднократно приглашал Чимарозу петь и играть для него. После Вены Чимароза посетил Варшаву, также задержавшись там на месяц.
Источники расходятся в вопросе о том, когда Чимароза прибыл в Санкт-Петербург. Его биография в «Новом словаре музыки и музыкантов Гроува» сообщает о его прибытии в российскую столицу уже в начале декабря 1787. В то же время «Русский биографический словарь» пишет, что покинув Неаполь в июле 1788 года, месту службы он добрался лишь в начале 1789 года.
Произведя по прибытии в Россию хорошее впечатление на императрицу, Чимароза в дополнение к обязанностям придворного композитора был также назначен учителем пения её внуков. При дворе Екатерины II Чимароза следовал традиции итальянских композиторов. Его оперы были поставлены в театрах Эрмитажа и театре Гатчинского дворца. Однако вскоре после прибытия Чимарозы, императрица наняла ещё одного итальянского композитора, Висенте Мартин-и-Солера, в качестве второго капельмейстера. Его оперы прошли при российском дворе с бо́льшим успехом, чем оперы Чимарозы.
Русский период в биографии Чимарозы известен в основном по косвенным источникам. Чимароза почти не оставил следа в русских документах.
Будущий император Павел I был крестным отцом его сына Паоло.
Великолепие и блеск двора Екатерины начали исчезать к 1791 году, когда экономические кризисы вынудили императрицу отказаться от услуг большинства итальянских певцов. Чимароза, который плохо переносил российские зимы, покинул двор в июне 1791 года. К этому времени уже было известно, что служба Чимарозы в России близится к концу и что он планирует вернуться в Неаполь из-за плохого здоровья. Иосиф II намеревался пригласить его, как только он достигнет Вены. Добравшись до Вены вскоре после смерти Иосифа II, Чимароза сменил Антонио Сальери в должности придворного капельмейстера нового императора Леопольда II.
В 1793 году Чимароза наконец вернулся в Неаполь, где также занял пост придворного капельмейстера. В 1796 году умерла его третья (по другим источникам вторая) жена, от которой у Чимарозы был сын Паоло. В дальнейшем он работал в Риме и Венеции, снова попав в Неаполь в 1798 году и восторженно встретив там французскую революционную армию под командованием генерала Шампьона. Либеральные лидеры под покровительством французов провозгласили Партенопейскую республику, после чего король Фердинанд IV был вынужден бежать из Неаполя. К провозглашению в Неаполе республики Чимароза написал «Патриотический гимн» на слова Луиджи Росси, который пели 19 мая 1798 года при торжественном сожжении королевского флага. Однако в конце июня республика пала, и войска Бурбонов вновь вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении ввиду своих республиканских симпатий и предпринял попытку загладить вину, сочинив (по предложению священника Дженнаро Танфано) кантату в похвалу Фердинанда IV, исполненную на 23 сентября. Тем не менее 9 декабря 1799 года он был арестован, ему было предъявлено обвинение в пособничестве оккупантам, а его портрет был предан публичному сожжению.
Композитор провел четыре месяца в тюрьме и был избавлен от смертного приговора только благодаря вмешательству его влиятельных друзей. После освобождения из тюрьмы и запрета появляться в Неаполе Чимароза вернулся в Венецию. Вскоре, однако, состояние его здоровья резко ухудшилось, и он умер 11 января 1801 года. Внезапная смерть Чимарозы от желудочной болезни породила слух о том, что он был отравлен по приказу неаполитанской королевы Каролины, и чтобы его опровергнуть, неаполитанскому правительству пришлось даже отправлять в Венецию лейб-медика для официального освидетельствования тела. Согласно Русскому биографическому словарю, Чимароза, отпетый в Венеции, был похоронен в Риме. В то же время более современный Биографический словарь итальянцев сообщает, что Чимароза был похоронен 12 января в частной церкви Святого Михаила Архангела.

Творческое наследие
Доменико Чимароза, автор около 80 опер, является одним из ведущих представителей оперы-буффа; завершение развития этого жанра во второй половине XVIII века является заслугой Чимарозы и Джованни Паизиелло.
В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит значительное число кантат, месс и ораторий, а среди его инструментальных произведений — 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт.
Список произведений, исполненных при жизни композитора, приводится по энциклопедическому словарю «Музыкальный Петербург»:
1772, Неаполь — опера-буффа Le Stravaganze del conte («Причуды графа»); бурлеск Le Magie di Merlino e Zorastro («Чудеса Мерлина и Зорастро»)
1773, Неаполь — опера-буффа La Finta parisina («Мнимая парижанка»)
1777, Неаполь — опера-буффа Armida immaginaria («Мнимая Армида»)
1778
Неаполь — оперы Le stravaganze d’amore («Причуды любви») и Gli Amanti comici («Комичные любовники»)
Рим — опера L’Italiana in Londra («Итальянка в Лондоне»)
1780, Рим — опера Donne rivale («Женщины-соперницы»)
1781, Рим — оперы Il Pittore parigino («Парижский художник») и Alesandro nelle Indie («Александр в Индии»)
1782
Неаполь — оперы La Ballerina amante («Влюбленная балерина») и L’Eroe cinese («Китайский герой»)
Рим — опера L’Amor constant («Постоянная любовь»)
Милан — опера La Circe («Цирцея»)
1783
Неаполь — опера Chi d’altrui si veste presto si spoglia («Чужим добром не разживешься»)
Рим — опера I dui baroni di Rocca Azzura («Два барона из Рокка Аццура»)
1784
Венеция — опера L’Olimpiade
Неаполь — опера Il Credulo («Легковерный»)
Рим — опера I Matrimoni inaspettati («Неожиданные женитьбы»)
Флоренция — опера La Vanita delusa, o sia Il Mercato di Malmantile («Обманутое тщеславие, или Рынок в Мальмантиле»)
Милан — опера Due supposti conti («Два мнимых графа»)
1785, Неаполь — опера Il Marito geloso («Ревнивый муж»)
1786
Неаполь — оперы Il Credulo и L’Impresario in angustie («Импресарио в нужде»)
Санкт-Петербург — опера-буффа L’Amor constant
1787
Неаполь — опера Il Fanatico burlato («Сварливый фанатик»)
Санкт-Петербург — Missa pro defunct
1788, Санкт-Петербург — опера-сериа La Vergine del Sole («Дева Солнца») и 2 драматические кантаты
1789, Санкт-Петербург — на русском языке представлены оперы Le Donne rivali («Две невесты») и Dui baroni di Rossa Azzura («Два барона»), на итальянском — опера-сериа Cleopatra
1790, Париж — L’Italiana in Londra
1791, Санкт-Петербург — опера La Serenata non preveduta («Непредвиденная серенада»)
1792, Вена — оперы Il Matrimonio segreto («Тайный брак»), La Calamita dei cuori («Сердечное бездействие»)
1793, Вена — опера Amor rende sagace («Любовь даёт благоразумие»)
1794, Неаполь — опера Le Astuzie femini («Женские хитрости»)
1795, Рим — опера I Nemici generosi («Великодушные враги»).
1796, Неаполь — опера Gli Orazi ed I Curiazi («Горации и Куриации»)
1798, Санкт-Петербург — оперы Chi deel’altrui si veste presto si spoglia и I Nemici generosi
1799, Неаполь — Патриотический гимн
1801, Венеция — опера Artemisia
свернуть

Обновлено: 10 июня 2023 г., 10:07