Вручение 2010 г.

Жюри:
Алексей Левинсон – председатель жюри, журналист, социолог
Елена Фанайлова - русский поэт и переводчик
Марк Липовецкий - писатель, профессор, доктор наук
Кирилл Кобрин - российский писатель, критик, журналист
Владислав Толстов - журналист, политический обозреватель

Эксперты:
Николай Александров - литературовед, литературный критик, телеведущий и радиоведущий
Константин Мильчин - критик, книговед, журналист

Страна: Россия Дата проведения: 2010 г.

Премия Новая словесность

Лауреат
Владимир Сорокин 3.9

Номинатор: Литературное агентство Galina Dursthoff

Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда взялись в снегу среди полей и лесов хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей, особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Все это - новая повесть Владимира Сорокина.
t
Пелевин В.О. 4.1

Номинатор: ООО «Агентство ФТМ, ЛТД»

"T" - новый роман писателя, в эпоху которого служили народу Брежнев, Горбачев, Путин.
Л. А. Головкова 3.9

Номинатор: Региональная благотворительная общественная организация Московское историко-литературное общество «Возвращение»

В книге впервые рассказывается об особорежимной тайной тюрьме НКВД-МГБ, расположившейся в стенах старинной Свято-Екатерининской пустыни. Автором собраны сведения о многих узниках пыточной тюрьмы и об их мучителях.
Павел Пепперштейн 4.1

Номинатор: ООО «Ад Маргинем Пресс»

Долгожданная «Весна» от Павла Пепперштейна – продолжение линии «психоделического реализма», ставшего фирменным литературным приемом автора «Военных рассказов», «Свастики и Пентагона» и соавтора легендарной «Мифогенной любви каст».
Василий Авченко 4.1

Номинаторы: ООО «Ад Маргинем Пресс», Редакционно-издательский дом «Новая газета», Книжный магазин «Фаланстер»

"Правый руль" - романтическая история о любви. Ревность, привязанность, страсть и угроза расставания - безграничная палитра отношений человека и подержанной автомашины из Японии. Волнующий художественный текст наполнен ласковыми метафорами, смущенными сравнениями, ускользающей вереницей интимных словечек и терминов. Любовь вдохнула новую жизнь в забытое "центром" Приморье, наполнила жизнь множества людей комфортом, уверенностью и смыслом. В этом документальном романе - все, что вы хотели узнать о праворульных машинах, Дальнем востоке и наших неунывающих соотечественниках с другого конца света...
Всеволод Бенигсен 3.8

Номинатор: ООО Издательство «Время»

Всеволод Бенигсен - возможно, самый успешный дебютант прошлого года: его первый роман вошел в списки соискателей нескольких литературных наград, автор стал лауреатом премии журнала "Знамя". Несмотря на то, что в "Раяде" Бенигсен по-прежнему работает в жанре социальной фантастики и размышляет об "особом русском пути", его новый роман - произведение не столько юмористичное, сколько ироничное и чуть более мрачное. Видимо, оттого, что "Раяд", если можно так выразиться, актуален до безобразия. И дело тут не только в том, что идея расово чистой Москвы (а может, и всей России?) так злободневна, но и в том, что отчаянно соблазнительна. Многие герои романа с удовлетворением восприняли появление в столице "зоны, свободной от иммигрантов". Историческая трагедия, к которой это может привести, на Руси уже случалась, считает писатель. Но это, конечно, его фантазия. На самом деле, это может случиться с нами в будущем, если мы плохо прочтем роман "Раяд".
Алексей Иванов 4.6

Номинатор: Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Алексей Иванов, писатель, сценарист, историк, автор знаменитых и обсуждаемых романов "Золото бунта", "Сердце Пармы", "Географ глобус пропил", "Летоисчисление от Иоанна" создал новый, ни на что не похожий проект, включивший в себя книгу и одноименный фильм, выходящий в эти дни на телевизионный экран.
Перед вами книга - экспедиция, книга - расследование.
100 увлекательнейших очерков и почти 600 фотографий.
Послание российской окраины, ставшей хребтом державы.
Книга, из которой становится совершенно ясно, как уникальность каждого региона России удивительным образом отчетливо высвечивает уникальность всей огромной страны.
Фотокнига "Хребет России" - комплексный культурный проект, не имеющий аналогов в современной российской культуре. "Хребтом России" Алексей Иванов называет Урал. В книге - изложенное ярким языком описание феномена Урала с точки зрения истории, культуры и геополитики. Это не просто портрет, а идентификация региона. Объяснение его "внутреннего устройства". В свое время постмодернистское прочтение европейской мифологии Дж. Толкином породило не монографию по фольклору и не литературную сказку, а новый жанр - фэнтези. Сегодня постмодернистское прочтение Урала Алексеем Ивановым порождает не учебник краеведения и не путеводитель, а новый жанр, который критики уже назвали иденти. В книге содержится сто увлекательных очерков об Урале, около шести сотен фотографий и туристический путеводитель по уральскому "Золотому Кольцу" - по "Железному Поясу Урала".
Павел Нерлер 0.0

Номинаторы: Редакционно-издательский дом «Новая газета», Газета «Книжное обозрение»

Всем репрессиям против поэта, в том числе и неосуществившимся, посвящена эта книга. Она выстроена хронологически - в порядке развертывания репрессий или усилий по их преодолению (например, по реабилитации).
Каждая глава имеет организационную привязку - к конкретному карательному или иному органу, осуществлявшему репрессию или реабилитацию.
Максим Осипов 3.6

Номинатор: Издательство Corpus

Максим Осипов - врач-кардиолог, автор и редактор многих медицинских книг, в последние годы работает в Тарусской больнице. С 2007 года печатает свою публицистику и прозу в журнале "Знамя", стал лауреатом премии этого журнала.
Очерки Осипова о сегодняшней российской провинции, особенно "В родном краю", получили широкую известность и стали поводом для бурной дискуссии в прессе и в интернете. Эти очерки, гуманные и беспощадные, открывают сборник, который продолжается разговором об общественном служении и завершается двумя повестями.
Основные темы трехмастной повести "Встреча" - любовь, искусство, выбор духовного пути - сцеплены, как в классической сонате. Повесть "Камень, ножницы, бумага" рассказывает об иноприродной человеку сущности русского начальства, о предельной мощи ислама и о хрупкой красоте христианской культуры.
Эффект, производимый прозой Максима Осипова, лучше всего передается описанием одного из толстовских персонажей: он говорит "хотя и не совсем кстати, но простые вещи, имеющие смысл".
Валерий Хазин 3.5
Прозу Валерия Хазина, собранную в этом томе, почему-то предпочитают мужчины. Полный текст повести "Труба" (включая авторский Глоссарий) был опубликован в США еще в 2007 году, в русскоязычном сетевом литературном альманахе "Стороны Света" (2007, №5), Нью-Йорк. Между тем в России эта повесть (некоторые называют ее романом) последовательно отвергалась редакциями трех столичных литературно-художественных изданий, пока спустя полтора года журнал "Дружба народов" (2008, №3) не опубликовал сокращенный вариант. В 2009 году повесть была номинирована на премию им. И. П. Белкина (лучшая русскоязычная повесть года). Как отмечали американские публикаторы "Трубы", "Глоссарий читается самостоятельно, как отдельное произведение, или же вместе с самой повестью как одно целое... В статьях Глоссария смысл того или иного отрывка получает дополнительные оттенки, будь то прояснение исторического фона, маленькое эссе на тему, философские размышления, литературные реминисценции или экскурс в богословие..."
Между тем, по наблюдению публикаторов, читателям обоего пола не просто представить себе, что Валерий Хазин является также автором произведений совсем иного рода. В другом томе под названием "Девять вечеров и еще один вечер" представлены его рассказы, эссе и "Каталоги Телегона" — повесть, которая в 2004 году, в числе 18 произведений других писателей, была также номинирована на премию им. И.П.Белкина. В этой книге, однако, и те, и другие смогут вычитать то, что им по душе: интеллектуальные детективы или мифологические повествования, любовные драмы или псевдоисторические авантюры.

Независимо от избранного порядка чтения, знакомство с книгой у опытного читателя займет, скорее всего, девять вечеров и еще один вечер.
1 2