Вручение 15 декабря 2021 г.

Экспертный совет Премии, в состав которого входят театроведы и критики Дмитрий Родионов, Марина Тимашева, Марина Токарева, Елена Дунаева, Ольга Егошина, Николай Песочинский – рассмотрел более 150 изданий. В лонг-лист было включено 39 изданий о театре, в шорт-лист вошли 13 Номинантов.

Члены жюри — Феликс Коробов, Дмитрий Крымов, Дмитрий Трубочкин, Галина Тюнина под председательством народного артиста России Константина Райкина определили победителей восьмого сезона премии.

Страна: Россия Место проведения: город Москва, отель «Метрополь» Дата проведения: 15 декабря 2021 г.

Премия «Театральный роман»

Лауреат
Марина Азизян 4.5
Книга известного художника Марины Цолаковны Азизян — не автобиографическое или мемуарное повествование в точном смысле слова. Скорее, это калейдоскоп сюжетов, сохранившихся в памяти автора и её записных книжках за разные годы. В этих не систематизированных по хронологии заметках соседствуют пейзажные зарисовки, наблюдения, воспоминания о людях, с которыми довелось встречаться, работать, дружить, впечатления от разных мест и событий, реконструкции снов, размышления о собственном и чужом творчестве. Эти разнообразные ситуации и истории объединяет живой взгляд художника, полно и ярко чувствующего окружающий мир.
Текст сопровождается рисунками автора, созданными специально для настоящего издания, а также фрагментами записных книжек разных лет.
Лауреат
0.0
Книга посвящена замечательному режиссеру Игорю Петровичу Владимирову (1919-1999), почти сорок лет возглавлявшему Ленинградский-Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета, в котором блистали Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Алексей Петренко, Михаил Боярский, Ирина Мазуркевич, Елена Соловей, Сергей Мигицко и многие другие, создававшие неповторимый ансамбль. Владимиров снимался в кино и играл на сцене, ставил спектакли и воспитывал учеников. Воспоминания его коллег, учеников и сотрудников театра составили портрет самого успешного периода в истории этого коллектива. В этих воспоминаниях мы видим Владимирова предельно близко — на репетициях, за кулисами, дома. Перед нами предстает яркий, сложный, поистине — большой человек. Но есть в книге и другой взгляд — из зрительного зала: в издание включены рецензии на спектакли, фрагменты статей, из которых складывается история театра имени Ленсовета и творческая биография Игоря Владимирова.
Книга предназначена для всех, кто любит театр и его историю.
Лауреат
Н. Мордвинова, Журов Д. 3.0
Через призму биографии Бориса Мордвинова, главного режиссера основанного в 1943 году в системе ГУЛАГа уникального Воркутинского музыкально-драматического театра, и судеб участников труппы, основную часть которой, как и сам Мордвинов, составляли находившиеся в заключении деятели искусства, авторы книги исследуют феномен искусства в неволе и рассказывают историю подготовки выставки в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина «Сверхзадача-выжить!», приуроченной к 75-летию Воркутинского театра, вызвавшей большой резонанс и интерес у публики и ставшей в дальнейшем передвижной.
Лауреат
Дмитрий Крымов 4.5
С чего начинается спектакль? Как в сознании режиссера впервые возникает тот единственный образ литературного текста, который позже оживает на сцене? В этой книге собраны девять сценариев знаменитых спектаклей художника и режиссера Дмитрия Крымова. Режиссерские версии, записанные автором, - это возможность увидеть спектакль в момент его придумывания. Этот увлекательный процесс, который сам автор называет "ход дела", на самом деле игра слова и воображения, которая и составляет смысл понятия "Лаборатория Дмитрия Крымова".
Книгу предваряет вступление крупнейшего историка и исследователя русского театра и наследия основателей МХТ Инны Соловьевой.
С. В. Коробков 0.0
Творчество Евгения Князева неразрывно связано с Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова, где начиная с 1982 года сыграно немало значительных ролей, в том числе - Незнамов в "Без вины виноватых" А.Н. Островского, Германн в "Пиковой даме" по повести А.С. Пушкина, Ашиль в "Чуде святого Антония" М. Метерлинка, Арбенин в "Маскараде" М.Ю. Лермонтова, Тиресий в "Царе Эдипе" Софокла, Шмуле-Сендер Лазарек в "Улыбнись нам, Господи" по романам Г. Кановича.
Князев - народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Ректор Театрального института имени Бориса Щукина.
В книге рассказывается о том, как осуществилась мечта выпускника Тульского политехнического института - горного инженера - стать артистом, о его работе в театре и кинематографе, о взглядах на профессию и культуру.
Среди персонажей повествования - режиссеры Евгений Симонов, Петр Фоменко, Римас Туминас, артисты Юлия Борисова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой и другие. Для широкого круга читателей.
Александр Соколянский 0.0
Александр Соколянский (1959–2013) — театровед, один из наиболее активных и успешных театральных критиков, чьи размышления о театральном процессе и рецензии на спектакли охватывают период с конца 80-х годов прошлого века по первое десятилетие века нынешнего. Будучи критиком, много работавшим в редакциях газет и журналов, а также сотрудничавшим с рядом изданий в качестве автора, Соколянский постоянно отслеживал театральную жизнь столицы и других городов страны, писал о гастролях и фестивалях, о спектаклях знаменитых театров мира. Он осмыслял состояние театрального дела в России во всех его творческих и организационных аспектах, при этом неизменно рассматривая театральное явление в общем культурном контексте эпохи. Книга включает около 100 рецензий, творческих портретов и тематических обзоров, посвященных явлениям девяностых-нулевых годов. Собранные вместе, тексты А. Соколянского подробно и разносторонне отражают отечественную театральную жизнь этого времени.
Виктор Боровский 0.0
Книга одного из крупнейших специалистов в области истории русского драматического и музыкального театра В. Е. Боровского (1939-2006) замечательно сочетает в себе глубокое изучение предмета - жизнь и творчество династии Комиссаржевских, составивших славу русского искусства в мировом масштабе, - академизм и увлекательность повествования. Его герои - оперный певец и педагог Ф. П. Комиссаржевский, его дочь, актриса и создательница собственного театра, соратница А. П. Чехова и Вс. Мейерхольда, его сын, на протяжении многих лет пропагандировавший русский репертуарный театр и русскую литературу (Толстой, Достоевский, Чехов, Л. Андреев) на сценах Великобритании, Франции и США. В исследовании впервые столь подробно и обстоятельно говорится о роли Федора Петровича Комиссаржевского в обновлении русской оперной сцены, о взаимовлиянии творческих индивидуальностей династии и, особенно, - о многогранной деятельности Ф. Ф. Комиссаржевского, чья судьба и творческий метод долго оставались в тени.
Ирина Рубанова 4.1
Ирина Рубанова, признанный классик отечественной кинокритики, рассматривает несколько сюжетов из творческой жизни шведского режиссера: первые театральные опыты и первые подступы к кинематографу, бергмановские постановки по пьесам Шекспира и Стриндберга, борьба со сложившемся у зрителя образом патриарха искусств на завершающих этапах карьеры. Не претендуя на всеохватность театрографии и фильмографии Бергмана, книга строится как ряд отдельных очерков, которые объединяет единая методологическая основа — биографический принцип, толкуемый не как горизонталь жизнеописания, но как вертикаль творческой эволюции.
Олег Кудряшов 0.0
Эта книга менее всего учебное пособие, скорее — педагогический дневник. Цель одна — проследить неторопливо и по возможности скрупулезно движение и развитие одного из курсов нашей мастерской в ГИТИСе. Суммировать его профессиональные задания, увидеть ошибки и неточности нашего процесса. Процесс здесь — ключевое слово. Именно в развитии, изменениях выстраивается его понимание. Интересной особенностью этого процесса является обратная связь со студентами, в книге выраженная в письмах и размышлениях по поводу собственных ошибок и достижений. Для студентов и педагогов театральных вузов.
Инна Габай 0.0
Инна Габай (1938-2018) в 1964 году закончила ЛГИТМиК им. А. Н. Островского, (класс Т. Г. Бруни). С 1978 года член Союза Художников России. Создала костюмы для 150 спектаклей. Работала в театрах Японии, США, Канады, Югославии, Германии, Франции, Финляндии. Дебют в Малом драматическом театре «Таланты и поклонники» в 1971 году, затем более 20 спектаклей. В том числе: «Вкус мёда», «Оглянись во гневе», «Господа офицеры», «Фиеста» и др.
Бадаев А.Ф. 0.0
Галина Умпелева ушла от нас в декабре 2016 г. И, хотя она не любила пространных разговоров, рассказывать о себе ей приходилось часто – столь велик был и остается интерес к актрисе уникального дарования и невероятного по силе воздействия личного обаяния. Впрочем, вряд ли какое-либо из данных ею интервью по степени откровенности сравниться с этим изданием, основанном не только на архивных материалах, книгах и публикациях в периодике, но и на беседах автора с самой героиней в её квартире и больничной палате, случившихся в последнюю осень Галины Николаевны: на этих страницах она такая, как есть…