Вручение 8 декабря 2016 г.

Страна: Россия Место проведения: город Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дата проведения: 8 декабря 2016 г.

Премия «Театральный роман»

Лауреат
Виктор Березкин 3.0
Книга является вторым томом исследования исторической типологии искусства сценографии мирового театра на основе разработанной автором научной концепции смены систем оформления спектаклей. (Первый том вышел в 1997 году и охватывал период от древнейших времен до середины XX века.) На обширном материале творчества более чем 500 художников и их более чем 1800 постановок в театрах прежде всего Советского Союза - России, Восточной и Центральной Европы, а также других стран всех регионов мира анализируются разные типы функционирования сценографии в спектакле.

В разделах о Театре художника, как особом виде сценического искусства второй половины XX века, рассматривается проблематика эволюции от сценографии к режиссуре.
Лауреат
Инна Соловьева 0.0
Книга выдающегося историка театра И. Соловьевой прослеживает сложную и драматичную судьбу Московского Художественного театра Второго. В отличие от канонизированного в советское время Художественного театра вдохновленный гением Михаила Чехова МХАТ Второй был ошельмован, а через восемь лет после отъезда актера из СССР ликвидирован решением Правительства в феврале 1936 года. Этот театр, также являющийся национальным достоянием, долгие годы ждал попыток реконструкции, восстановления, исследования. Перед читателем одна из таких попыток, основанная на всей полноте архивных знаний. Разделы книги обозначены именами: Станиславский – Сулержицкий – Вахтангов – Чехов. Но строится рассказ не на монографиях, а на меняющейся панораме, в которой укрупняются значимые лица времени и те идейно-эстетические задачи, которые ставились великими театральными деятелями.
Лауреат
Владимир Теляковский 0.0
Этот том продолжает публикацию дневников Императорских театров В. А. Теляковского. Он охватывает период с осени 1909 г. по осень 1913 г. и содержи подробнейшую летопись четырех сезонов петербургских и московских Императорских театров в контексте художественно-культурной жизни обеих столиц.
Лауреат
Валерий Фокин 0.0
"БЕСЕДЫ О НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ" - новая книга лауреата Государственных премий России, народного артиста РФ Валерия Фокина, в которой он размышляет о миссии и художественных принципах старейшей национальной сцены - Александрийского театра. Автор рассказывает о творческо-исследовательской программе "Новая жизнь традиции", о спектаклях, поставленных им с труппой театра, о проблемах отечественного актерского искусства, о традициях и поисках режиссуры, о подходах к истолкованию классики, к современному пониманию и ощущению драматизма. В центре - рассказ об истории возникновения творческих замыслов, анализ процесса их воплощения на сцене, проблемы развития репертуарного театра, организационные вопросы его творческой жизни, его позиционирования в контексте современного театрального процесса.

Книга обращена к широкому кругу читателей - людям театра, любителям сценического искусства, к тем, кто не равнодушен к судьбе отечественной культуры.
Лауреат
Товстоногов Г.А., Кацман А.И 0.0
«Беседы о профессии» – впервые публикуемые лекции-уроки Г.А. Товстоногова и А.И. Кацмана, прочитанные на режиссерском курсе Г.А. Товстоногова (выпуск 1987 года) в 1982-1985 годах.

Стенографическая запись, инициированная самими педагогами, зафиксировала взгляды на профессию двух крупнейших представителей отечественной театральной школы второй половины ХХ столетия и основы метода Товстоногова, представляющего собой продолжение поисков К.С. Станиславского и разработку его учения.
В «Беседах» звучат неповторимые живые интонации педагогов, вырастивших не одно поколение режиссеров и актеров.

Книга адресована студентам театральных вузов, театральным педагогам и всем, кто интересуется театром.
Лауреат
0.0
Книга посвящена памяти Сергея Львовича Цимбала, крупного театроведа, блестящего театрального критика, литератора, педагога, фронтовика. В первой части о нем вспоминают друзья, коллеги, ученики. Во вторую часть вошли избранные статьи С.Л.Цимбала, характеризующие разные этапы сорокалетнего профессионального пути; его воспоминания, эссе, рассказы, в которых отразились время, жизнь и судьба; фрагменты обширного эпистолярного наследия. В книге использован редкий иллюстративный материал - фотографии, программки, афиши, уникальные автографы.
Лауреат
Сергей Черкасский 0.0
В книге режиссера и педагога, доктора искусствоведения С. Д. Черкасского впервые в отечественной театральной литературе рассматриваются режиссура и педагогика Ричарда Болеславского (1889-1937) и Ли Страсберга (1901-1982) как опыт развития системы Станиславского. Исследована творческая деятельность возглавляемых ими коллективов - нью-йоркского Лабораторного театра (1923-1930), театра «Груп» (1931-1940) и Актерской студии (с 1947), работа которых является важнейшим сквозным сюжетом истории американского театра XX века. Проанализированы недоступные русскоязычному читателю труды Болеславского и Страсберга, в первую очередь книги «Мастерство актера: Шесть первых уроков» и «Сочиненные чувства».

Книга основана на многочисленных архивных материалах, содержит более 400 уникальных фотографий из архивов России, Америки и Польши. Исследование идет на нескольких уровнях - различные главы раскрывают новые страницы истории американского и российского театра XX века, поднимают основополагающие вопросы методологии актерского творчества и дают конкретные упражнения для практических тренингов по Методу Страсберга.

Издание адресовано всем людям театра - опытным актерам и студентам, критикам и историкам театра, любителям театрального искусства.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ о КНИГЕ, НАПЕЧАТАННЫЕ НА ЗАДНЕЙ ОБЛОЖКЕ:

ЛЕВ ДОДИН, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МДТ - ТЕАТРА ЕВРОПЫ: Методология Станиславского, суть его учения, понятийный аппарат сегодня в России, кажется, мало кого интересуют. Обо всем этом модно стало говорить с некоторым пренебрежением… У нас выработался какой-то фрондирующий нигилизм по отношению к великой театральной культуре, в итоге благополучно переместившейся на Запад и во многом определившей пути развития американского театра и великого американского кинематографа середины XX века. Книга С. Д. Черкасского может хотя бы кое-что поставить с головы на ноги.

ВАЛЕРИЙ ГАЛЕНДЕЕВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ РГИСИ (СПБГАТИ): Читал вначале докторскую диссертацию Черкасского, а затем и рукопись его книги, раскрывши рот от радостного изумления - столько нового и неожиданного я почерпнул оттуда. Я не знаю ни одного отечественного исследователя, который бы с подобной мерой компетентности, исследовательской страсти и азарта перелопатил бы такие горные хребты материала, не завяз бы в нем и пришел бы к столь четким и, я бы сказал, вдохновляющим выводам. Но книга, конечно же, отличается от диссертации автора. Она более сюжетна и занимательна.

АННА СТРАСБЕРГ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И СОУЧРЕДИТЕЛЬ ИНСТИТУТА ТЕАТРА И КИНО ЛИ СТРАСБЕРГА ®: Мне доставляет особое удовольствие поддержать эту книгу. Я встречалась с профессором Черкасским в 2013 году, когда он посещал Институт театра и кино Ли Страсберга для проведения исследований в архиве моего мужа, и была поражена глубиной его познаний в истории развития современной актерской техники, в особенности здесь, в Америке. И я бесконечно счастлива, что теперь все, кто интересуется искусством театра на родине Станиславского, получат возможность всерьез познакомиться с принципами работы Страсберга.

АНАТОЛИЙ СМЕЛЯНСКИЙ, ПРЕЗИДЕНТ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ: С. Д. Черкасский выступает в этой книге и теоретиком, и историком, и реальным практикующим педагогом-режиссером, который пытается разобраться, что произошло с одной из «королевских идей» русского театра… И безошибочно, выбирает своего проводника - сталкера в этом запутанном мире: Ричарда Болеславского. Вот уж изумительный персонаж русской театральной истории!

ДЭВИД ЧЕМБЕРС, ПРОФЕССОР ШКОЛЫ ДРАМЫ ЙЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: Превосходное владение м-ром Черкасским его темой основано на тщательном исследовании, глубоком постижении и поразительном знании истории, казалось бы, далекой от него страны. С полной ответственностью могу сказать, что познания автора в избранной им теме и его новые открытия превосходят уровень современных исследований в Соединенных Штатах… Никто прежде не выстраивал эту цепочку, идущую от Станиславс