Вручение 29 ноября 2021 г.

ЖЮРИ:
Кирилл Мартынов, философ, публицист - Председатель жюри
Юрий Арабов, прозаик, поэт, сценарист
Ксения Голубович, литератор, аналитик литературы, переводчик
Гасан Гусейнов, доктор филологии, переводчик
Иван Давыдов, публицист, критик
Александр Павлов, кинокритик, руководитель Сектора социальной философии Института философии РАН
Павел Пепперштейн, писатель, художник
Андрей Плахов, кинокритик, киновед
Евгений Резниченко, директор Института перевода
Зинаида Стародубцева, искусствовед
Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик, главный редактор журнала «Социологическое обозрение»

НОМИНАНТЫ:
Петр Епифанов - за перевод двухтомника Симоны Вейль «Тетради»
Полина Ханова - за перевод книги Резы Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»
Ольга Бартошевич-Жагель - за пост на Facebook «О душе, теле и верлибре»
Сергей Ермаков - за перевод с итальянского и послесловие книги Джорджо Агамбена «STASIS. Гражданская война как политическая парадигма»
О.Б. Леонтьева (перевод), М.Ю. Смирнов (науч. ред.) - за перевод книги В. Смолкин «Свято место пусто не бывает: история советского атеизма»
Вячеслав Середа - за перевод с венгерского книги Ласло Краснахоркаи «Меланхолия сопротивления»
Полина Ханова - за перевод книги Резы Негарестани «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»

Страна: Россия Дата проведения: 29 ноября 2021 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Лауреат
Елена Петровская 2.0
Что объединяет новейшую версию Шерлока Холмса и героев фильмов Балабанова? Какова связь между фотографическим архивом Зофьи Рыдет и акварельными портретами живописца и концептуалиста Франко Лейди? Есть ли преемственность между иконой и искусством акционистов? Автор дает развернутый ответ на эти вопросы, анализируя трансформации, которые происходят в современных культурных процессах. Чтобы сохранить верность идее изменчивости, вводится понятие динамического знака, бросающего вызов привычным семиотическим моделям, и тем самым ставится под вопрос трансценденция, поскольку понятый таким образом знак не дублирует мир, но оказывается его прямым агентом. Все строится вокруг действия, понимаемого как действие физических сил, множественных и безличных. Это позволяет интерпретировать широкий круг явлений, от массовых выступлений в современную эпоху (революции 1917 и 1968 годов) до творчества Д.А. Пригова, В. Сорокина и А. Драгомощенко, в совершенно неожиданном ключе — в качестве движения самой материи.
Полина Аронсон 4.1

КОРОТКИЙ СПИСОК

Когда речь заходит о любви, нас часто подводят слова. Но что мы вообще можем сказать о ней?

«Любовь: сделай сам» — сборник эссе социолога и публициста Полины Аронсон, посвященный тому, как сегодня конструируются наши представления о романтических чувствах. Когда и почему «любовников» заменили «партнеры»? От чего зависит способность найти общий язык в разговоре об эмоциях и желаниях? Как коронавирус повлияет на отношения между людьми? И как забота о близких может помочь проложить «третий путь» между патриархальной семьей и атомизированным обществом?
Галина Вдовина 3.0

КОРОТКИЙ СПИСОК

В монографии доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии Российской академии наук Галины Владимировны Вдовиной рассматриваются различные аспекты понятия ens rationis – «сущего в разуме», или ментального сущего, разработанные в средневековой и постсредневековой схоластике. К этой обширной области, которая нашим современникам известна прежде всего по трудам Алексиуса Майнонга и аналитических философов, схоласты относили весь спектр ментальных фикций – вымышленных объектов, а также несуществующие объекты другого рода: логические и математические, универсалии, отрицания и т. д. Монография исследует множественные концепции ментального сущего, способы его образования и бытия, проблемы, связанные с истинностными значениями отрицаний, теологические аспекты учений об ens rationis. Материалом исследования послужили тексты схоластических философов XVII в., часть из которых практически неизвестны мировой науке. Книга восполняет один из существенных пробелов в наших знаниях о развитии философии в период раннего модерна и помогает увидеть формальные и содержательные линии преемственности между позднесхоластической мыслью и современной философией. Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских вузов и всем интересующимся средневековой и постсредневековой схоластикой, а также современной философией.
Владимир Аристов 3.8
В прозе В. Аристова за поверхностным слоем обыденности обнаруживаются иные, скрытые формы существования. По-своему преломляя традицию немецкого интеллектуального романа, идущую от Гете и йенских романтиков, автор создает своего рода «роман воспитания», синтезирующий великие мифы романтизма и модернизма с нелинейностью современной картины мира. Главный герой, философ и профессор Высших женских курсов, подобно другим странствующим персонажам, отправляется на поиски нового интегрального знания, способного преобразить мир. Он убежден, что именно «женственность» способна помочь преодолеть глубочайший кризис, в который повергла мир «эпоха мужской культуры». Становлению героя, происходящему в параллельных пространствах, то ли воображаемых, то ли подлинных, сопутствует непременное в этом случае воплощение «вечной женственности» — персонаж, ведущий героя по лестнице инициации. За внешним сюжетом открываются все более и более глубинные слои взаимодействия «я» и мироздания. Владимир Аристов — поэт, прозаик, эссеист, доктор физико-математических наук. Лауреат премии Андрея Белого.
Любовь Аркус 4.4
Александр Расторгуев (1971−2018) — документалист, новатор, поэт, бунтарь, учитель. Его картины и тексты о кино — уникальное явление российского и мирового кинематографа.

Книга продолжает «черную серию» журнала «Сеанс», посвященную главным кинорежиссерам современной России. Ее первая часть — рассказ о жизни и работе Расторгуева, беседы с родными, соавторами и учениками режиссера, в которых раскрываются обстоятельства создания фильмов «Чистый четверг», «Дикий дикий пляж», «Я тебя люблю», а также проектов «Срок», «Реальность», «Норильск» и других. Вторая часть — критические статьи о работах Расторгуева и эссе о ключевых элементах его художественной вселенной. Третью часть составляют тексты Александра Расторгуева — манифесты, заявки и расшифровки мастер-классов.
Елена Баевская
Елена Баевская / Елена Вадимовна Баевская
1 книга
1 в избранном

За перевод третьего тома эпопеи Пруста «Сторона Германтов»

Полина Барскова 4.4
Разговор о блокадном письме необходим хотя бы для того, чтобы засвидетельствовать: уже во время блокадного бедствия велась огромная, многоцелевая и многожанровая работа словесности по описанию, осознанию, отражению блокадного опыта. Восстанавливая эту работу сегодня, мы обращаемся к задаче создания языка, которым о блокаде может говорить не переживший ее, но отвечающий за нее и не желающий ее полного забвения. Изучая работу блокадных поэтов, мы видим, что они искали язык, который бы утолял боль жертвы истории и запечатлевал историю, пытаясь примирить эти далековатые задачи.
Александр Бренер 3.7
Рассказ о встрече с американским классиком во время поездки по США в 1997 году в исполнении неподражаемого Александра Бренера оборачивается гимном человеческой свободе. И одновременно панихидой по человечеству.
Илья Будрайтскис 4.3
Успехи консервативного популизма принято связывать с торжеством аффектов над рациональным политическим поведением: ведь только непросвещённый, подверженный иррациональным страхам индивид может сомневаться в том, что современный мир развивается в правильном направлении. Неожиданно пассивный консерватизм умеренности и разумного компромисса отступил перед напором консерватизма протеста и неудовлетворённости существующим. Историк и публицист Илья Будрайтскис рассматривает этот непростой процесс в контексте истории самой консервативной интеллектуальной традиции, отношения консерватизма и революции, а также неолиберального поворота в экономике и переживания настоящего как «моральной катастрофы».
Александр Ветушинский 4.4
Именами чего являются материя и материализм? Как возможно совместить их критическое и метафизическое исследования? Какой в таком случае будет теория материи, избавленная от своего идеологического измерения «борьбы с...», — но при этом остающаяся материалистической? Ответам на эти вопросы посвящена книга философа Александра Ветушинского «Во имя материи». Автор описывает три этапа становления материализма как последовательную борьбу со спиритуализмом, идеализмом и обскурантизмом. Зачастую эта борьба оканчивается победой, за которой следует поиск нового врага. Так, современный, антиобскурантистский этап материализма определяется отрицанием антропоцентризма (мы — привилегированный тип сущего), геоцентризма (у нас есть дом во Вселенной) и в конечном счете теоцентризма (существует некое основание всего). Но не оказывается ли подобная победа слишком поспешной? Упущенным остается нечто крайне важное, а именно материя сама по себе. Чтобы подступиться к таковой, автор выявляет четыре типа теорий материи, а также разбирает контексты употребления этого концепта. В открываемой перспективе материя оказывается именем для чуже-странного, то есть для того радикально чужого и странного, которое несводимо не только к нашим представлениям о нем, но и к реальности как таковой. Поэтому «материя» отсылает к трансцендентальному условию реальности, которое, будучи ничем с точки зрения самой реальности, оказывается не-объектной стороной составляющих эту реальность объектов. Тем самым объекты наделяются несводимой чуждостью друг по отношению к другу и (в силу этого) размещаются на одной онтологической плоскости.
1 2 3 4 5