Марина Бобылева — шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Окончила кафедру эстетики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Куратор программы однодневных перформансов в галерее «Триумф», а также программы «Молодые львы», организованной совместно с Московским музеем современного искусства. Последние осуществленные проекты — Uno Moralez «О том, что помнишь, позабудь» в Мультимедиа Арт Музее, сокуратор проекта «Другие берега» в «Манеже» (Санкт-Петербург).
Марина Бобылева — шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Окончила кафедру эстетики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Куратор программы… Развернуть
Кельнер Хансфрид (Hansfried Kellner, 1934–2017), немецкий социолог.
В 1961 г. уехал в Нью-Йорк для обучения в Новой школе социальных исследований. После возвращения в Германию в 1965 г. работал ассистентом Ф. Тенбрука во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. После ухудшения отношений с Тенбруком в 1966 г. стал работать с Т. Лукманом. В 1982–2002 гг. был профессором социологии во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. Автор книг «The Homeless Mind: Modernization and Consciousness» (совместно с П. Бергером и Б. Бергер), «Auf der Suche nach Effizienz : die Arbeitsweisen von Beratern in der modernen Wirtschaft» (2004), и др.
Кельнер Хансфрид (Hansfried Kellner, 1934–2017), немецкий социолог.
В 1961 г. уехал в Нью-Йорк для обучения в Новой школе социальных исследований. После возвращения в Германию… Развернуть
Ипполит Николя Жюст Оже́ — французский философ, драматург, литературовед и переводчик. Театровед и филолог-русист, научный писатель. Известен своими переводами с русского языка и исследованиями русской литературы. Редактор издававшегося в Российской империи франкоязычного журнала «Journal de Saint-Pétersbourg». Под псевдонимом Géran им было написано большое количество пьес для театра.
Ипполит Оже в возрасте 13 лет с разрешения родителей покинул родной дом в Бургундии, чтобы начать самостоятельную жизнь в Париже. Первоначально устроился работать в магазин тканей. В этот период жизни в Париже заинтересовался книгами и театром. После взятия Парижа русскими войсками в 1814 году в ходе Наполеоновских войн поступил добровольцем в русскую армию. Вскоре в Санкт-Петербурге, благодаря покровительству Филиппа Филипповича Вигеля, был введён в высшее общество.
Став другом Михаила Сергеевича Лунина, вместе с ним уехал в 1816 году в Париж. Когда Лунин унаследовав отцовское состояние, через год вернулся в Россию. Потом некоторое время жил в Италии, служил секретарём у британского дипломата Уильяма Драммонда. Вернувшись во Францию, принимал активное участие в литературной и театральной жизни, сначала писал пьесы. Впоследствии ещё раз посетил Россию, но последние годы жизни провёл в Париже и на французской Ривьере.
Известны его труды «Essai historique sur la république de San-Marino» (1827) и «Physiologie du théâtre» (1839—1840, 3 тома). Его произведения о России: «Marpha, ou Novgorod conquise» (1818; адаптированный перевод произведения «Марфа-Посадница, или покорение Новагорода» Карамзина); «Boris» (1819); «Ivan VI ou la forteresse de Schlusselbourg» (1819); «Rienzi» (1820).
Ипполит Николя Жюст Оже́ — французский философ, драматург, литературовед и переводчик. Театровед и филолог-русист, научный писатель. Известен своими переводами с русского… Развернуть
Музафер Шериф (имя при рождении Музафер Шериф Башоглу тур. Muzaffer Şerif Başoğlu; 29 июля 1906 — 16 октября 1988) — турецкий психолог, автор ряда известных экспериментов в социальной психологии.
Музафер Шериф Башоглу, позднее сменивший имя на Музафер Шериф, вырос в состоятельной турецкой семье в пригороде Измира. В 1919 году дом был захвачен греческими войсками, многие жители дома были убиты. По словам Шерифа, греческий солдат уже опустил свой штык, чтобы убить и его, но потом передумал и оставил тринадцатилетнего подростка в живых. Этот факт сильно повлиял на его последующую жизнь: темой исследований Шерифа стали механизмы межгруппового конфликта.
Он получил степень бакалавра в Американском международном колледже (Измир, 1927), затем степень магистра в Стамбульском университете (1927), после чего выиграл общенациональный конкурс стипендий на учёбу за границей. Шериф отправился в США, где защитил вторую магистерскую диссертацию (1932) в Гарвардском университете, который выбрал из-за того, что там преподавал Уильям Джеймс. В ходе обучения его интересы сосредоточились в основном вокруг политики и социологии, Шериф активно интересовался текущими политическими событиями, в основном в ракурсе воздействия на восприятие людей. Его исследования этого времени были посвящены, например, влиянию безработицы на восприятие безработных, которые, например, не знали, какой сейчас день недели, потому что это не играло никакой роли в их жизни. Возвращаясь в Турцию, он остановился в Берлине, где прослушал несколько лекций Вольфганга Кёлера. Он отмечал, что ситуация прихода Гитлера к власти была полна чрезвычайно ценных моментов для исследователя, интересующегося отношениями между людьми. В 1935 году он вновь приехал в США, чтобы под руководством Гарднера Мёрфи защитить в Колумбийском университете докторскую диссертацию под названием «Некоторые социальные факторы в восприятии», а в 1936 опубликовал свою первую книгу «Психология социальных норм».
Классический эксперимент Шерифа с использованием автокинетического эффекта, проведённый им в 1935 году, выглядел следующим образом. В совершенно тёмной комнате на расстоянии 5 метров от испытуемых размещался точечный источник света, что должно создавать у испытуемых иллюзию движения (автокинетический эффект, описанный X. Адамсом в 1912).
Инструкция испытуемому выглядела следующим образом: «Когда в комнате погаснет свет, вам будет дан сигнал приготовиться и затем вы увидите источник света. Через короткое время свет начнет перемещаться. Как только вы заметите движение, нажмите на телеграфный ключ перед вами. Через несколько секунд свет исчезнет. Тогда укажите расстояние, на которое переместился источник света. Постарайтесь давать максимально точные ответы».
В одной из групп экспериментатор сначала проводил эксперимент с группой, а потом с каждым участником по отдельности, а в другой — в обратном порядке. Было показано, как групповое обсуждение влияет на высказываемые позже индивидуальные оценки.
После защиты диссертации Шериф вернулся в Анкару, где с помощью студентов переводил на турецкий язык основные книги по психологии. Он не скрывал своей оппозиционности нацистскому движению, за что был помещён в тюрьму, однако через четыре месяца был освобождён благодаря действиям американских дипломатов (предпринятых по настоянию американских аспирантов Шерифа) и в 1944 году навсегда переехал в США.
Музафер Шериф (имя при рождении Музафер Шериф Башоглу тур. Muzaffer Şerif Başoğlu; 29 июля 1906 — 16 октября 1988) — турецкий психолог, автор ряда известных экспериментов в… Развернуть
Эдвард Альберт Шилз (англ. Edward Albert Shils, 1 июля 1911, Чикаго — 23 января 1995, там же) — американский социолог, представитель структурного функционализма.
Участвовал во Второй мировой войне. В 1946—1950 преподавал в Лондонской школе экономики, в Кембриджском университете (1961—1970, 1970—1978), в Лондонском университете (1971—1977), в Лейденском университете (1976—1977). Привлёк в Чикагский университет крупных европейских историков и социологов (А. Момильяно, Р. Арона и др.).
Toward a General Theory of Action (в соавторстве с Т.Парсонсом, 1952)
The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee 1956)
The Intellectual Between Tradition and Modernity: The Indian Situation (1961)
Theories of Society: Foundations of Modern Sociological Theory (c Дж. Р. Питтсом и Т. Парсонсом, 1961)
The Intellectuals and the Power (1972)
Center and periphery: essays in macrosociology (1975)
The Calling of Sociology, and Other Essays on the Pursuit of Learning (1980)
Tradition (1981)
On the Constitution of Society (1982)
The Academic Ethos (1984)
Portraits: A Gallery of Intellectuals (1997)
A fragment of a sociological autobiography: the history of my pursuit of a few ideas (2006)
Публикации на русском языке
Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. — М.: Прогресс, 1972. — С. 341—359.
Парсонс Т., Бейлз Р.ruen, Шилз Э. Рабочие тетради по теории действия = Working Papers in the Theory of Action (1953) // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 1–2; 2005. Вып. 2–3; 2007. Вып. 1–4; 2008. Вып. 1
Эдвард Альберт Шилз (англ. Edward Albert Shils, 1 июля 1911, Чикаго — 23 января 1995, там же) — американский социолог, представитель структурного функционализма.
Участвовал во… Развернуть
Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490, Штольберг — 27 мая 1525, Мюльхаузен) — немецкий проповедник времён Реформации, выступавший против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал. С движением Мюнцера было связано масштабное восстание германских крестьян, боровшихся против сословного неравенства, феодального гнёта и папизма. (немецкая крестьянская война XVI века).
Родился в Штольберге (ныне земля Саксония-Анхальт) в 1490 году, учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и идее установления царства божия на земле (хилиазм). Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога — истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).
Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в городе Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов». Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей.
Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера — виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.
Томас (Фома) Мюнцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490, Штольберг — 27 мая 1525, Мюльхаузен) — немецкий проповедник времён Реформации, выступавший против греховного… Развернуть
Зерка Теман Морено (англ. Zerka Toeman Moreno; 13 июня 1917, Амстердам, Королевство Нидерландов — 19 сентября 2016, Роквилл (Мэриленд), США) — американский психотерапевт и соучредитель психодрамы. Она была ближайшим коллегой и женой Якоба Леви Морено.
Зерка Теман родилась в Амстердаме 13 июня 1917 года. Она написала об этом в своих мемуарах: «Я родилась нежеланной, слишком рано и слишком быстро». В 1932 году она переехала в Лондон. В 1941 году она привезла для лечения свою старшую сестру, страдавшую психическим расстройством, из Бельгии в Нью-Йорк. Её лечащим врачом стал Якоб Морено.
До этого Зерка осваивала профессию модельера и была очень талантливой ученицей. Познакомившись с Морено, она заинтересовалась психологией и психиатрией. Вскоре она стала сотрудницей Морено, который предложил ей редактировать английские переводы его книг. Зерка настолько прониклась идеями Морено, что стала переживать их как свои собственные. Это помогло ей впоследствии внести значительный вклад в развитие идей психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
Зерка и Якоб полюбили друг друга. В 1949 году Зерка вышла замуж за Якоба Морено, который к тому времени развелся со своей женой Флоренс. В 1952 году у них родился сын Джонатан. Для Якоба Морено Зерка была не просто жена, она была ближайшей коллегой, интерпретатором его идей, соавтором его теорий, вдохновителем и музой.
Якоб Морено часто называл Зерку своей «правой рукой», настолько большой была её помощь и поддержка доктора Морено в его работе. В 1958 году у Зерки была обнаружена злокачественная опухоль плеча, из-за чего пришлось ампутировать правую руку. В семье тяжело переживали это событие, но Зерка быстро справилась с травмой и смогла работать, как и прежде. Впоследствии, во время сеансов психодрамы, она вела процесс настолько экспрессивно, что у всех присутствующих создавалось впечатление, что у неё несколько рук.
В 1942 году Зерка и Морено вместе опубликовали маленькую брошюру «Групповой подход в психодраме». После этого Зерка была соавтором всех публикаций Морено, участвовала во всех конференциях, семинарах и других проектах. Она не только была источником его вдохновения, но и его администратором, менеджером, его сотрудником в обучении и в терапии. Зерка Морено совместно с Якобом Морено является соучредителем Социометрического Института на Парк Авеню в Нью-Йорке и Психодраматического Института в Нью-Йорке (1942). В 1947 они начали выпускать журнал «Групповая психотерапия» (первоначально названный «Социатрией»). Она была одним из соучредителей Международной ассоциации групповой психотерапии (1973).
К концу шестидесятых — началу семидесятых годов Зерка Морено фактически возглавила работу по обучению психодраме, начатую её мужем Якобом Морено. Она стала видной фигурой в мире групповой психотерапии и психодрамы. Учебный центр в Биконе продолжал развиваться под управлением Зерки и после смерти Морено в 1974 году, вплоть до 1982 года, когда он вместе с земельным участком был продан. После смерти Морено Зерка в течение нескольких десятилетий оставалась мировым лидером психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, развивая этот метод во многих странах Европы и Азии. Специально для этих целей ею был создан «Фонд обучения и тренинга»[3].
Зерка Морено не только помогала Якобу Морено создавать свои труды, но и сама написала много работ. Наиболее значительные из них — книги «Психодрама, сверхреальность и искусство исцеления» (2000), «Сущностная Зерка: Сочинения Зерки Теман Морено по психодраме, социометрии и групповой психотерапии» (2006), «Мечтать снова: Мемуары Зерки Морено» (2012).
Зерка Морено умерла в Роквилле, штат Мэриленд 19 сентября 2016 года в возрасте 99 лет.
Зерка Теман Морено (англ. Zerka Toeman Moreno; 13 июня 1917, Амстердам, Королевство Нидерландов — 19 сентября 2016, Роквилл (Мэриленд), США) — американский психотерапевт и… Развернуть
Тамара Вульфовна Дембо (28 мая 1902, Баку — 17 октября 1993, Вустер, штат Массачусетс) — американский психолог, ученица Курта Левина, профессор (1962) и почётный доктор (1987) Университета Кларка.
Родилась в семье коммерсанта, купца Вульфа Исааковича Дембо и Софьи Вульфовны Волчкиной, родом из Поневежа. Получила домашнее воспитание, в 1920 году закончила 2-ю бакинскую мужскую гимназию. Поступила на электромеханическое отделение Петроградского политехнического института, но в 1921 году семья эмигрировала в Германию и в 1923 году Т. В. Дембо поступила на инженерное отделение в университет Фридриха-Вильгельма на Унтер ден Линден. Вместе с Блюмой Зейгарник, Гитой Биренбаум и Марией Овсянкиной поступила в лабораторию Курта Левина в берлинском Психологическом институте. В 1925—1928 годах работала над диссертацией по теме «Гнев как динамическая проблема»; в одном из её экспериментов принимал участие посетивший Берлин Александр Лурия. В 1929 году работала в Физиологическом институте в Гронингене, где занималась зоопсихологией. Защитила диссертацию 25 июля 1930 года (опубликована в книжной форме в 1931 году).
В 1930—1932 годах работала в Смит-колледже, в 1932—1934 годах — в Вустеровском госпитале, в 1934 году — в Корнеллском университете, в 1934—1943 годах — в Университете Айовы, в 1943—1945 годах — в колледже Маунт Холиок, в 1945—1948 годах — в Стэнфордском университете, в 1948—1951 годах — в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1951—1953 годах — в Гарвардском университете, в 1953—1980 годах — в Университете Кларка.
Занималась вопросами восприятия (гештальтпсихологией), психологическим тестированием, бихевиоризмом, реабилитационной психологией.
Тамара Вульфовна Дембо (28 мая 1902, Баку — 17 октября 1993, Вустер, штат Массачусетс) — американский психолог, ученица Курта Левина , профессор (1962) и почётный доктор… Развернуть
Жак Флавьен Альбер Бернар Мари Бувресс (фр. Jacques Flavien Albert Bernard Marie Bouveresse; 20 августа 1940, Эпенуа, департамент Ду, Бургундия — Франш-Конте — 9 мая 2021, Париж) — французский философ, известный, в частности, своими трудами о философской концепции Людвига Витгенштейна и его роли в аналитическом и континентальном философском дискурсе. В своих трудах Бувресс нередко критиковал тезисы таких французских философов, как Мишель Фуко, Жан-Франсуа Лиотар и Жак Деррида, а также концепцию американца Ричарда Рорти.
Жак Бувресс родился в коммуне Эпенуа (департамент Ду, регион Бургундия — Франш-Конте) в крестьянской семье. Закончил среднее образование в семинарии Безансона, а затем два года готовился к бакалавриату по философии и схоластического богословия в Фаверне (департамент Верхняя Сона). Посещал подготовительные курсы литературоведения в лицее Лаканаль в Со, а в 1961 году поступил в Высшую нормальную школу в Париже, где впоследствии защитил диссертацию на тему «Миф внутреннего. Опыт, значение и частный язык у Витгенштейна» (Le mythe de l’intériorité. Expérience, signification et langage privé chez Wittgenstein). Ещё в 1960-е годы Бувресс начал изучать тексты философов англо-американской аналитической школы, что было по крайней мере столь же необычно в его среде, как и его внимание к творчеству австрийского писателя Роберта Музиля. Из-за своих аналитических интересов Бувресс посещал лекции Жюля Вюймена и Жиля Гастона Гранже, которые в то время были почти единственными, кто занимался подобными темами во Франции. С обоими философами у Бувресса завязалась крепкая дружба.
С 1966 до 1969 год Бувресс читал курсы логики в Сорбонне; с 1969 до 1971 года был преподавателем на философском факультете Университета Париж I. Затем до 1975 года работал в Национальном центре научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique); до 1979 снова преподавал в Парижском университете, где работал до 1983 года. После этого в очередной раз вернулся в столицу Франции и до 1995 года занимал должность профессора парижского университета I. С 1995 года занимал кафедру философии языка и гносеологии в Коллеж де Франс. С 1994 года Бувресс стал полноправным членом Европейской академии.
Выступал критиком французской «литературной» философии, пропагандируя рационалистические направления, в частности, наследие эпохи Просвещения и австрийской школы. Бувресс интенсивно занимался философской концепцией Людвига Витгенштейна, творчеством Роберта Музиля и Карла Крауса. Тематически он занимался, в частности, философией науки, философией религии, гносеологией, философией математики, философией языка и аналитической философией. Написал несколько критических текстов о новой философии. Его вклад в пропагандирование идей Витгенштейна Франсуа Шмитц, французский биограф австрийского философа, описал следующим образом: «Жак Бувресс, который более других способствовал распространению витгенштейновской философии во Франции, в настоящее время является профессором Коллеж де Франс и занимает видное место в ареопаге великих мыслителей, снискавших всеобщий почёт».
Жак Флавьен Альбер Бернар Мари Бувресс (фр. Jacques Flavien Albert Bernard Marie Bouveresse; 20 августа 1940, Эпенуа, департамент Ду, Бургундия — Франш-Конте — 9 мая 2021,… Развернуть
Луи Массиньон (фр. Louis Massignon; 25 июля 1883, Ножан-сюр-Марн, Валь-де-Марн — 4 ноября 1962, Пордик, Бретань) — французский учёный, востоковед, исламовед и арабист.
В 1896 году окончил Лицей Людовика Великого, где учился вместе с синологом Анри Масперо, со степенью бакалавра. В 1902 году окончил Коллеж де Франс получив степень лиценциата за очерк об Оноре д’Юрфе.
В 1908 году, посещая Месопотамию, был едва не казнён по случайному обвинению в шпионаже; в заключении пережил мистический опыт, заставивший его обратиться к религии. Монах Шарль Эжен де Фуко приглашал его жить отшельником среди туарегов и завещал Массиньону учредить католическую монашескую конгрегацию Малые братья Иисуса.
С 1919 года — профессор Сорбонны, президент Института иранистики (Сорбонна). Член многих академий и научных обществ, иностранный член-корреспондент Академии наук СССР с 1924 года[5].
В 1931 году Массиньон стал францисканским терциарием под именем Ибрагим. В 1934 году провёл богослужение в заброшенной францисканской церкви в Дамьетте (Египет), в котором Франциск Ассизский в 1219 году встречался с султаном Аль-Камилем. В 1949 году с разрешения папы Пия XII перешёл в греко-католицизм (Мелькитская католическая церковь), чтобы быть ближе к арабским христианам и мусульманам. Кроме того, в церкви восточного обряда его, женатого, могли рукоположить в священники, что и было сделано в 1950 году.
Строгий католик, Луи Массиньон апеллировал к общности с исламом как авраамической религией. Его труды сыграли важную роль в налаживании диалога католической церкви и мусульман, и сам он общался со многими мусульманскими мыслителями, включая левого религиозного социолога Али Шариати. Политически он был последователем идей Махатмы Ганди.
Значимое место в исследованиях Л. Массиньона занимает история мусульманской культуры, мистицизма и сектантства, арабской культуры, философии и лингвистики. Труды учёного основаны на использовании огромного количества источников, в том числе многих, ранее не известных. Его перу принадлежат исследования суфия Мансура аль-Халладжа, сподвижника Мухаммеда Салмана аль-Фариси и важности объединяющей фигуры Авраама для монотеистических религий. Впрочем, четырёхтомный труд Массиньона о Мансуре аль-Халладж подвергался критике со стороны Эдварда Саида в его книге «Ориентализм».
Редактировал журнал «Revue de monde musulman» (c 1918 года «Revue des etudes islamiques»).
Среди учеников Массиньона был Анри Корбен.
Луи Массиньон (фр. Louis Massignon; 25 июля 1883, Ножан-сюр-Марн, Валь-де-Марн — 4 ноября 1962, Пордик, Бретань) — французский учёный, востоковед, исламовед и арабист.
В 1896… Развернуть
Наталья Николаевна Поташинская — советский и российский историк, религиовед, кандидат наук. Редактор, составитель, автор монографий и многих научных статей.
Наталья Поташинская окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1957-1962 гг. работала последовательно учителем русского языка и литературы в старших классах средней школы, библиотекарем во Всесоюзной Библиотеке им. В.И. Ленина, затем редактором-специалистом в Фундаментальной библиотеке МГУ им М.В. Ломоносова. С 1962 года работает в Академии наук СССР - РАН (ИМЭМО, ИМРД, ИСПРАН, ИС) в должностях младшего, старшего, ведущего научного сотрудника. Последние годы ассоциированный сотрудник Центра политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН.
В 1968 г. защитила в ИМЭМО АН СССР кандидатскую диссертацию кандидата исторических наук на тему : "Организационные основы политического клерикализма : Система организаций католического действия". Область научных интересов: проблемы отношения церквей и конфессиональных организаций с государством и обществом; влияние религий на политическое и социальное развитие.
Наталья Николаевна Поташинская — советский и российский историк, религиовед, кандидат наук. Редактор, составитель, автор монографий и многих научных статей. Наталья… Развернуть
Гастон Фессар (1897–1978 гг.) был французским иезуитом и богословом.
Отец Фессар был автором первого номера газеты «Cahiers du Témoignage chrétien» в ноябре 1941 года под названием «Франция, берегись потери своей души», в котором выступал против нацизма во имя христианских ценностей. Он также выступал против обязанности подчиняться правительству Виши, развивая свою теорию «князя-раба», заимствованную у Клаузевица: полезно повиноваться государю, пока он суверенен и действует в общих интересах, но сопротивление становится необходимым, когда суверенитет рабовладельческого князя ограничен и действия диктуются оккупантом. По этой причине историк Ролан Юро считал Фессара «теоретиком голлизма» из-за важности, которую он придавал легитимности политической власти.
Его скрупулезный анализ, его внимание к взаимодействию с современным миром — в свете его католической веры — дали Фессару исключительно ясное представление о будущем (например, о временности и первородном грехе) в политической философии (он предвидел крах как нацизма, так и коммунизма). Для его подхода характерна диалектичность, он опирается, например, на диалектику «господин-раб» (вдохновленную Гегелем) или диалектику «мужчина-женщина» и «язычник-еврей».
На протяжении ХХ века Гастон Фессар был выдающимся аналитиком важных глобальных политических явлений, равным Раймону Арону; Они дружили почти полвека, и Фессар даже крестил дочь Арона. На лекции в Риме Арон сказал об отце Фессарде: «Если вспомнить ряд позиций, которые он занимал, трудно не восхищаться его мужеством и дальновидностью».
Социальная этика занимает важное место в мышлении Фессара, но основное внимание уделяется истории и историчности.
Гастон Фессар (1897–1978 гг.) был французским иезуитом и богословом.
Отец Фессар был автором первого номера газеты «Cahiers du Témoignage chrétien» в ноябре 1941 года под… Развернуть
Владимир Леонидович Абушенко (белор. Уладзі́мір Леані́давіч Абушэ́нка; 22 апреля 1957, Пинск, Брестская область — 26 сентября 2015, Ратомка, Минская область) — советский и белорусский социолог и социальный философ. Кандидат философских наук, доцент. Заместитель директора Института социологии НАН Беларуси по научной работе (2002—2015).
В 1974—1979 годах учился на отделении философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ). С августа 1979 года по ноябрь 1981 года работал преподавателем кафедры философии Белорусского политехнического института.
С ноября 1981 года по декабрь 1984 года являлся аспирантом Института социологических исследований АН СССР (ныне — Институт социологии РАН) (научный руководитель — доктор философских наук, профессор И. Т. Левыкин). В 1985 году успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «Проблемы построения системы показателей духовной деятельности личности в концепции социалистического образа жизни. (Теоретико-методологический аспект)» (диплом ФС № 006650, выданный ВАК СССР на основе решения Совета ИСИ АН СССР от 26.06.1985[1]).
С января 1985 года по февраль 1990 года работал вначале младшим научным сотрудником, а после научным сотрудником в Институте философии и права АН БССР в отделе теории социологии под руководством доктора философских наук, профессора Е. М. Бабосава.
В феврале—марте 1990 года работал старшим научным сотрудником в новосозданном Институте социологии АН БССР в отделе социологии культуры под руководством доктора философских наук, профессора Э. К. Дорошевича.
С апреля 1990 года по апрель 2002 года — доцент кафедры социологии БГУ. В 1991 году получил учёное звание доцента (аттестат ДЦ № 038743, выдан на основании решения Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1991[1]). С апреля 2002 года был доцентом по совместительству этой же кафедры.
С апреля 2002 года и до последних дней жизни занимал должность заместителя директора Института социологии НАН Беларуси по научной работе (в апреле—декабре 2008 года исполнял обязанности директора Института)[2].
Был членом редколлегии (отдел социологии) Международного журнала социальных и гуманитарных наук «Личность. Культура. Общество» (Москва, ISSN 1606-951X)[2], членом научного совета журнала «Палітычная сфера» (Минск, ISSN 1819-3625)[3]. Являлся участником международного проекта «Гуманитарная энциклопедия» (главный редактор проекта — А. А. Грицанов) Минской философской школы[4].
Входил в состав Экспертного совета номинации «Социально-политические науки» Премии Международного Конгресса исследователей Беларуси.
Владимир Леонидович Абушенко (белор. Уладзі́мір Леані́давіч Абушэ́нка; 22 апреля 1957, Пинск, Брестская область — 26 сентября 2015, Ратомка, Минская область) — советский и… Развернуть
ШМУЭ́ЛЬ ХА-НАГИ́Д (שְׁמוּאֵל הַנָּגִיד; `Шмуэль-предводитель`; полное имя Sh’muel HaLevi ben Yosef ibn Naghrela; Шмуэль ха-Леви бен Иосеф Ибн Нагрел‘а; 993, Кордова, — 1055 /или 1056/, Гранада), поэт, государственный деятель, военачальник, лидер испанского еврейства, галахист и грамматик.
ШМУЭ́ЛЬ ХА-НАГИ́Д (שְׁמוּאֵל הַנָּגִיד; `Шмуэль-предводитель`; полное имя Sh’muel HaLevi ben Yosef ibn Naghrela; Шмуэль ха-Леви бен Иосеф Ибн Нагрел‘а; 993, Кордова, — 1055 /или… Развернуть
Илья Исаакович Рейдерман (25 ноября 1937, Одесса, СССР — 27 октября 2022, Одесса, Украина) — русский поэт, философ, культуролог, театральный критик, педагог, журналист.
Член Южнорусского союза писателей (2007) и Союза российских писателей (2012).
Родился в 1937 году в Одессе в семье бухгалтеров Исаака Ихиловича Рейдермана (1903—1943), уроженца Джурина, и Ханы Липовны Сородской, родом из Дубоссар. С началом Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Черемхово Иркутской области (здесь он пошёл в первый класс), а после войны поселилась в городке Дружковка Донецкой области, где Илья Рейдерман окончил среднюю школу, а мать десятилетиями работала плановиком-экономистом в ЦМК Торецкого машиностроительного завода. Отец будущего поэта погиб на фронте в 1943 году.
Окончил финансово-кредитный техникум в Тбилиси. После окончания филологического факультета Пермского университета в 1965 году был направлен на работу в районную газету в Страшенах (МССР), откуда через несколько месяцев был переведён театральным критиком в кишинёвскую ежедневную газету «Вечерний Кишинёв» (работал в отделе культуры, которым заведовал писатель Ефрем Баух). Там же, в Кишинёве, в 1975 году вышел первый поэтический сборник И. Рейдермана «Миг». C 1969 по 1973 годы заведовал литературной частью Тираспольского русского драматического театра, затем возвратился в Одессу. Работал в местной прессе на украинском языке, в газете «Комсомольская искра» (в том числе под псевдонимом «Илья Рудин»).
До последних дней жизни жил в Одессе, где преподавал в Художественном училище имени М. Б. Грекова. В 2012 году принят в Союз российских писателей.
Илья Исаакович Рейдерман (25 ноября 1937, Одесса, СССР — 27 октября 2022, Одесса, Украина) — русский поэт, философ, культуролог, театральный критик, педагог, журналист.
Член… Развернуть
Эмиль Ласк (Emil Lask, 25 сентября 1875, Вадовице, Австрия – 26 мая 1915, Галиция) – немецкий философ, представитель неокантианства.
Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у Риккерта философию.
В 1902 году защищает диссертацию «Идеализм Фихте и история».
В Гейдельберге габилитируется под руководством Виндельбанда («Гегель и мировоззрение Просвещения»). Профессор в Гейдельберге, преемник К. Фишера. Развивает «логику философии», которая должна стать основой научного мировоззрения. Ключевая идея Ласка, являющаяся его новацией в неокантианстве, – теория об изначальном отношении (Urverhältnis) между материей и категориальной формой; эта идея сущностной «иррациональности» материи, данной мышлению, близка философии жизни. Свою концепцию взаимоотношения формы и материи Ласк строил, основываясь на теории «категориального созерцания» из 2-го т. «Логических исследований» Гуссерля. Чисто логическая дедукция категорий в духе Канта невозможна: начало категорий находится в а-логическом. Категории Аристотеля не составляют, по Ласку, всей тотальности категорий, но образуют только особый их класс – класс реальных категорий. Чтобы стать объектами знания, категории должны иметь некие метакатегории, но такие «категории категорий» («формы форм») требуют некоего до-теоретического момента, предшествующего категориальному познанию мира. В этот до-теоретический момент изначальные формы предстают в качестве просто данных, становятся достоянием непосредственного опыта, переживаются, прежде чем оказываются познанными. Формы нуждаются в наполнении (erfüllungsbedürftig), если они не могут быть отделены от своего материала, «нуждаются» в нем, то сущность формы можно определить как «указывание-на-» (Hinweisen), «бытие-значимым-для-» (Hingelten) – для своей материи. Таким образом, категории являются не чем иным, как отношением, «направленностью-на-» (Ласк предлагает здесь оригинальную интерпретацию проблемы интенциональности). В этом смысле область первичных форм (категорий или логического) есть совокупность направленных отношений, проливающих свет на свое множественное «нечто» (мотивы платонизма и неоплатонизма). Равным образом ценность характеризуется «значимостью-к» (Hingeltungauf): ценность не есть, но «ценноствует» (ср. «значимость не есть, но значит» Риккерта), так что значение (Bedeutung) не есть нечто отдельное от его «исполнения» (Гуссерль), а представляет собой плод единства формы и материи. Поскольку мы «уже» живем во всеохватывающих формах, в категориях, в которых и посредством которых мы знаем вещи, то становится возможным говорить о самой этой «жизни-в-категориях» (ср. «бытие-в-мире» Хайдеггера).
Эмиль Ласк (Emil Lask, 25 сентября 1875, Вадовице, Австрия – 26 мая 1915, Галиция) – немецкий философ, представитель неокантианства.
Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у… Развернуть
Родился 18 июля 1945 года.
В 1970 году окончил Ленинградский Государственный Университет.
С 1970 по 1974 годы - учился в аспирантуре кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ.
В 1990 году защитил диссертацию на тему «Проблема „искусство и культура“ в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шиллер)», созданную под руководством профессора д.ф.н. Моисея Самойловича Кагана (1921-2006).
С сентября 1994 года - работал в Институте иностранных языков: читал лекции, руководил научной деятельностью аспирантов и магистрантов, дипломными и курсовыми работами, вел практические занятия по немецкому языку.
Был членом Российского союза германистов.
Родился 18 июля 1945 года.
В 1970 году окончил Ленинградский Государственный Университет.
С 1970 по 1974 годы - учился в аспирантуре кафедры этики и эстетики философского… Развернуть
Евфимий Александрович Малов (1835—1918) — православный тюрколог-миссионер, писатель, протоиерей, отец С. Е. Малова. Заслуженный профессор Казанской духовной академии по кафедре противомусульманских миссионерских предметов.
Член-сотрудник (1884), действительный член (1895) Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
Родился 23 января 1835 года в с. Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии.
Окончил Казанскую духовную академию (1862) и был назначен преподавателем в Казанскую духовную семинарию.
В 1863 году был переведён в Казанскую духовную академию на кафедру противомусульманских предметов с присвоением звания бакалавра.
В 1869 году рукоположён в священники Богоявленской церкви Казани с сохранением должности профессора, с 1880 года — протоиерей, с 1886 — протоиерей кафедрального Благовещенского собора.
В 1875 году основал частный миссионерский приют в Казани.
Член-учредитель Братства святителя Гурия (1867), в 1869—1875 годах — член его Переводческой комиссии.
В 1883—1895 годах Малов являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии».
В Казани Малов проживал со своей семьёй в собственном доме — в Академической слободе, дом № 11 по ул. 2-я Академическая (современная ул. Зинина). Здесь в 1880 году в семье Евфимия Александровича родился сын Сергей, который впоследствии стал видным учёным.
Умер 25 февраля 1918 года в Казани, был похоронен на Арском кладбище города.
Евфимий Александрович Малов (1835—1918) — православный тюрколог-миссионер, писатель, протоиерей, отец С. Е. Малова. Заслуженный профессор Казанской духовной академии по кафедре… Развернуть
Луи Лавель (15 июля 1883, Сен-Мартен-де Виллераль — 1 сентября 1951, Париж) — французский философ, глава школы философии духа в неоавгустинианстве.
C 1941 — профессор в Коллеж де Франс. Исходным пунктом для него были учения Мэн де Бирана, Лейбница, Шеллинга. Близко стоял к неотомизму. Из бытия, которое в сущности есть Бог, вытекают все способы участия в нём; существование есть чистая возможность участия в бытие;действительность есть бытие данного существования, она-явление и объект. Этим трем основным онтологическим категориям соответствуют три аксиологические: добро, ценность, идеал.
Луи Лавель (15 июля 1883, Сен-Мартен-де Виллераль — 1 сентября 1951, Париж) — французский философ, глава школы философии духа в неоавгустинианстве.
C 1941 — профессор в Коллеж… Развернуть
Хуан Луис Вивес - испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей северного Возрождения. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. За широкий интерес к педагогическим проблемам был назван современниками "вторым Квинтилианом". Многие сочинения Вивеса посвящены воспитанию и обучению. Впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Предложил программу женского образования ("О воспитании женщин-христианок", 1523), проект создания школ для бедных, план образования слепых и др. Обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела.
Хуан Луис Вивес - испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей северного Возрождения. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. За широкий… Развернуть
Жорж Политцер — французский психолог и философ еврейского происхождения. Участник Сопротивления, теоретик марксизма, коммунист. Муж Май Политцер.
Ко времени провозглашения ВСР в 1919 г. в Венгрии, Политцер уже активно вовлечён в революционную деятельность. В семнадцать лет он был вынужден отправиться в изгнание, когда рабочее государство было подавлено белым террором диктатуры адмирала Миклоша Хорти.
После встречи с Фрейдом и Шандором Ференци в Вене, Политцер в 1921 г. поселился в Париже. В 1924 г., совместно с Анри Лефевром, Полем Низаном, Норбертом Гутерманом и др., создал дискуссионный философский кружок (фр. Philosophies). За пять лет он прочёл почти все крупные научные работы из философской коллекции. Вступил в ФКП между 1929 и 1931 гг.
В начале 1930 г., ФКП основала Рабочий университет Парижа (фр. l'Université Ouvrière de Paris), который просуществовал до немецкой оккупации в 1939 г. Во время своего пребывания в университете, Политцер преподавал курс диалектического материализма.
С началом оккупации, Политцер присоединился к левому крылу Сопротивления, издавал подпольные журналы, в которых раскрывал марксистскую теорию и высмеивал нацизм. Был арестован и подвергся пыткам. 23 мая 1942 г. расстрелян в форте Мон-Валерьен, находящемся в 192 км от Парижа.
Его жена — Май Политцер — также была арестована и погибла в Освенциме в 1943 г.
Жорж Политцер — французский психолог и философ еврейского происхождения. Участник Сопротивления, теоретик марксизма, коммунист. Муж Май Политцер. Ко времени провозглашения ВСР… Развернуть