Абу-л-Хайр Фазлаллах (Фазлуллах) б. Рузбихан (Рузбехан) ал-Хуинжи ал-Исфахани ал-Амини (1457 – после 1530) иранский богослов и путешественник, историограф, писал на фарси.
Камол Худжанди (перс. کمالالدین مسعود خُجندی) - литературный псевдоним Худжанди (настоящее имя Камол ад-дин ибн Масуд) — персидско—таджикский поэт, по преимуществу лирик. Писал на персидском языке.
Поэт родился в городе Худжанде (псевдоним Худжанди — «худжандский»), большую часть жизни прожил и умер в Тебризе. Учился в Самарканде и Ташкенте. Совершил хадж в Мекку, в 1385 году во время нападения хана Тохтамыша был увезён в золотоордынскую столицу Сарай, где пробыл 4 года.
Камол Худжанди прославился как мастер поэтической формы газелей. Его творчество проникнуто суфийскими идеями.
«Цель — это жемчуг взаперти.
И надо приложить старанье.Взять жемчуг — значит ключ найти,
А ключ — усердье, время и познанье.»
По свидетельству первоисточников, диван поэта насчитывал 14 тысяч бейтов; в сохранившихся рукописях — около 8 тысячи бейтов. Лучшие списки дивана хранятся в Баку, Ташкенте, Душанбе и Санкт-Петербурге (полностью не издан).
Умер в нищете.
Камол Худжанди (перс. کمالالدین مسعود خُجندی) - литературный псевдоним Худжанди (настоящее имя Камол ад-дин ибн Масуд ) — персидско—таджикский поэт, по преимуществу лирик.… Развернуть
Рабби Яаков Ибн-Хабиб бен Шломо (Ibn Habib, Jacob ben Solomon; около 1445, Кастилия, – 1515, Греция) - ученый-талмудист.
Был главой иешивы в Саламанке; после изгнания евреев из Испании в 1492 г. осел в Салониках, где также возглавлял иешиву. Ибн Хабиб пользовался широкой известностью как глубокий знаток Талмуда. Автор ряда сочинений по галахическим вопросам, сохранившихся по большей части лишь в отрывках, цитируемых позднейшими авторами.
Наибольшую славу Ибн Хабиб снискал как автор популярного труда «Эйн Я‘аков» («Родник Я‘акова»), представляющего собой собрание поучительных притч, легенд и преданий Вавилонского и отчасти Иерусалимского Талмудов. Собрание сопровождается как комментариями галахических авторитетов (Раши, Нахманид и др.), так и оригинальными комментариями Ибн Хабиба, выражающими его собственные религиозные, социальные и культурные устремления; в философской критике Ибн Хабиб опирается на авторитет Нахманида и его школы и на Хасдая Крескаса. Цель своего труда Ибн Хабиб видел в том, чтобы направить читателя по пути прямого понимания текста и простой, не затронутой критицизмом веры. Труд Ибн Хабиба «Эйн Я‘аков» выдержал около 100 изданий и был на протяжении веков самым распространенным сборником народной мудрости среди еврейских масс в Восточной Европе и России.
Рабби Яаков Ибн-Хабиб бен Шломо (Ibn Habib, Jacob ben Solomon; около 1445, Кастилия, – 1515, Греция) - ученый-талмудист.
Был главой иешивы в Саламанке; после изгнания евреев… Развернуть
Шараф ад-Дин Али Йазди — персидский историк и поэт эпохи тимуридов, придворный правителя остана Фарс, внука Тимура, Ибрагима б. Шаруха б. Тимура. Автором поэтического дивана и сборника официальной переписки.
В 1419—1425 годах Шарафаддин Язди написал на персидском языке хронику «Зафар Наме» (Книга побед), самый полный источник сведений по истории Тимура, хотя его личность автором была предельно идеализирована. «Зафар-наме» также является одним из основных источников по истории Средней Азии, Ирана и Афганистана конца XIV — начала XV веков, во введении («Мукаддамэ») приводится история джагатаидов и тюркских ханов Средней Азии до Тимура. Книга основана на одноимённой хронике Низама ад-Дина Абд ал-Васи Шами и других исторических трудах, а также рассказах очевидцев.
Научный анализ произведения Шарафаддина Язди содержится в трудах различных востоковедов: В. Бартольда, А. Уринбаева, И. М. Муминова, Б. Ахмедова, А. Буриева, Ж. Тулибаевой, И. Бинбаша и др.
Шараф ад-Дин Али Йазди — персидский историк и поэт эпохи тимуридов, придворный правителя остана Фарс, внука Тимура, Ибрагима б. Шаруха б. Тимура. Автором поэтического дивана… Развернуть
Жил Висенте — португальский драматург и поэт, первый представитель Возрождения в португальской литературе, "отец португальского театра". Служил при дворе королей Мануэла I и Жуана III, где сочинял пьесы, был актёром и режиссёром. Судя по сценическим ремаркам в сохранившихся текстах, Висенте активно использовал театральную музыку — собственную (не сохранилась) и других композиторов. По некоторым данным, занимался и ювелирным делом.
Нет достоверных данных о времени и месте рождения Жила Висенте. Разные исследователи указывают период между 1452 и 1475 годами, как даты его рождения. С 1965 года общепринятой считается версия, что драматург родился 1465 году (дата была утверждена "официально" для празднования пятисотлетнего юбилея). В качестве места рождения обычно указывается город Гимарайнш на севере Португалии. Однако это первентство оспаривается жителями соседнего города Барселуш (например, местная футбольная команда названа в честь Жила Висенте). Еще одной версией является происхождение драматурга из региона Бейра, в центральной части Португалии. В его произведениях встречаются топонимы, язык и культурные особенности характерные только для этой территории, которые ему было бы трудно узнать, живя в других регионах.
Первой женой Жила Висенте стала Бранка Безерра, которая родила ему двух сыновей: Гаспара (1488-1519) и Бельчиора (1504/5-1552). После смерти Бранки, Жил Висенте женился во второй раз на Мелисии Родригеш. В этом браке родились дочь Памела (1519-1576) и сын Луиш (1520-1594). Памела и Луиш известны нам, как редакторы первого собрания сочинений Жила Висенте, изданного в 1562 году.
Считается, что Жил Висенте получил образовании в университете Саламанки.
Первая известная работа Жила Висенте - Auto da Visitação - был написана на кастильском и впервые представлена публике 8 июня 1502 года в покоях королевы Марии. Представление было посвящено рождению принца и будущего короля Жуана III. Этот день считается датой рождения португальского театра. Позже Жил Висенте стал организатором дворцовых торжеств.
Дата и место смерти неизвестны, однако после 1536 года никаких упоминаний о нем не встречается.
Жил Висенте — португальский драматург и поэт, первый представитель Возрождения в португальской литературе, "отец португальского театра". Служил при дворе королей Мануэла I и… Развернуть
Маттео Пальмиери (итал. Matteo Palmieri; 13 января 1406, Флоренция—13 апреля 1475, Флоренция) — итальянский гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Окончил Флорентийский университет. Известен как политический деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера справедливости (1452, 1468). Представитель гражданского гуманизма.
В гуманистическом учении Пальмиери основной акцент сделан на общественный характер природы человека, который раскрывается в гражданской активности, служении общему благу (определяющий принцип этики Пальмиери), в подчинении личных интересов коллективным.
Принципы гражданского гуманизма, этико-политические и педагогические идеи Пальмиери изложил в диалоге «О гражданской жизни» (ок.1439). Он не осуждал стремление к богатству, накопительству, при условии, что состояние нажито честным путём. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, в которой власть принадлежит как верхушке, так и среднему слою граждан. В более поздней поэме «Град жизни» (1464) Пальмиери задумывается над причинами социальной несправедливости, связывая её с господством частной собственности. Пальмиери — автор ряда исторических сочинений: «Жизнеописание Никколо Аччайуоли» (ок. 1440), «О взятии Пизы» (40-е гг.), «История Флоренции» (начата в 1432 г., охватывает события до 1474 г.) и др. Особый интерес представляют публичные речи Пальмиери, в частности «Речь о справедливости» (1437 или 1440), где обосновывается справедливость как норма морали и права. Подлинными носителями справедливости, по мысли Пальмиери, являются полноправные граждане, народ.
Друзьями Пальмиери были Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Аламанно Ринуччини и другие гуманисты.
Маттео Пальмиери (итал. Matteo Palmieri; 13 января 1406, Флоренция—13 апреля 1475, Флоренция) — итальянский гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Окончил… Развернуть
Аламанно Ринуччини (итал. Alamanno Rinuccini; 1426—1499) — итальянский гуманист второй половины XV века, выходец из состоятельной купеческой семьи. Учился во Флорентийском университете. Посвятил себя государственной службе, ставшей основным источником его доходов. Карьера Ринуччини во многом зависела от взаимоотношений с домом Медичи, которые фактически управляли Флоренцией. Занимал ряд высших должностей, в 1471 году стал гонфалоньером справедливости. Конфликт с Лоренцо Медичи в 1475 году привёл к его отставке.
Политические взгляды Ринуччини нашли отражение в «Диалоге о свободе» — главном произведении его жизни, написанном после неудавшегося заговора против Медичи в 1479 году, и в «Исторических записках» — хронике, начатой его отцом Филиппо и с 1460 года продолженной Ринуччини, а позже — его братом Нери.
Наследие Ринуччини включает многие письма и речи, особенно известна «Речь на похоронах Маттео Пальмиери» (1475). В его мировоззрении наблюдается тесная взаимосвязь социально-политических и этических идей. Ринуччини выступал за активную гражданскую жизнь, служение общему благу, патриотизм, связывал осуществление этих гражданских принципов с наличием политической свободы, равенства граждан, справедливости, пополанской демократии. В отличие от ранних представителей гражданского гуманизма Ринуччини связывал этический идеал не только с политической и гражданской активностью, но и с научными занятиями.
Аламанно Ринуччини (итал. Alamanno Rinuccini; 1426—1499) — итальянский гуманист второй половины XV века, выходец из состоятельной купеческой семьи. Учился во Флорентийском… Развернуть
Джованни Понтано, Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus; 1426 или 1429—1503) — итальянский поэт-гуманист, классик латинской поэзии Ренессанса.
Получил образование в Перудже, всю жизнь провел в Неаполе, стоял во главе Неаполитанской академии, при Фердинанде I был воспитателем его детей и первым министром, сохранил эту должность при Альфонсе II и Фердинанде II, что не помешало ему по занятии Неаполя французами приветствовать речью Карла VIII. Потеряв, по удалении французов, прежнее положение, не пожелал вернуться к государственной деятельности при вторичном занятии ими Неаполя и до самой смерти оставался частным человеком.
Джованни Понтано , Понтан, Понтанус (итал. Giovanni Pontano, лат. Iovianus Pontanus; 1426 или 1429—1503) — итальянский поэт-гуманист, классик латинской поэзии Ренессанса.… Развернуть
Гийом Дюфаи́ — франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской школы.
Имагава Садаё (1325—1420; также известный под именем Имагава Рёсюн) — один из наиболее выдающихся людей своей эпохи. Он известен не только своими достижениями стратега на поле брани, но и своими литературными произведениями.
Семья Имагава представляла младшую линию клана Асикага, взяв свою фамилию от Имагава — названия поместья в провинции Микава. Отец Имагавы оказал поддержку сёгуну Такаудзи ип в награду получил пост губернатора провинции Суруга, где клан обосновался на долгое время.
Военная карьера Имагавы началась со ссоры между Северным и Южным дворами. Он встал на сторону первого и к 1361 году разгромил Хасокаву Кнёудзи во время кампании в Ёсино. Вернувшись в Киото, он постригся наголо и посвятил себя религии, взяв имя Рёсюн.
В 1370 году, бакуфу, утратив контроль над большей частью острова Кюсю, прислал туда Рёсюна в качестве военного губернатора для усмирения территории.
Этой задаче Имагава посвятил следующие 10 лет.
В 1395 сёгун Ёсимицу, испугавшись могущества Рёсюна, отправляет его на занимаемый им ранее пост губернатора Суруги, где Имагава большую часть времени посвятил литературе и поэзии.
Имагава Садаё (1325—1420; также известный под именем Имагава Рёсюн) — один из наиболее выдающихся людей своей эпохи. Он известен не только своими достижениями стратега на поле… Развернуть
Ахмед ибн Мухаммед ибн Арабшах — видный арабский писатель и историк XV века. Прославившее его сочинение о Тамерлане издано на арабском языке в Лейдене в 1636 г., во французском переводе Ватье в Париже в 1658. Калькуттские издание 1812 и 1818 гг. с английским ярлыком «History of Timur» вышлт под редакцией Ахмеда ибн Мохаммеда ибн аль-Ансари Йемени. Фрагменты сочинения, касающиеся Золотой Орды, переведены на русский и изданы В. Г. Тизенгаузеном.
Жизнь Ахмед Ибн Арабшах была цепью странствований. В 1402 году он был уведён войсками Тамерлана в неволю из Багдада в Самарканд. Там стал учеником в медресе, где изучал мусульманскую науку, турецкий и персидский языки; впоследствии занимался переводами. После смерти Тимура пробыл некоторое время в Самарканде и в 1412 году через Крым добрался до Эдирне, где десять лет служил при дворе османского султана Мехмеда I.
Под старость Ибн Арабшах по образцу «Калилы и Димны» составил рифмованной прозой сборник притчей с обычной в то время суфийской подкладкой о воспитании князей Факиха аль-хуляфа («Приятный плод для халифов»). В 1824 году в Москве появились «Приключения одного невольника. Арабская повесть Ахмеда-бен-Арабшаха, с арабским текстом». В Бонне это произведение по-арабски и по-латыни издал барон Г. Фрейтаг под названием: «Fructus imperatorum et jocatio ingeniosorum» в 1832-1852 гг.
Ахмед ибн Мухаммед ибн Арабшах — видный арабский писатель и историк XV века. Прославившее его сочинение о Тамерлане издано на арабском языке в Лейдене в 1636 г., во… Развернуть
Леон Эбрео - псевдоним Иегуды Абарбанеля.
Иегуда Абарбанель (Judá Abravanel, Yehuda ben Yitzhak Abravanel; известен также как Леóн Эбрео, исп. León Hebreo; Леоне Ебрео, итал. Leone Ebreo и Лео Хебреус, лат. Leo Hebraeus; годы жизни: ок. 1460 – ок. 1530) — португальский философ и поэт.
О жизни Леона Эбрео — его настоящее имя Иегуда Абарбанель — известно крайне мало. Родился он в Лиссабоне, в аристократической семье: его отец Исаак Абарбанель, видный теолог, был министром при дворе португальского короля Альфонса V. Иегуда получил медицинское образование, но под влиянием отца рано приобщился к изучению талмудических книг, классической философии, арабской, еврейской и латинской схоластики. В 1484 году Иегуда оказался в Испании—отец его занял пост министра при дворе короля Фердинанда Католика, где имел широкую врачебную практику и стал придворным медиком. Там же появилось его второе имя Леон. Однако в 1492 году семья Абарбанель была вынуждена переселиться в Неаполь, найдя покровительство у короля Альфонса II Арагонского. В 1495 году после взятия Неаполя французами Леон переехал в Геную, а в 1501-м вернулся ко двору неаполитанского короля. К этому времени относится начало его работы над «Диалогами о любви», задуманными как продолжение линии «любовной философии», начатой Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола. К 1506 году были написаны три из предполагавшихся четырех диалогов (последний, по-видимому, так и не был создан). «Диалоги о любви» увидели свет в 1535 году, уже после смерти Леона. Сведения о последних годах жизни философа скудны и отрывочны. Известно, что в 1504—1515 годах он находился в Венеции, в 1516 году в Ферраре, в 1520-м в Пезаро, где публиковал работы отца. В 1521 году он возвратился в Неаполь, заняв должность придворного врача.
Леон Эбрео - псевдоним Иегуды Абарбанеля. Иегуда Абарбанель (Judá Abravanel, Yehuda ben Yitzhak Abravanel; известен также как Леóн Эбрео, исп. León Hebreo; Леоне Ебрео, итал.… Развернуть