Хросвита Гандерсгеймская — немецкая святая христианская монахиня, поэтесса периода «Оттоновского возрождения», автор драматических произведений на латинском языке, назидательных комедий, насыщенных религиозными мотивами и символикой. Считается первым европейским драматургом со времён Античности.
О жизни святой Хросвиты известно мало. Согласно преданию, она родилась в знатной герцогской семье в Саксонии. Получила максимально возможное по тем временам христианское воспитание и образование, в том числе познакомилась с произведениями античных авторов на латинском языке. В юном возрасте была определена в женский монастырь Гандерсхайма.
В плеяде писателей-новаторов оттоновского времени Хротсвита Гандерсгеймская занимает почетное место. В век, когда драматического жанра в литературе не существовало, она писала драмы; в век, когда рифмованная проза только что начинала утверждаться в латинской словесности, она пользовалась ею широко и свободно; в век, когда женщина рассматривалась господствующим мировоззрением, главным образом, как "сосуд диавольский", она выступила с апологией женского достоинства в той форме, в какой это только и было возможно в средневековой христианской культуре, - в форме прославления девственности.
Имя свое (Хротсвита, Гросвита, Росвита - около 20 орфографических вариантов) она толковала как "Громкий Глагол", но этимология эта сомнительна. По-видимому, она происходила из Саксонии, и по-видимому, из знатного рода: Гандерсгеймский каноникат, к которому она принадлежала, был аристократическим заведением, из 8 первых его аббатис 6 принадлежали к оттоновскому Лиудольфингскому роду. В Гандерсгейме Хротсвита воспитывалась смолоду, одной из ее наставниц была племянница Отгона I Герберга (940-1001), с 959 г. гандерсгеймская аббатиса; Хротсвита была ненамного старше Герберги. Училась она с усердием, была знакома не только с тривием, но и с квадривием, свои знания она с гордостью выставляет напоказ в своих сочинениях; ученость была для нее как бы обоснованием права на человеческое достоинство.
Сочинения Хротсвиты были собраны ею самой в три книги с посвящениями и предисловиями. Первая книга - это сборник 8 стихотворных легенд (в леонинских гексаметрах, одна - в дистихах), главным образом, из житий святых; впрочем, две легенды, о франкском мученике Гонгольфе и о кордов-ском мученике Пелагии, повествуют о совсем недавних событиях, отчасти даже со слов очевидцев. Одна из легенд посвящена истории Теофила, продавшего душу дьяволу, а потом спасенного заступничеством Богоматери, -сюжет, обработанный потом Рютбёфом и послуживший легенде о Фаусте. Писать легенды Хротсвита начала в юности и тайно, лишь потом, с одобрения Герберги, она собрала их в книгу, и они читались за монастырской трапезой.
Вторая книга Хротсвиты - это шесть пьес, содержание которых тоже заимствовано из житий святых; они были написаны в два приема. Первыми явились: "Галликан"- история языческого военачальника, влюбленного в дочь императора Константина, обратившегося в христианство и ставшего святым; "Дульциций" - о мученичестве девственниц Агапии, Хионии и Ирины во время Диоклетианова гонения; "Каллимах" - о юноше-язычнике, влюбленном в христианку Друзиану, об их смерти и чудесном воскрешении по воле Бога; "Авраам" - о святом отшельнике, возвращающем на путь истинный свою приемную дочь, совращенную дьяволом и ставшую блудницей. Потом были написаны еще две пьесы: "Пафнутий", вариант того же сюжета, что и в "Аврааме", и "Сапиенция", вариант того же сюжета, что и в "Дульциций"; обе эти пьесы сильно перегружены ученым материалом, в "Пафнутия" вставлен длинный диалог героя с его учениками о философских и научных предметах. Как возникли эти пьесы, Хротсвита рассказывает в предисловии к ним: читая популярного в X в. Теренция, она любовалась его изящным стилем и живым диалогом, но жалела, что все эти достоинства служат лишь для описания мирских утех и блудной любви; поэтому она решила написать несколько сочинений в той же форме (словом "комедия" она не пользуется), но с благочестивым христианским содержанием. Теренция современники Хротсвиты читали как прозу, потому что сложное строение метрического стиха римской комедии ими уже не воспринималось; поэтому и свои подражания Теренцию Хротсвита пишет прозой, однако украшая ее только что начавшим входить в моду украшением - рифмой. Кроме Теренция, несомненное влияние на форму пьес Хротсвиты оказали диалогические учебники (типа Алкуиновых), диалогические эклоги и, быть может, мало известный нам народный примитивный театр бродячих мимов.
Третья книга Хротсвиты включает две эпические поэмы исторического содержания. Первая - "Деяния Оттона", написанная по прямому заказу Герберги, сохранилась неполностью; здесь панегирически рассказывается история правления императора, кульминацию образует римская коронация, но в целом внимание автора больше сосредоточено на лицах, чем на событиях. Это, главным образом, семейная история, самая живая ее часть - рассказ об итальянской королеве Адельгейде, ставшей потом женой Отгона, ее плене, бегстве и т. д. Вторая поэма- "Начала Гандерсгеймской обители" - стихотворная история Гандерсгеймского канониката, начиная с его основателей графа Лиудольфа и графини Оды - и до смерти их дочери Христины в 919 г. Поэма об Оттоне имеет посвящения самому Отгону I, Оттону II и Вильгельму Майнцскому - свидетельство о прямой связи творчества Хротсвиты с оттоновским двором.
Задуманные не столько как комедии, сколько как "антикомедии", пьесы Хротсвиты не имели успеха: Теренция продолжали читать, а ее скоро забыли; лишь одна из ее пьес, "Галликан", в XII в. была переработана для сцены уже возникшего средневекового театра. Зато когда накануне германской реформации, в пору обостренной немецкой национальной гордости, гуманист Цельтис в 1493 г. нашел и в 1501 г. издал эти сочинения "первой немецкой поэтессы" (с гравюрами Дюрера и Траута), это стало всеевропейской сенсацией. (Высказывалось даже предположение, что пьесы Хротсвиты были лишь подделкой, написанной самим Цельтисом и его друзьями, но оно оказалось не выдерживающим критики.) В эпоху классицизма восторг перед Хротсвитой затих, но в эпоху романтизма вспыхнул снова. Неожиданное усиление интереса к драматургии Хротсвиты наблюдается на Западе и в наше время - в связи с тем, что некоторые исследователи не без оснований усмотрели в ее творчестве черты сходства с "эпическим театром" Бертольда Брехта, возникшим, конечно, на совершенно иной идейной основе, но использующим аналогичные агитационно-поэтические приемы.
Хросвита Гандерсгеймская — немецкая святая христианская монахиня, поэтесса периода «Оттоновского возрождения», автор драматических произведений на латинском языке,… Развернуть
Рихер Реймский (лат. Richerus Remenses) — монах-бенедиктинец аббатства Святого Ремигия в Реймсе. Автор сочинения «История в четырех книгах», описывающего политическую жизнь Франции второй половины X века.
О жизни Рихера известно немногое. Все основные сведения о его происхождении и детали биографии можно почерпнуть только со страниц его сочинения. Так, Рихер сообщает, что родился в семье Родульфа — рыцаря, состоявшего на службе у короля Людовика IV Заморского. Родульф дважды оказывал услуги королевской семье: в 949 году он помог Людовику отвоевать у герцога Гуго Великого город Лан, затем в 956 году с его помощью Герберге, вдове Людовика, удалось вернуть владения, захваченные Рагенерием, графом Геннегау.
Между 966 и 969 годами Рихер поступил в монастырь Св. Ремигия, где, вероятно, обучался у Герберта Орильякского, будущего папы Сильвестра II. Существует предположение, что в монастыре Рихер занимался врачеванием, так как, подробно описывая заболевания и причины смерти исторических лиц и применяя латинские и греческие медицинские термины, он обнаруживает серьёзное для своего времени знакомство с медициной. Кроме того, он рассказывает о поездке в Шартр, которую предпринял в 991 году лишь затем, чтобы ознакомиться с античными трудами о врачевании. Рихер умер не ранее 998 года, так как именно на этой дате заканчивается его произведение.
Рихер Реймский (лат. Richerus Remenses) — монах-бенедиктинец аббатства Святого Ремигия в Реймсе. Автор сочинения «История в четырех книгах», описывающего политическую жизнь… Развернуть
Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани — арабский писатель, ученый, музыкант. Он является составителем многотомной антологии арабской поэзии с VI по X века — «Книга песен» («Китаб аль-агани»). Настоящее имя Абу-ль-Фарадж Али ибн Хусейн ибн Мухаммад ибн Ахмад аль Умуи аль-Курайши (араб. أبو الفرج علي بن الحسين الأموي القرشي الأصفهاني).
Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани родился в 897 году в одной из зажиточных семье Исфахана. Он являлся потомком Омейядов по линии халифа Марвана II. Образование он получил в Багдаде. Среди его учителей было много известных багдадских ученых начала 10 в. Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани занимался изучением арабской грамматики, просодии и метрики, лексикографии и поэтики. Он обладал знаниями в литературе, астрологии, медицине и др. Аль-Исфахани работал секретарем и придворным поэтом у буидов.
Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани написал около 30 сочинений, большинство из которых не сохранили. Он оставил труды по древней истории, генеалогии, филологии и поэзии. Он составил диваны поэтов Абу Таммама, аль-Бухтури и Абу Нуваса.
Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани — арабский писатель, ученый, музыкант. Он является составителем многотомной антологии арабской поэзии с VI по X века — «Книга песен» («Китаб… Развернуть
Но́ткер Заика, также Ноткер I Санкт-Галленский — монах-бенедиктинец Санкт-Галленского монастыря, поэт, музыкант, хронист и богослов. Причислен Католической церковью к лику блаженных в 1512 году. Память — 7 апреля.
Но́ткер Заика, также Ноткер I Санкт-Галленский — монах-бенедиктинец Санкт-Галленского монастыря, поэт, музыкант, хронист и богослов. Причислен Католической церковью к лику… Развернуть
Сули, ас-Сули, Абу Бакр Мухаммед бен Яхья — шатранджист (игрок и теоретик), филолог, живший в Аббасидском халифате. Уроженец Средней Азии. По данным Ш. Мураткулиева, предки ас-Сули жили на территории современной Туркмении, в бассейне реки Атрек (Этрек); по аль-Исфахани, дед игрока был туркменом (цит. по Мураткулиеву).
Автор «Китаб ал-Аврак» — многотомного сочинения по истории поэзии и поэтов эпохи Аббасидов, произведения которых дошли до наших дней в отрывках. Собрал богатую личную библиотеку, был искусным каллиграфом. Прославился игрой в шатрандж в Багдаде при дворе халифов аль-Муктафи (902—908), аль-Муктадира (908—932) и ар-Ради (934—940), где не имел себе равных.
Он происходил из старинного аристократического рода, ведущего начало от Сул-Такина, тюркского правителя прикаспийской области Дихистан в эпоху арабского завоевания (конец VII в.). Сам Сул-Такин, согласно устойчивому преданию, принял ислам, его потомки обарабились по языку и образу жизни, занимали видные посты, входили в столичную элиту. Абу Бакр ас-Сули принадлежал к тесному кругу придворных при халифах ал-Муктафи (902—908) и ал-Муктадире (908—932), был воспитателем будущего халифа ар-Ради (934—940) и его брата Харуна. После смерти ар-Ради положение ас-Сули пошатнулось и он перебрался в Васит к военачальнику и правителю области Баджкаму (Беджкему). В Багдаде и Басите он, видимо, и писал свой «Китаб ал-Аврак». В 333/944—45 г. ас-Сули возвратился в Багдад, но вскоре был вынужден его покинуть, будучи обвиненным и преследуемым за пересказ какого-то предания про ‘Али — малейшая непочтительность к памяти четвертого «праведного халифа» при наступившем верховенстве Бундов, сторонников шиитства, стала тогда опасной. Согласно преданию, ас-Сули скрывался в Басре, где и умер спустя год или два.
Автор двух шахматных трактатов (не сохранились), где подверг критическому анализу работы своих предшественников. В рукописях некоторых авторов, в том числе его ученика аль-Ладжладжа, приводится ряд окончаний его партий, анализы, цитируются его высказывания.
Сули, ас-Сули, Абу Бакр Мухаммед бен Яхья — шатранджист (игрок и теоретик), филолог, живший в Аббасидском халифате. Уроженец Средней Азии. По данным Ш. Мураткулиева, предки… Развернуть
Мухаммед (Мухаммад) ибн Харис аль-Хушани (начало X века — 971 или 981) — видный арабо-испанский историк, правовед и литератор X века.
Выходец из Туниса, жил в Кордовском халифате.
Автор биографической работы о кадиях (судьях), законоведах и учёных как омейядской Испании, так и Северной Африки. В X веке составлялись сборники о лицах разных профессий и создавались труды по каждой из указанных категорий лиц, среди них «Книга о судьях» аль-Хушани.
Сохранились два сочинения аль-Хушани — «Книга о кадиях» («Книга о судьях» или «Китаб аль-кудат», о верховных судьях Кордовы со времени арабского завоевания до 969 года) и «Книга разрядов учёных Африки» («Китаб табакат уляма Ифрикийа», о юристах Кайруана IX—X веков). Обе работы повествуют о различных сторонах духовной жизни мусульманского Магриба того времени и содержат важные подробности бытового характера.
Время создания «Книги о судьях» — последние годы правления омейядского халифа Испании Абд ар-Рахмана III (912—961). Эта уникальная история судейства, изложенная в виде биографий тех, кто исполнял должность кади, важна как памятник исламской идеологии определенной эпохи (VIII—X веков) в пределах определенного региона и как источник ценнейшей информации.
Сведения, изложенные в его книгах, использовали более поздние арабские авторы и историки Аль-Андалусии, в частности, Ибн Хайян аль-Куртуби.
В 1992 «Книга о судьях» (Китаб ал-кудат) Аль-Хушани в переводе с арабского вышла в СССР в серии Памятники письменности Востока.
Мухаммед (Мухаммад) ибн Харис аль-Хушани (начало X века — 971 или 981) — видный арабо-испанский историк, правовед и литератор X века. Выходец из Туниса, жил в Кордовском… Развернуть
Эгиль Скаллагримссон (то есть сын Лысого Грима) — бесспорно самый выдающийся из скальдов. Годы его жизни примерно 910–990. О нем много рассказывается в «Саге об Эгиле», одной из лучших исландских «родовых саг». Эгиль, как его образ встает из саги, был не только вдохновенным поэтом, но также воинственным викингом, беспощадным к врагам и жадным на добычу. Согласно саге, скальд, сын одного из первопоселенцев Исландии, бесстрашно боролся с королями Норвегии Харальдом и Эйриком, совершал воинские подвиги и был верен друзьям, горячо любил сына. В саге так описывается его внешность: «У Эгиля было крупное лицо, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, нижняя часть лица широкая и длинная, подбородок и скулы широченные. У него была толстая шея и могучие плечи. Он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был страшен. Он был статен и очень высок ростом. Волосы у него были цветом как у волка».
Вместе с тем, Эгиль обладал крутым нравом, часто демонстрировал поведение берсерка. В семилетнем возрасте разрубил топором челюсть обидевшему его сверстнику. Неоднократно участвовал в хольмгангах. Однажды прямо во время пира наблевал на некоего Армода, а затем выковырял тому глаз.
Эгиль был женат на Асгерд дочери Бьёрна и имел от неё пятерых детей.
Это были:
Торгерд (род. в 931 г.)
Бера (род. в 934 г.)
Гуннар (род. в 939 г.)
Бёдвар (943 - 960 гг.)
Торстейн (945 - 1015 гг.)
Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Юханнеса Флинту (1787 год).
Эгиль Скаллагримссон (то есть сын Лысого Грима) — бесспорно самый выдающийся из скальдов. Годы его жизни примерно 910–990. О нем много рассказывается в «Саге об Эгиле», одной из… Развернуть
Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (перс. ابوالقاسم عُبیدالله بن عبدالله اِبْن خُرْدادْبِهْ (خرداذبه) (произносится как Хурдазбих), ок.820 — ок. 912/913, по др. данным 885) — мусульманский географ иранского происхождения. Его «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») — первый дошедший до нас образец жанра арабской описательной географии. Содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской географии упоминания о русах и славянах.
Выходец из знатного рода Табаристана. Его дед был зороастрийцем, но перешёл на службу халифам и обратился в ислам. Его отец Абдаллах в 816—819 годах являлся правителем Табаристана и прославился как храбрый полководец. Известно, что он был образованным и дал подобающее воспитание сыну.
Благодаря своему знатному происхождению и образованности Ибн Хордадбех занял пост начальника почт (сахиб ал-барид ва-л-хабар) в области ал-Джабал (северо-западный Иран). В его обязанности входил детальный сбор сведений о подопечной области. Вероятно, на этой должности он составил черновой вариант своей работы. Некоторое время жил в Самарре. Дослужился до начальника всего почтового ведомства Халифата, последние годы жизни провёл в Багдаде. Биографию Ибн Хордадбеха приводит библиограф X века Ибн ан-Надим. Кроме дошедшей до нас «Книги путей и стран» он называет ещё семь сочинений Ибн Хордадбеха:
«Книга о культуре музыкального восприятия» («Китаб ал-адабу-с-сама’и»);
«Книга собрания генеалогий персов и их колоний» («Китаб джамхарат ансаб ал-фурс ва-н-навакил»);
«Книга о кулинарии» («Китаб ат-табахи»);
«Книга увеселения и удовольствий» («Китаб ал-лахв ва-л-малахи»);
«Книга об [искусстве]питья» («Китаб аш-шараб»);
«Книга об ориентации по звездам —ал-анва» («Китаб ал-анва»);
«Книга о собеседниках и приятелях» («Китаб ан-нудама’и ва-л-джуласа’и»)
Возможно, в этот список следует включить большой исторический труд, о существовании которого известно со слов ал-Масуди. Это сочинение было доведено до конца правления халифа Му’тамида (892) и отличалось подробным описанием неарабских народов.
Сам Ибн Хордадбех не путешествовал. Источниками сведений для него были архивы Багдада и сообщения современных информаторов: путешественников, воинов, купцов и дипломатов, побывавших в разных странах. Описание Византии он получил от Муслима ибн Абу Муслима ал-Джарми, который побывал в византийском плену и был освобождён в 845 году. Об экспедиции к стене Гога и Магога ему рассказал её руководитель Саллам ат-Тарджуман.
Ибн Хордадбех стал основоположником нового направления в арабской географии. Произведения, возникшие в рамках этого направления, посвящались описанию торговых магистралей и проживающих вдоль них народов. Самой ценной чертой этих работ было то, что они основывались на современной информации, в противовес предшествующим сочинениям, которые базировались на книжной традиции, восходящей к Птолемею.
Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (перс. ابوالقاسم عُبیدالله بن عبدالله اِبْن خُرْدادْبِهْ (خرداذبه) (произносится как Хурдазбих), ок.820 — ок. 912/913, по… Развернуть
Абу-т-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби (араб. المتنبي — «выдающий себя за пророка»; 915, Эль-Куфа — 23 сентября 965, близ Нумании) — арабский поэт. Считается одним из наиболее выдающихся поэтов, когда-либо писавших на арабском языке.
Аль-Мутанабби родился в Куфе (современный Ирак) в семье водоноса, хотя и утверждал позже, что имеет благородное происхождение. Когда карматы напали на Куфу в 924 году, он ушёл с ними и жил в пустыне, изучив их диалект арабского, близкий к классическому арабскому. В 932 году он возглавил восстание карматов, выдавая себя за пророка; после поражения восстания попал в тюрьму. За это он получил своё прозвище, аль-Мутанабби. В 935 году его освободили из тюрьмы, и он стал странствующим поэтом, зарабатывая деньги стихами. В 948 году был принят ко двору халебского князя Сайф ад-Даулы. Многие его произведения написаны под покровительством князя. Покинул двор в результате интриг и в 957 году поступил ко двору Абу аль-Миск Кафура в Египте. Пытался стать губернатором Сидона, но не был назначен, и в отместку написал сатирическое стихотворение на Кафура и вынужден был бежать в 961 году. До 965 года был при дворе в Ширазе, затем в сентябре 965 года совершил путешествие в Куфу, где и был убит, предположительно в результате мести за оскорбление.
От аль-Мутанабби до нас дошли свыше ста од (касыд) и до двухсот мелких стихотворений и фрагментов. Его язык богат, а композиция поэзии содержит новшества. Лирический герой аль-Мутанабби чрезвычайно горд; в одном из стихотворений он утверждает, что его поэзия столь мощна, что даже слепые могут её читать, и слова столь наполнены значением, что даже глухие их слышат.
Абу-т-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби (араб. المتنبي — «выдающий себя за пророка»; 915, Эль-Куфа — 23 сентября 965, близ Нумании) — арабский поэт. Считается одним из… Развернуть
Рабби Саадия бен Йосеф (Саадия Гаон; (ивр. סעדיה בן יוסף, Са‘адия бен Иосеф; араб. سعيد بن يوسف الفيومي, Саид; 882, Дилас, оазис Файюм (Египет (в составе Арабского Халифата)) — 942, Багдад) — крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт.
Уже в молодости приобрёл обширные познания в области раввинской письменности и в светских науках, особенно в философии.
В 928 году избран гаоном (главой еврейской академии) в Суре (Вавилон). Эта академия, вместе с академией в Пумбедите бывшая средоточием еврейской учёности в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок; благодаря новому гаону значение её вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через некоторое время Саадия был смещён благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) Давида бен-Заккаи, но через несколько лет был вновь утверждён в звании гаона.
Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в иудаизме и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения: он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудаизм с тогдашней философской мыслью.
Важнейшее его сочинение, религиозно-философский труд «Эмунот ве-Деот» ("Верования и мнения" или "Вера и знание") (написан в 933 году, арабский оригинал под заглавием «Китаб аль аманат валь-и' тикадат» — «Книга о верованиях и религиозных мнениях»; переведённая на еврейский язык Иудой ибн Тиббоном в 1160 году), является первым систематическим изложением религиозной философии; Саадия опровергает мнение, что вера несовместна с разумом и наукой. Сочинение Саадии имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и у христиан; оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом (Лейпциг, 1845).
Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод Библии (Танаха) и обширный комментарий к ней, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически.
Кроме того, он писал сочинения по экзегетике, грамматике, талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием «Сефер Агрон» (араб. «Китаб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китаб ар-родд ала Анан» (возражение Анану, караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству.
Саадия написал также комментарии к «Сефер Иецира» (книге Творения), сиддур (молитвенник) на арабском языке под заглавием «Сиддур Рабби Саадия» и др.
Многие сочинения Саадии до сих пор ещё хранятся в рукописях; некоторые из них, хранящиеся в Санкт-петербургской публичной библиотеке, изданы А. Я. Гаркави в «Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffen t l. Bibliothek» (СПб., 1891). По случаю 1000-летия рождения Саадии предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевёл книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Париж, 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894); последний издал также и «Сефер Йецира» (Париж, 1891).
Рабби Саадия бен Йосеф (Саадия Гаон; (ивр. סעדיה בן יוסף, Са‘адия бен Иосеф; араб. سعيد بن يوسف الفيومي, Саид; 882, Дилас, оазис Файюм (Египет (в составе Арабского… Развернуть
Дунаш бен Лабрат (920—990; ивр. דוֹנָש הלוי בֵּן לָבְרָט; араб. دناش بن لبراط) — раввин, поэт, писатель, филолог, лингвист и комментатор Библии, основатель старой метрики в древнееврейской поэзии (по арабскому образцу).
Дунаш бен Лабрат (920—990; ивр. דוֹנָש הלוי בֵּן לָבְרָט; араб. دناش بن لبراط) — раввин, поэт, писатель, филолог, лингвист и комментатор Библии, основатель старой метрики в… Развернуть
Иосеф ибн Авитор родился в середине десятого столегия на западе Андалусии, в Мериде. Жил в Кордове, центре мусульманской и еврейской культуры Испа-нии того времени, и там же, в иешиве рабби Моше, получил прекрасное талмудическое образование. По некоторым свидетельствам, в том числе Авраама ибн Дауда, Авитор был автором частичного арабского перевода и истолкования Талмуда для халифа аль-Хакима II.
После смерти своего учителя рабби Моше и знаме-нитого предводителя испанских евреев Хисдая ибн Шапрута Авитор предпринял попытку стать во главе иешивы, которой руководил сын рабби Моше, рабби Ханох. Евреи Кордовы разделились на два лагеря, один из которых поддерживал Авитора, а другой — рабби Ханоха. В конечном счете Авитор потерпел поражение и был вынужден навсегда покинуть Испа-нию. Последние годы своей жизни он провел, путе-шествуя по странам Ближнего Востока. Если в Испа-нии он иногда подписывал свои произведения именем Иосеф бар Ицхак Марди (по названию родного города Мериды), то в изгнании он называл себя Иосеф бен Ицхак "Испанец".
Как поэт он, в основном, известен своими литурги-ческими произведениями, большинство которых вошло в молитвенники провансальских, каталонских и североафриканских евреев.
В 1012 году правитель Египта аль-Хаким, прозван-ный "мусульманским Калигулой", начал гонения против всех иноверцев в его халифате. Он приказал снести синагоги и церкви в Египте и Палестине, пытался обратить в ислам всех евреев и христиан. Ибн Авитор увековечил эти события в "плаче", зарифмованном по системе Дунаша. Дата смерти ибн Авитора неизвестна.
Иосеф ибн Авитор родился в середине десятого столегия на западе Андалусии, в Мериде. Жил в Кордове, центре мусульманской и еврейской культуры Испа-нии того времени, и там же, в… Развернуть