Сэй Сёнагон — знаменитая средневековая японская писательница и придворная дама при дворе императрицы Тэйси (Садако) эпохи Хэйан. Автор единственной книги «Записки у изголовья» (яп. 枕草子, макура-но соси), давшей начало литературному жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.
О жизни Сэй Сёнагон известно мало, во многом реконструкция её биографии строится на догадках и гипотезах. Она происходила из знатной семьи Киёвара. Её отец Мотосукэ (908—990) и прадед Фукаябу были известними японскими поэтами, но занимали мелкие малодоходные должности. В 981(?) году, в возрасте 16 лет, Сэй Сёнагон выходит замуж за Татибана Норимицу, чиновника невысокого ранга. Их брак был неудачным и недолгим, у них родился сын. Легенда гласит, что она разорвала с ним, так как он оказался плохим поэтом. Позже она также была замужем за Фудзивара Мунейо, от которого родила дочь, как предполагают, это была Кома, будущая поэтесса. Скорее всего, к моменту прибытия ко двору Сэй Сёнагон была в разводе. Существуют предположения, что Сёнагон была замужем ещё и третий раз.
В 993(?) году 27-летняя Сэй Сёнагон поступает на придворную службу в свиту юной императрицы Тэйси (супруги императора Итидзё), которая становится одним из центральных персонажей «Записок у изголовья». Тяжёлые времена для Сэй Сёнагон наступают, когда Тэйси впадает в немилость – отец императрицы умирает, и его брат, регент Фудзивара Митинага делает свою дочь второй императрицей.
После того, как в 1000 году императрица умерла во время родов, Сэй Сёнагон уходит со службы. Предполагают, что именно тогда был заключён её второй брак. Считается, что «Записки у изголовья», начатые в благополучный период, были закончены между 1001 и 1010 годом. Она описывает в книге, что писала её для себя, и случайный посетитель унёс рукопись с собой, после чего «Записки» распространились.
Деталей жизни писательницы после смерти императрицы нет. Говорят, что старость Сэй Сёнагон встретила в нищете – хотя возможно, это легенда. Также указывают, что после смерти мужа она постриглась в буддийские монахини. Её могилу показывают в нескольких провинциях, точное место захоронения неизвестно.
Сэй Сёнагон прославилась своей книгой «Записки у изголовья», которая представляет собой собрание списков, слухов, стихов, эссе и рассказов обо всём, что интересовало двор. Предполагают, что она начала свои записки ещё при дворе, а закончила после смерти императрицы. Книга состоит из 320 отдельных разделов, которые расположены не в хронологическом порядке. Самая ранняя рукопись датируется 1000 годом, поэтому нет возможности понять, насколько план соответствует замыслу автора. «Записки у изголовья» считают, «возможно, самым близким приближением к высокой комедии в японской литературе», самым подробным источником фактического материала о подробностях быта той эпохи, вдобавок, произведением литературной красоты, полным юмора и тонких впечатлений от мира. Эти личные заметки, охватывающие 10 лет жизни при дворе, свидетельствуют о своём авторе как о сложной, умной, хорошо информированной женщине, которая была нетерпеливой, остро наблюдательной к деталям, пылкой и остроумной, соревновательной, чувствительной к красоте мира – но при этом как о снобе, нетерпимой и жестокой к людям, которых она считает ниже себя как в социальном, так и в интеллектуальном плане.
Сэй Сёнагон — знаменитая средневековая японская писательница и придворная дама при дворе императрицы Тэйси (Садако) эпохи Хэйан. Автор единственной книги «Записки у изголовья»… Развернуть
Мурасаки Сикибу — японская поэтесса и писательница периода Хэйан, автор романа «Гэндзи-моногатари», «Дневника Мурасаки Сикибу», сохранилось также её личное собрание стихов.
Личное имя писательницы (как и прочих женщин периода Хэйан) нам неизвестно; «Мурасаки Сикибу» — прозвище, составленное из имени одной из главных героинь романа «Гэндзи-моногатари», возлюбленной принца Гэндзи, и должности отца писательницы «сикибу-но дзё». Отец Мурасаки, Фудзивара Тамэтоки, принадлежал к северной ветви рода Фудзивара. Он был известным учёным и поэтом, как и многие его родственники (например, Фудзивара Канэсукэ, один из тридцати шести бессмертных). Мать Мурасаки — дочь Фудзивара Тамэнобу. И мать, и отец принадлежали к средней чиновничьей аристократии.
В 998 г. Мурасаки вышла замуж за Фудзивара Нобутака. В 999 г. у них родилась дочь, Кэнси, в будущем — поэтесса, известная под именем Дайни-но Саммисю. В 1001 г. Фудзивара Нобутака скончался, и Мурасаки оказалась в сложном материальном положении. В 1005 г. она была вынуждена пойти на службу к императрице Сёси, дочери Фудзивара Митинага. Одновременно с Мурасаки на службу во дворец поступили и другие известные поэтессы: Акадзомэ Эмон, Идзуми Сикибу. Это был блестящий двор, при котором часто проводились поэтические турниры. «Дневник» Мурасаки-сикибу относится к жанру дзуйхицу — воспоминания о том, что волновало её, в основном организованные в хронологическом порядке. Но в «Дневнике» есть и пассажи, не поддающиеся временной атрибуции, — рассуждения о людях, окружающих Мурасаки, воспоминания детства. В целом «Дневник» охватывает период с 1008 по 1010 г. В «Дневнике» Мурасаки упоминается Сэй-Сёнагон.
Большинство исследователей полагают, что «Гэндзи-моногатари» написан в 1001—1008 гг. Предположительно в 1013—1014 гг. составлено её личное собрание стихотворений. Поскольку никаких сведений о ней и никаких её стихов позднее 1014 г. не встречается. Вероятно, в то же время она покинула двор. Поэтому большинство исследователей считают 1014 г. годом её смерти.
Считается, что её могила находится с западной стороны от могилы поэта Оно-но-Такамура, у реки Хорикава, севернее современного Киото. В храмах Эндзёдзи, Исияма Хонган-дзи, Дайтокудзи стоят посвящённые Мурасаки Сикибу ступы для приношений.
В честь Мурасаки Сикибу назван кратер на Меркурии.
Мурасаки Сикибу — японская поэтесса и писательница периода Хэйан, автор романа «Гэндзи-моногатари», «Дневника Мурасаки Сикибу», сохранилось также её личное собрание стихов.… Развернуть
Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета.
Царь Соломон — сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости.
Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя — Едидья («любимец Бога»). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» — прозвищем («миротворец»).
Отец Соломона, Давид, собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.
Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.
Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.
Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный… Развернуть
Абулькасим Фирдоуси – персидский и таджикский поэт, всемирно известный автор поэмы «Шахнамэ» («Книга о царях», или «Книга царей»). Фирдоуси родился между 932 и 936 годами в городе Тус области Хорасан в Восточной Персии (остатки этого города находятся неподалеку от современного Мешхеда) в семье аристократа-землевладельца, дела которого, однако, в результате беспрестанных войн шли плохо.
О его детстве и юности до нас не дошло практически никаких сведений, но известно, что он получил хорошее образование, владел арабским и персидским языками – двумя основными литературными языками того времени.
Его молодость пришлась на то время, когда иранская аристократия после нескольких веков арабского господства избавилась от него и в отдаленных частях халифата снова захватила власть в свои руки. Это стало предпосылкой для возрожения интереса к древним иранским преданиям и хроникам. Центром таких настроений была Бухара, где правила династия Саманидов, якобы ведущая свое происхождение от домусульманских царей Ирана. Здесь же возникла идея создать хронику правящей династии, «Книгу царей», работу над которой начал поэт Дакики, но, написав около 1000 строк, умер, так и не закончив труд. Работу над «Книгой царей» продолжил Фирдоуси (приблизительно с 976 года) и посвятил ей бóльшую часть своей жизни – около 30 лет. Однако политическая ситуация за это время изменилась. Династия Саманидов была свергнута Газневидами, и новый султан, Махмуд Газневид, не был заинтересован в «Книге царей». По одной из версий, причиной этого было то, что Махмуд вел свое происхождение от турецкого раба Саманидов, а основной мыслью эпоса была теория о том, что на власть в Иране имеет право лишь тот, кто ведет свое происхождение от древних правителей. По другой версии, Махмуд отнесся к поэме резко отрицательно потому, что ее содержание противоречило его деспотичной и захватнической политике. Как бы то ни было, по мере написания поэмы материальное положение Фирдоуси все ухудшалось (первую ее редакцию он закончил к 994 году, вторую – к 1010), а в качестве вознаграждения за свой труд он получил, согласно источникам, «жалкую подачку». После такого отношения к себе и своей поэме Фирдоуси, по легенде, написал на султана сатиру и бежал в Багдад. Там он создал свою вторую поэму «Юсуф и Зулейка». Получив за нее небольшое вознаграждение, Фирдоуси вернулся к себе на родину в город Тус, где и умер в полной нищете в 1020 или 1030 году. На могиле поэта в 1934 году в связи с тысячелетием со дня рождения был воздвигнут мавзолей.
Абулькасим Фирдоуси – персидский и таджикский поэт, всемирно известный автор поэмы «Шахнамэ» («Книга о царях», или «Книга царей»). Фирдоуси родился между 932 и 936 годами в… Развернуть
Митицуна-но хаха, мать Митицуна, также известная как Томоясу-но Мусумэ (Дочь Томоясу) — по имени её сына, ставшего впоследствии крупным чиновником и поэтом. Собственное имя писательницы не сохранилось. Является автором знаменитого дневника в стихах Кагэро-никки и причисляется к 36 лучшим поэтам эпохи Хэйан.
Она родилась в 935 году в семье Фудзивара-но Томоясу, богатого чиновника, занимавшего в своё время пост губернатора провинций. Сама писательница называла его «скитальцем по уездам». Митицуна-но хаха считалась одной из трёх самых красивых женщин Японии своего времени.
В 954 году Митицуна-но хаха вышла замуж за Фудзивара-но Канэиэ (929—990), принадлежавшего к другой ветви клана Фудзивара, нежели её отец, — к ветви Сэкканкэ (Дом регентов и канцлеров), стоявшей на вершине пирамиды государственной власти. Она стала второй женой Канэиэ.
В 955 году у неё родился сын (будущий Митицуна). Согласно дневнику Митицуна-но хаха летом 964 года в её жизни начинается полоса неприятностей: сначала охлаждение отношений с Канэиэ, затем смерть матери, и, наконец, собственная тяжёлая болезнь. С 972 года Митицуна-но хаха всецело посвящает себя своему сыну, который поступает на службу ко двору императора. В 973 году писательница переезжает в загородный дом своего отца, расположенный в живописном месте, в долине реки Камогава.
В 974 году её ждёт новое испытание — заболевает оспой Митицуна. Дневник писательницы заканчивается на том, что сын выздоравливает. Также описывается подготовка празднования следующего Нового года.
Знаменитый дневник Митицунэ-но хаха, опубликован на русском языке в переводе В.Марковой под названием «Дневник летучей паутинки» (буквально «Дневник подёнки» — яп. 蜻蛉日記) и в переводе В. Н. Горегляда под названием «Дневник эфемерной жизни». Дневник считается одним из первых произведений жанра японской поэзии, принявший форму дневника. Описание повседневной жизни, быта, погоды и событий перемежаются стихотворной перепиской писательницы с мужем Канэиэ, а также любовной перепиской её сына Митицуны и неизвестной дамой, так же в стихах.
Митицуна-но хаха, мать Митицуна, также известная как Томоясу-но Мусумэ (Дочь Томоясу) — по имени её сына, ставшего впоследствии крупным чиновником и поэтом. Собственное имя… Развернуть
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна) – великий средневековый учёный-энциклопедист, поэт и музыкант. Государственный деятель, визирь, советник и придворный врач эмиров и султанов. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира, представитель восточного аристотелизма. Гениальный медик, его важнейшее научное сочинение, «Канон медицины» в 5-ти частях получил мировую известность и многократно переводился на другие языки. Автор более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нашего времени дошли 274.
Иранец по происхождению, Хусейн Ибн Сина родился в в небольшом селении вблизи Бухары, столицы государства Саманидов. Его отец был богатым чиновником, исмаилитом – выходцем из Балха. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость; к десяти годам знал почти наизусть Коран. Отец дал ему систематическое домашнее образование и затем отправил в обычную мусульманскую школу. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком. Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили. Все науки и музыка ему давались легко, кроме «Метафизики» Аристотеля. С 15 лет он начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый.
Увлекшись медициной, Ибн Сина пополнял чтение книг наблюдениями больных, что научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. В возрасте 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг: обширной энциклопедии, изданий по этике и медицинского словаря.
Но в 1002 году Бухара была взята тюрками-туркменами, а иранская династия Саманидов пала. Ибн Сина направился с торговым караваном в Хорезма, куда прибыли также его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения. Вскоре Ибн Сину стали называть «князем врачей».
В 1008 году, после отказа поступить на службу к султану Махмуду Газневи, его благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Свои работы он писал порой в седле во время своих долгих переездов.
В 1015-1024 гг. Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с активным участием в политических и государственных делах. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Властитель отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но выслал за пределы своих владений. Через 40 дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром. После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на 4 месяца он был заточён в крепость.
Последние 14 лет жизни Ибн Сина служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где ему создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу, завершил «Канон врачебной науки». Однако многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
Во время одного из военных походов правителя Исфахана у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. В своем завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам. Сначала ученый был похоронен в Хамадане у городской стены, а через 8 месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Научная и литературная деятельность.
Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращённом изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,«Книга знания» (на языке фарси). Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию Бога – «первой причины», из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Т. о., «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно космологической схеме Аристотеля. Один Бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря Богу. Однако природа, истекшая от Бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления. Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.
«Канон врачебной науки» – итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные Ибн Синой клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. В алхимии Ибн Сина стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал невозможной, и основной задачей алхимии считал приготовление лекарственных средств.
Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов Ибн Сины – афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Большая часть его стихов на фарси написана в форме рубай. Ибн Сина выступал и как теоретик литературы – в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Научные сочинения Ибн Сины сыграли большую роль в становлении классического фарси как литературного языка. Ибн Сина оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере – на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна ) – великий средневековый учёный-энциклопедист, поэт и музыкант. Государственный деятель, визирь,… Развернуть
Григор Нарекаци (Григорий Нарекский, Григорий из Нарека) — армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним из тридцати шести «Учителей церкви».
Родился в семье князя Хосрова Андзеваци, богослова, мыслителя, автора многих религиозных произведений. После смерти жены Хосров отдал сыновей Саака, Ованнеса и малолетнего Григора на воспитание в Нарекский монастырь. Позднее Хосров был рукоположен в сан епископа. Настоятелем монастыря был Анания Нарекаци, брат деда Григора с материнской стороны. Почти всю жизнь Григор провёл в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды Отцов Церкви. Григор много молился по ночам, поэтому его называли «неусыпным». Он получил сан архимандрита («вардапет», в переводе с древнеармянского — «учитель»). Преподавал в школе при монастыре. Автор одного из лучших толкований Песни Песней (977 год) и многочисленных поэтических произведений (в числе которых «Панегирик св. апостолам»).
Лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений», переведённая на многие языки мира, сыграла значительную роль в развитии армянского литературного языка. Впервые напечатана в 1673 году в Марселе, до этого распространялась в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется XII веком.
Григор Нарекаци (Григорий Нарекский, Григорий из Нарека) — армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Католической церковью считается одним… Развернуть
Абу Умар Ахмад ибн Мухаммад ибн Абд Раббих (араб. أبو عمر أحمد بن محمد بن عبد ربه; 860, Кордова — 940) — арабский поэт, филолог, историк.
Родился в 860 году в Кордове.
Автор большой антологии художественной литературы «аль-Икд аль-фарид» («Редкостное ожерелье»), в которой содержатся ценные сведения по истории и литературе Арабского халифата в VII—VIII веках. В книге в значительной мере использован труд багдадского филолога Ибн Кутейбы.
Отрывки «Ожерелья» переведены на русский язык в труде Н. А. Медникова «Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов».
Абу Умар Ахмад ибн Мухаммад ибн Абд Раббих (араб. أبو عمر أحمد بن محمد بن عبد ربه; 860, Кордова — 940) — арабский поэт, филолог, историк. Родился в 860 году в Кордове. Автор… Развернуть
японский поэт, прозаик, филолог эпохи Хэйан. Писал в жанре танка. Один из 36 бессмертных поэтов.
Занимал государственные должности при дворе императора. В 930—935 гг. был губернатором провинции Тоса. В 905 г. Ки-но Цураюки был посмертно присвоен 5-й придворный ранг. В 905 году по указу императора Дайго возглавил комитет выдающихся поэтов своего времени, составивших императорскую антологию Кокинвакасю. В период губернаторства в Тоса составил антологию «Синсэнвакасю». Родоначальник жанра литературного дневника-никки (Тоса-никки, Дневник путешествия из Тоса в столицу, 936 г.). Также оставил «Личное собрание» — 440 стихотворений-танка.
Блестящий теоретик поэзии. В предисловии к Кокинсю, написанном на японском (смелое новаторство, ведь в те годы на японском писали только женщины, а мужчинам следовало писать на китайском) языке, он выводит чеканную формулу:
«Песни Ямато суть тысячи тысяч листьев-слов, возрастающих из единого семени — человеческого сердца»
«Цураюки выделяет три момента поэзии: эмоции — зерно поэзии; стихи — цветок, выросший из зерна (внутреннее выразилось во внешнем); необычное событие, которое вызвало эмоцию и превратило ее в поэзию, точно так же как вода и солнце, пробуждая зерно, дают ему жизнь». «События, вызывающие поэтические чувства, связаны со сменой времен года: цветы — весной, кукушка — летом, красные листья — осенью, снег — зимой, — комментирует Макото Уэда, — Стихи рождаются, когда бываешь потрясен красотой природы» («Японская художественная традиция»,Т.Григорьева)
Фудзивара-но Тэйка включил стихотворение Цураюки в свою антологию «Хякунин иссю»
японский поэт, прозаик, филолог эпохи Хэйан. Писал в жанре танка. Один из 36 бессмертных поэтов. Занимал государственные должности при дворе императора. В 930—935 гг. был… Развернуть
Абдуллах ибн аль-Мутазз аль-Муртада (861, Самарра — 29 декабря 908, Багдад) — багдадский халиф из династии Аббасидов, выдающийся арабский поэт и филолог IX—X веков.
Ибн аль-Мутазз был сыном свергнутого с престола и умершего в темнице халифа Аль-Мутазза. Родился в халифской резиденции, получил превосходное образование и, как и прочие, не имевшие шансов на престол, аббасидские принцы, по большей части предавался рассеянному образу жизни.
Некоторое время Ибн-аль Мутазз провёл при дворе своего двоюродного брата, халифа аль-Мутадида, которого он в стихах превозносил как мудрого правителя, прекратившего царившие в стране смуты и мятежи и укрепившего власть Аббасидов. С воцарением следующего халифа, Али аль-Муктафи, в 902 году, Ибн аль-Мутазз покидает двор, но в смутное время, наступившее после смерти аль-Муктафи, оказался втянутым в династическую борьбу и на один день (17 декабря 908 года), захватил халифский престол. Однако уже на следующий день был свергнут придворной гвардией во главе с собственным племянником и через несколько дней казнён.
Абдуллах ибн аль-Мутазз аль-Муртада (861, Самарра — 29 декабря 908, Багдад) — багдадский халиф из династии Аббасидов, выдающийся арабский поэт и филолог IX—X веков. Ибн… Развернуть
Идзуми Сикибу — средневековая японская писательница и поэтесса, одна из пяти прославленных поэтесс, известных под общим наименованием «пяти бессмертных поэтесс грушевого павильона» («насицубо-но гокасэн»). О молодости Идзуми Сикибу сведений мало; её отец, Масамунэ Оэ, был губернатором, мать — фрейлиной императрицы при дворе императора Рэйдзэй. Подлинное имя поэтессы неизвестно.
Приблизительно в 20-летнем возрасте Идзуми выходит замуж за некоего Татибана Митисада, ставшего позднее наместником провинции Идзуми; от их союза появилась на свет дочь Косикибу, впоследствии ставшая поэтессой, как и её мать. Вскоре Идзуми уехала в столицу, чтобы ухаживать за больной императрицей; отношения между нею и Татибаной стремительно портились, и в результате муж и жена расстались.
Поэтесса состояла в романтических отношениях с принцем Тамэтака, сыном императора, однако вскоре он смертельно заболел и скончался; был у неё роман и с Ацумити, младшим братом Тамэтака, но скоро умер и он. От этого времени остались «Дневник Идзуми-Сикибу» (переписка Идзуми и Ацумити в стихах и прозе) и 122 её стихотворения на кончину Ацумити. В одном из них говорится: «Я сделаю тело свое памятным даром твоим». Есть японский обычай: перед смертью завещать своим близким какой-нибудь подарок на память.
Затем поэтесса поступила на службу к императрице Сёси. Последним мужем писательницы стал Фудзивара Ясумаса. Дальнейшая судьба Идзуми Сикибу неизвестна.
Идзуми Сикибу — средневековая японская писательница и поэтесса, одна из пяти прославленных поэтесс, известных под общим наименованием «пяти бессмертных поэтесс грушевого… Развернуть
Симеон Новый Богослов — монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 (25) марта.
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: "Господи, помилуй!" Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье" на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, "Деятельные Богословские главы", "Слово о трех образах молитвы", "Слово о вере". Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", которым он хотел заменить учение об "умерщвлении плоти" (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них - чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
Симеон Новый Богослов — монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими… Развернуть
Абу Абдаллах Рудаки (перс. ابو عبدالله رودکی, тадж. Абӯабдуллоҳ Рӯдакӣ, по другим данным, Абуль Хасан Джафар (ок. 860, с. Панджрудак, ныне Таджикистан — 941, там же) — таджикский и персидский поэт.
Выдающийся поэт, родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (по другим источникам – Абуль Хасан) родился в 858 году в селении Панджруд (в переводе с таджикского пять ручьёв) (ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан) неподалеку от знаменитого городища Пенджикент. Имя Рудаки означало ручеёк.
Считается основателем персидско-таджикской литературы, родоначальником поэзии на фарси, основоположник поэтических жанровых форм. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также, как поэт. Его ослепил визирь который его ненавидел он тем не менее получил хорошее схоластическое образование, хорошо знал арабский язык, а также Коран. Факт слепости опровергает иранский ученый Саид Нафиси, который утверждает, что Рудаки и Амир Наср Сомони были исмаилитами и в 940 году было большое восстание против исмаилитов. Восстание стало концом империи Саманидов, а Рудаки, как исмаилита и придворного саманидов, подвергли пыткам — насильственно его ослепив и сломав позвоночник. Рудаки свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы.
Из литературного наследия Рудаки (по преданию — более 130 тыс. двустиший; другая версия — 1300 тыс. — неправдоподобна) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933 год), автобиографическая касыда «Жалоба на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи). Остальное — фрагменты произведений панегирического, лирического и философско-дидактического содержания, в том числе отрывки из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932), и пяти других поэм.
Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Простота поэтических средств, доступность и яркость образу в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими хорасанский, или туркестанский стиль, сохранявшийся до конца XII века.
Абу Абдаллах Рудаки (перс. ابو عبدالله رودکی, тадж. Абӯабдуллоҳ Рӯдакӣ, по другим данным, Абуль Хасан Джафар (ок. 860, с. Панджрудак, ныне Таджикистан — 941, там же) —… Развернуть
Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи, Абуль аля аль Маари, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман (Abu l-’Alâ al-Ma’arrî; араб. أبو العلاء أحمد بن عبد الله بن سليمان التنوخي المعري 973, город Мааррет-эн-Нуман, Сирия — 1057 или 1058, там же) — арабский поэт, философ и филолог.
Родился в семье филолога в сирийском городе Мааррат Ан-Нуман. Уже на четвёртом году жизни потерял зрение из-за оспы[1], что, однако, не помешало ему приобрети огромный запас филологических знаний и написать более 30 сочинений различного содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике, лексикографии и пр. Образование получил в местных культурных центрах Сирии; начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од, подражая стилю ал-Мутанабби, которого считал своим учителем. Эти оды составляют значительную часть первого сборника Маарри названного «Сакт-аз-Занд» («Искры огнива», «Sakt al-Zand», издан в Булаке 1286 хиджры; Каире 1304 хиджры; Бейрут, 1884). Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью».
С 1010 Абу-ль Аля повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников, всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Излишки передавал нуждающимся.
Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений. Из наиболее видных философско-литературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзум ма ля йальзам» («Необходимость того, что не было необходимым», «Luzûm mâ lâ jalzam», издан Бомбей, 1313 хиджры, Каир, 1309) и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).
В заглавии первого указано на правило рифмы, которому добровольно следовал поэт (тождество согласных в предшествующем рифме слоге), и ряд новых нравственных требований, выставленных в этих стихах. Произведение представляет собой сборник философских стихотворений, пользующихся на востоке громкой славой. В нём Маарри проповедует веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение перед авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые противополагает началу деятельности, и в своём презрении к миру доходит до отрицания брака. («Люзум ма ля йальзам» в русском переводе называется Лузумийят (Обязательность необязательного).
Во втором произведении он даёт фантастические и лукавые сведения (в стиле Лукиана) о жизни и разговорах в загробном мире джахилийских поэтов, якобы помилованных Аллахом «зиндиках» — вольнодумцах, еретиках, — их взглядах и учениях. Труд «Послание о помиловании» вдохновлял Данте, который владел арабским языком и читал эту работу, и его структура «Божественной комедии» во многом восходит к Аль-Маари.
Среди других сочинений Маарри выделяются недошедшие до нас «Параграфы и периоды» (Al-Fuṣūl wa al-ghāyāt). По-видимому это была книга в форме коранических откровений, излагавшая его учение. Из остальных сочинений (около 60), кроме писем, почти ничего не осталось.
По материалам Википедии
Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи, Абуль аля аль Маари, Ахмед бен Абдуллах бен Сулейман (Abu l-’Alâ al-Ma’arrî; араб. أبو العلاء أحمد بن عبد… Развернуть
Лев Диакон - дин из крупнейших византийских хронистов второй половины X в. Родился в малоазийском селении Калоя на реке Каистр во Фракийской феме. Родители его не занимали видного положения, однако были достаточно состоятельны, чтобы обеспечить сыну учёбу в Константинополе. После окончания учебы стал служащим при патриаршей канцелярии и, возможно, был возведен в сан патриаршего диакона. В начале 80-х гг. Лев Диакон уже состоял в придворном клире. В должности императорского придворного диакона он сопровождал императора Василия II в окончившемся неудачно болгарском походе 986 г.
Лев Диакон — автор десятитомной «Истории», в которой он описал современные ему события внутренней и особенно внешнеполитической жизни империи, причем попытался их осмыслить и дать им оценку. Его повествование охватывает 959—976 гг. (правление Романа II, Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия), хотя в ряде экскурсов он сообщает факты, относящиеся и к более позднему времени (вплоть до 992 г.). «История» Диакона — ценный источник по истории не только Византийской империи, но и Болгарии и Древней Руси. На русский язык «История» была переведена дважды: в 1820 (Д. Попов) и в 1988 (перевод М. М. Копыленко, комментарии М. Я. Сюзюмов). Кроме «Истории» ему так же принадлежит панегирик императору Василию II — «Энкомий, или Льва Диакона к императору Василию слово».
После этого достоверная биография Льва Диакона, основанная на анализе его сочинений, оканчивается.
По поводу дальнейшей судьбы византийского историка существует три гипотезы. Согласно первой он скончался, что и помешало ему дополнить свой основной труд «История» правлением Василия II. Согласно второй — своей речью Лев Диакон выделился среди придворных и именно он является известным по переписке с Василием II Львом, которого император отправил с дипломатической миссией в Италию в 996—998. Позже он возможно стал епископом Синады, но эта версия достаточно спорна. Ее поддерживают такие ученые как К. Крумбахер, Г. Вартенберг, А. Грегуар и П. Оржельс. По третьей гипотезе Лев Диакон стал митрополитом Карийским, но она также несёт в себе ряд сложностей.
Лев Диакон - дин из крупнейших византийских хронистов второй половины X в. Родился в малоазийском селении Калоя на реке Каистр во Фракийской феме. Родители его не занимали… Развернуть
Королева Гормлайт – одна из самых романтических фигур в истории Ирландии, как писал знаток древней гэльской поэзии Осборн Бергин (1912). С ним нельзя не согласиться, познакомившись с летописным рассказом о легендарной королеве-стихотворице X века и немногими дошедшими до нас стихотворениями, написанными от ее лица.
«Анналы Клонмакнойса» (сохранившиеся лишь в английском переводе Конлы Мак Эхагана, сделанном в 1627 году) сообщают следующее. «Ниалл Черное Колено был королем (Ирландии) три года, и был он женат на леди Гормфлей, дочери короля Фланна, которая была весьма красивой, добродетельной и учёной девицей; сначала она была замужем за Кормаком Мак Куйленнаном, королем Мунстера; затем за королём Ниаллом, от коего у нее был сын по имени королевич Домналл, который утонул и на чью смерть она сложила много жалостных и искусных песен на ирландском; и наконец она была замужем за Кербаллом Мак Муйреганом, королем Лейнстера. После всех сих царственных браков она побиралась от двери к двери, покинутая всеми своими друзьями и родичами, и была рада получить милостыню от своих подданных».
Этот рассказ, однако, входит в противоречие со всеми другими летописями, которые единогласно утверждают, что Ниалл Чёрное Колено, любимый муж королевы Гормлайт, погиб значительно позже Кербалла. Поэтому Юджин О’Карри в своё время (1861) восстановил биографию королевы-стихотворицы следующим образом.
Гормлайт (или Гормфлайт) была дочерью Фланна Синны, верховного короля Ирландии, который правил в конце IX – начал X в. Она собиралась выйти замуж за Кормака Мак Куйленнана, короля Мунстера, но Кормак расторг помолвку, ибо решил пойти по духовной стезе, и Гормлайт вернулась к отцу. Это был тот самый Кормак, который написал толковый словарь древнеирландского языка (ок. 900 г.). Вскоре он стал архиепископом града Кашела, столицы Мунстера.
Вернувшись к отцу, Гормлайт вышла замуж за Кербалла Мак Муйрегана, короля Лейнстера. Он приходился Кормаку сводным братом. В 903 году (по другой версии – в 908) отец Гормлайт и его зять пошли войной на короля Кормака. В битве при Белах Мугна (в нынешнем графстве Килдар) Кормак был убит и обезглавлен.
Кербалл, серьезно раненный, был доставлен домой, в свою столицу Наас. Гормлайт заботливо выхаживала мужа, почти не отходя от него. Однажды, когда Кербалл уже выздоравливал, но ещё оставался в постели, у них зашёл разговор о битве при Белах Мугна. Кербалл с воодушевлением живописал, как Кормак был разбит и как ему отрубили голову. Гормлайт, сидевшая в ногах Кербалла, выразила сожаление, что над телом такого достойного человека надругались. Тогда Кербалл в приступе бешенства так ударил её ногой, что она слетела на пол, а её одежды в беспорядке разметались, - и всё это на глазах у её слуг и служанок.
Смертельно оскорблённая, Гормлайт отправилась искать защиты у отца, короля Фланна, но тот не захотел ссориться с зятем. Главной заботой Фланна тогда были скандинавы, осевшие в Дублине и совершавшие оттуда ужасные набеги. В это время о случившемся узнал король Ульстера Ниалл Глундуб («Чёрное Колено»). Он приходился королеве Гормлайт двоюродным братом. Подняв кланы севера, Ниалл отправился с войском к границам Лейнстера, намереваясь отомстить Кербаллу за обиду. Гормлайт, однако, удовлетворилась тем, что муж дал ей развод, сохранив за ней те двадцать четыре града, что подарил ей на свадьбу. Вскоре (через год после Кормака) король Кербалл погиб в битве с данами из Дублина, а Гормлайт стала женой Ниалла Глундуба. «Анналы Клонмакнойса» содержат другую версию гибели Кербалла. «Получив от своего нового мужа (Кербалла) тяжкое оскорбление, она (Гормлайт) призвала своего пасынка, Муйрхepтаха, отмстить (её) бесчестие. Муйрхepтах откликнулся на её просьбу и, переодев своих людей в коровьи шкуры, рассеял их по земле короля Лейнстера, близ его двора в Наас, а тот, полагая, что это блуждает стадо коров, пасущихся на его лугах, направился без свиты мимо них и был убит. Муйрхepтах со своими ульстерцами захватил его (Кербалла) кости с собой на север и там велел искусникам сделать из костей названного короля пару столиков, кои долгое время после того хранились в доме короля Ульстера как реликвия. И по этим коровьим шкурам Муйрхepтаха на протяжении всей его последующей жизни называли Муйрхepтах Кожаных Плащей».
Итак, Гормлайт стала женой Ниалла. Это был блестящий молодой король. У него был сын от первой жены (имя её мы не знаем), тот самый Муйрхepтах Кожаных Плащей, а вскоре у Гормлайт родился сын Домналл. Ребёнком его отдали на воспитание в Коннахт, и там он по недосмотру няньки утонул. В 914 (или 916) году умер верховный король Фланн Синна, отец Гормлайт. Ему наследовал Ниалл. Незадолго до смерти старого короля против него восстали собственные дети – братья Гормлайт по имени Конхобар и Доннхад. Ниалл отправился с войском в Миде, заставил их заключить с отцом мир и вновь подчинил их ему.
Став верховным королём, Ниалл вместе с женой перебрался из Айлеха в Темайр. Его военные походы против данов были столь успешны, что те в его время не решались далеко выступать за пределы Дублина, своего оплота.
Однако в 917 (или 919) году у Дублина состоялась битва, в которой ирландцы потерпели жестокое поражение, а сам Ниалл вместе со множеством вождей был убит. Он пробыл верховным королем всего три года. Среда 17 октября отмечена в летописях и стихах как чёрный день гибели ирландского воинства. В той битве погиб также Конхобар, старший брат Гормлайт. Доннхад, младший её брат, сделался верховным королём после Ниалла и правил вплоть до своей смерти в 942 г.
Вероятно, судьба Гормлайт резко переменилась не сразу после гибели Ниалла, а позже – когда умер её брат король Доннхад. Последние годы своей жизни она прожила в бедности и пренебрежении. Умерла она в 948 г. Год её рождения нам не известен, но ей было верно за шестьдесят.
Сообщение «Анналов Клонмакнойса» о странных обстоятельствах смерти Гормлайт соответствует её собственному рассказу (см. стихотворение XI). «Гормфлей, дочь короля Фланна Мак Майльсехланна и королева Ирландии, умерла от длительной и тяжкой болезни, которая приключилась вот каким образом: ей пригрезилось, что она видит короля Ниалла Глундуба; тогда она поднялась и села на своей постели, дабы разглядеть его; он же, разгневанный, стал удаляться, покидая комнату; и когда он уходил гневной поступью (как ей казалось), она ринулась вслед за ним, думая удержать его за плащ, дабы он остался с нею, и упала на балку своей кровати, так что та пронзила её грудь вплоть до самого сердца, и рана эта не поддавалась исцелению, покуда она от неё не умерла».
Это почти всё, что известно о королеве Гормлайт не из её стихов. Правда, существовало сказание, которое называлось «Любовь Гормлайт к Ниаллу», - но от него, к сожалению, сохранилось лишь название, записанное в «Лейнстерской Книге» (ок. 1150 г.).
Ю. О’Карри, назвавший стихи Гормлайт «весьма любопытной поэмой», считал, что они сочинены королевой во время её последней болезни. О. Бергин полагал, что даже если какие-то из этих стихов сложены самой Гормлайт, они должны были сильно измениться за несколько веков: ведь королева жила в X веке, а рукописи, в которых содержатся ее стихи, относятся к XV-XVI вв.
Так или иначе, у этих стихов, очевидно, единый автор. В оригинале они не имеют нумерации и отделяются друг от друга повторением первого слова (или первой строки) каждого стихотворения. Стихи силлабические, большинство строк в катренах – семисложные, хотя попадаются и восьмисложные строки. Рифма используется нерегулярно.
Королева Гормлайт – одна из самых романтических фигур в истории Ирландии, как писал знаток древней гэльской поэзии Осборн Бергин (1912). С ним нельзя не согласиться,… Развернуть
Зарату́стра (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, азерб. Zərdüşt, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت — Zartošt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης) — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма.
Биографические сведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. По одной из версий родился на территории исторической области Бактрия, в окрестностях города Балха (современный Афганистан). По другой версии — в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай (Rayy) и жил на востоке Большого Ирана ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.). Существуют и иные точки зрения касательно времени и места рождения пророка. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского) в VII—VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII—X вв. до н. э., что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.
Некоторые средневековые мусульманские историки (Аль-Бируни, Аль-Балазури, Аль-Казвини, Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана. Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области). В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем.
Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.
Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.
Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.
Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу.
Зарату́стра (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, азерб. Zərdüşt, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت — Zartošt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης) — в зороастризме — основатель… Развернуть
Абхинавагу́пта — один из величайших философов Индии, мистик и автор работ по эстетике. Занимался музыкой, писал стихи, пьесы, толкования на древние тексты, был богословом и логиком. Оказал сильное влияние на индийскую культуру.
Он родился в Кашмире в семье ученых и мистиков, изучал философию и искусство в течение пятнадцати лет. После себя он оставил более 35 законченных работ, самой известной из которых является «Тантралока» (энциклопедический трактат о всех философских и практических аспектах учения, известного сегодня как Кашмирский шиваизм, Трика и Каула). Внёс важный вклад в философию эстетики (разъяснения комментариев Абхинавабхараты к «Натьяшастрам» Бхараты-муни).
Имя «Абхинавагупта» не было его исконным именем, скорее всего это титул, который несёт значение «компетентности и авторитетности». Анализируя значение этого имени Яйаратха[ (один из самых значительных комментаторов Абхинавагупты) также показывает ещё три значения: «быть бдительным», «присутствовать всюду» и «защищенный похвалами». Раньеро Гноли, единственный санскритолог, который закончил перевод Тантралоку на европейский язык, упоминанает что «Абхинавагупта» также означает «новый», что может указывать на новизну его мистического опыта. От Яйаратха мы узнаем, что Абхинавагупта обладал всеми шестью качествами, требуемыми для достижения высочайшего мистического опыта в шактопайе, как описано в священных текстах «Шрипурвашастры»: неустрашимая вера в Бога, реализация молитв, управление реальностью посредством обращения к 36 таттвам, успешное завершение всех предпринятых действий, поэтически-творческий потенциал и непосредственное знание всех дисциплин. Работы Абхинавагупты хорошо уравновешены между ветвями триады (Трика): ичха (воля), гьяна (знание) и крийя (действие), что проявилось в его религиозных гимнах, философских работах, в описание методов, относящихся к к йоге. Он восстановил, рационализировал и организовал философское знание в более последовательную форму, исходя из всех доступных источников своего времени.
Различные современные ученые характеризовали Абхиванагупту как: «блестящий ученый и святой», «основоположник развития кашмирского шиваизма» и «блестящий реализатор йогических практик».
источник: Википедия
Абхинавагу́пта — один из величайших философов Индии, мистик и автор работ по эстетике. Занимался музыкой, писал стихи, пьесы, толкования на древние тексты, был богословом и… Развернуть
Абу Райхан Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
источник: Википедия
Абу Райхан Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии,… Развернуть
Титмар Мерзебургский (также изредка Дитмар; нем. Thietmar von Merseburg; 25 июля 975 — 1 декабря 1018) — епископ Мерзебургский (1009—1018); немецкий хронист.
Происходил из знатного рода графов фон Вальбек. В 1000 году стал каноником в Магдебурге. Епископ Мерзебургский с 1009 года. Сын графа Зигфрида фон Вальбека, родственник императоров Саксонской династии. Школьный товарищ Бруно Кверфуртского — автора «Жития святого Адальберта». Титмар Мерзебургский — сторонник сильной королевской власти, апологет завоевательной политики в отношении славянских народов.
Титмар Мерзебургский (также изредка Дитмар; нем. Thietmar von Merseburg; 25 июля 975 — 1 декабря 1018) — епископ Мерзебургский (1009—1018); немецкий хронист.
Происходил из… Развернуть
Видукинд Корвейский (ок. 925—980) — немецкий историк, выходец из светских саксонских феодалов; получил классическое образование, монах бенедиктинского Корвейского монастыря в Вестфалии.
Видукинд Корвейский — автор хроники «Деяния саксов» (лат. Res gestae saxonicae) в 3 книгах, в которой, стремясь прославить подвиги саксов и их королей, излагает на основе старых саг, песен, преданий, античных и средневековых источников, собственной осведомлённости историю саксов и королей Саксонской династии (Генриха I и Оттона I). События в «Деяниях…» доведены до 967 г., даны сведения по истории саксоно-славянских отношений. Это сочинение он создал по просьбе дочери Оттона I Матильды, первой аббатисы Кведлинбургской. Эту хронику затем использовал Титмар Мерзебургский.
Видукинд Корвейский (ок. 925—980) — немецкий историк, выходец из светских саксонских феодалов; получил классическое образование, монах бенедиктинского Корвейского монастыря в… Развернуть
Бади' аз-Заман яркий представитель арабской литературы и созданного им самим жанра — макамы.
Бади' аз-Заман родился в персидском городе Хамадан в семье «образованной, достойной и занимающей высокое положение», как пишет Мустафа Аш-Шак’а. Трудно сказать, была это персидская или арабская семья: многие авторы называют его персом, но сам Бади аз-Заман в одном из своих посланий возводит своё происхождение к североарабскому племени мудар. Учился он у хамаданских учёных, среди которых известный филолог Ахмад ибн Фарис. В 22 года, покинув родной город, Бади' аз-Заман отправился странствовать в поисках литературного знания и своего места под солнцем. Места его "стоянок" в хронологическом порядке: Исфахан, Джурджан, Нишапур, где побеждает в поэтической дуэли Абу Бекра ал-Хваризми (934—993) и обретает известность, Сиджистан, различные города, Газна, и последнее пристанище — Герат, где он прочно осел, женившись на девушке из знатной семьи, появились дети, он нажил богатство и купил землю. Бади' аз-Заман скончался, не дожив и до 40 лет: по одной из версий его отравили; по другой, более распространённой, его, впавшего в глубокий обморок, сочли мёртвым и похоронили заживо.
Бади' аз-Заман яркий представитель арабской литературы и созданного им самим жанра — макамы. Бади' аз-Заман родился в персидском городе Хамадан в семье «образованной, достойной… Развернуть
Абу Али аль-Мухассин ат-Танухи, вне всяких сомнений, — одна из самых примечательных фигур в истории арабской прозы классического периода. Не порывая с традицией арабской литературы “адаба” (так именовались сочинения, написанные в легкой и занимательной форме и предназначенные воспитать образованного мусульманина — адиба, снабдив его необходимыми, по представлению средневековых арабов, знаниями в основном светского характера и обучив разумному и достойному поведению), он вместе с тем создал своеобразный жанр арабской новеллы, весьма отличный по своему характеру и от изысканной прозы образованной элиты, и от народной, основанной на фольклорной традиции литературы.
О жизни ат-Танухи известно сравнительно немного, главным образом из биографического словаря знаменитого ученого-энциклопедиста Йакута (1179—1229) и из словаря историка и биографа Ибн Халликана (1211—1282) . (Ibn Khallikan’s Biographical Dictionary, transl. from the Arabic by Bn Mac Guckin de Slane. Vol. 1—4. P., 1842—1871, vol. 2. c. 564) Согласно содержащимся в этих источниках сведениям, ат-Танухи родился в семье судьи в Басре в 940 г. и умер в 994 г. в Багдаде. Как это часто бывало в средние века, он унаследовал от отца его профессию и был судьей в разных городах Ирака и Ирана (в Басре, Багдаде, Ахвазе и др.). Из самих “занимательных историй” явствует, что он был вхож в дома самых высокопоставленных лиц Багдада и в качестве образованного и литературно одаренного собеседника неизменно пользовался их гостеприимством и покровительством . (Подробнее см.: ***; Бадри Мухаммад Фахад. Аль-Кади ат-Танухи ва “Китаб ан-нишвар”. Багдад, 1966).
Абу Али аль-Мухассин ат-Танухи, вне всяких сомнений, — одна из самых примечательных фигур в истории арабской прозы классического периода. Не порывая с традицией арабской… Развернуть
Оване́с Драсханакертци́, Ованес V или VI, Иоанн VI Католикос, (арм. Հովհաննես Դրասխանակերտցի; 845—850 — 929) — армянский католикос (898—929), историк и писатель.
Родился в местечке Драсханакерт провинции Айрарат между 845—850 годами. Основное образование получил в Севанаванке у католикоса Маштоца I Егивардеци, который был также его родственником. На патриарший престол Армении взошёл приблизительно в 897 году и оставался католикосом около 30 лет. До этого был «епископом двора» т. е. вторым после католикоса духовным лицом в стране. Деятельность Драсханакертци развернулась в период сложных политических отношений. Во время нашествия арабов на Армению арабский правитель Юсуф взял католикоса Драсханакертци под стражу, а затем забрал с собой в поход, в надежде, что присутствие католикоса ослабит сопротивление армян. Драсханакертци бежал в Грузию, позднее вернулся и поселился в Тароне. Из-за непрекращающихся нашествий арабов был вынужден обратится за помощью к Византии, после чего вместе с царем Ашотом II был приглашен в Константинополь. Вместо этого он отправился из Тарона в Дерджан, затем скрылся в Мании. Через год он вновь возвратился в Двин. Дальнейшие биографические данные довольно скудны. Ускользнув от арабского наместника Несра, Драсханакертци уединился сначала в крепости Геха, затем на острове Севан, откуда перебрался в Бюракан, в надежде снова обосноваться в Двине. После очередной арабской атаки был вынужден переехать в Багаран. По просьбе царя Гагика Арцруни он отправился в Васпуракан, решив вернуться в патриаршию резиденцию в Двин. Однако город уже был захвачен арабским востиканом Несром.
Точная дата смерти неизвестна, умер около 929 году. Согласно традиции был похоронен в провинции Васпуракан или на острове Ахтамар.
Оване́с Драсханакертци́, Ованес V или VI, Иоанн VI Католикос, (арм. Հովհաննես Դրասխանակերտցի; 845—850 — 929) — армянский католикос (898—929), историк и писатель. Родился в… Развернуть
Симео́н Метафра́ст (греч. Συμεών Μεταφραστής; Симеон Магистр, Симеон Логотет, Симеон Логофет) (жил во второй половине X века) — византийский писатель, государственный деятель.
Родился в Константинополе в знатной семье, получил прекрасное литературное и риторическое образование. Начал с должности секретаря (протасикрита); занимал видное место при дворе императоров Никифора II Фоки, Иоанна I Цимисхия и Василия II Болгаробойцы. Стал логофетом дрома (должность, приблизительно соответствующая министру иностранных дел); исполнял важные дипломатические поручения; спас город Фессалоники от истребления, которым угрожали этому городу арабы, убедив предводителя их взять за город денежный выкуп. К концу жизни был патрицием и магистром.
Причтён греческой церковью к лику святых (память 9 ноября по юлианскому календарю). Михаил Пселл около 1050 года составил его жизнеописание и церковную службу в честь его. По словам Пселла, «Он всегда и везде умел приноровляться ко времени и обстоятельствам, был изменчив и гибок, когда нужно; не боялся новшеств, когда это приносило пользу, стоял за старинный обычай, когда это было удобно»
Симео́н Метафра́ст (греч. Συμεών Μεταφραστής; Симеон Магистр, Симеон Логотет, Симеон Логофет) (жил во второй половине X века) — византийский писатель, государственный деятель.… Развернуть