21 апреля 2021 г., 11:21

6K

Педофил у микрофона: почему пора перестать романтизировать «Лолиту»

60 понравилось 30 комментариев 4 добавить в избранное

Спустя десятилетия после публикации роман «Лолита» продолжает вызывать ожесточенные дискуссии. Многие критики и читатели считают, что в 2021 году такая книга могла бы и не появиться; одни видят в этом трагедию, другие — прогресс. Колумнистка kimkibabaduk Ирина Карпова считает, что в любом случае пора перестать читать «Лолиту» как историю о любви.

Ло. Ли. Та. Три шажка по нёбу, свет моей жизни, огонь моих чресел.

О «Лолите» снова заговорили после выхода книги Кейт Элизабет Расселл «Моя темная Ванесса» , где отношения взрослого мужчины и девушки-подростка показаны глазами последней — уже взрослой молодой женщины, пытающейся отрефлексировать свое прошлое. В отличие от интеллектуала Гумберта, рассуждающего «об искусстве, о поэзии, о точечках на форели Гопкинса или бритой голове Бодлера», Гумберт в книге Расселл показан малопривлекательным банальным серийным совратителем.

В стихийно возникшем поле дискуссий о «Ванессе» и ее прообразе «Лолите» появилось много высказываний (самым заметным стал, пожалуй, пост Галины Юзефович) с призывом не отнимать у соблазнителей право на любовь. Любовь ведь загорается не только в сердцах хороших и правильных, как Татьяна Ларина, героев. Что движет великовозрастным мужчиной, когда он пишет, что 12-летняя девочка разжигает огонь его чресел, а говоря без метафор — вызывает эрекцию? Правильно, любовь.

В русскоязычной рецепции «Лолиты» есть совершенно четкий сложившийся дискурс: это книга о любви.

В предисловии к первому в России изданию романа в серии «Библиотека журнала „Иностранная литература“» Виктор Ерофеев называет Лолиту «заповедным оазисом любви». Когда все в мире пронизано пошлостью, пишет Ерофеев, любить остается только Лолиту — хотя пошлостью тронута уже и она. Кого же любить Долорес, Долли, Лолите? В 1989 году ее мнения пока не спрашивают.

С Ерофеевым из 1989 года соглашается Галина Юзефович из 2021-го: «Этот роман, если мы уберем оттуда все неконвенциональные элементы, окажется просто романом о любви». Кинокритик Зинаида Пронченко в той же беседе сожалеет, что нормальная экранизация в эпоху пуританского MeToo невозможна: страсть представят абьюзом, порочное животное Лолиту сделают сопливой девчонкой. Немного удивительно, что такое мнение высказывают уважаемые женщины, а не активисты движения MAPS (minor-attracted people) — за допустимые сексуальные контакты с несовершеннолетними.

Сам Набоков утверждал, что настоящий писатель не обязан проводить черту между чувством и чувственным, а гадкие вопросы «что хочет сказать книга?», «почему мы должны читать о маньяке?», по его мнению, задают только литературоведы и читатели-овцы (в русском автопереводе он кокетливо называет их овечками).

Нет ли опасности, что, внимая истории человека с расстройством сексуального влечения, читатель, вольно или невольно, может оказаться в роли зрителя пресловутого интервью маньяка кровавой барыне путинского режима? В ситуации, когда к микрофону в очередной раз приглашается насильник.

«Лолита» ведь не единственная книга на подобную тему. Отложим Набокова на минутку и посмотрим, как с темой табуированного влечения обращаются другие писатели. В качестве «тренажера для эмпатии» я предлагаю обратиться к книгам Тони Дювера, французского писателя, жившего во второй половине XX века. Его книги «Портрет человека-ножа», «Околоток» и «Рецидив» в русском переводе Валерия Нугатова изданы Kolonna Publications. Тони Дювер — лаконичный, поэтичный, великолепный стилист, не зануда, но — звоночек для читателя — педофил.

Гумберт в романе Набокова говорит: «Ах, оставьте меня в моем зацветающем парке, в моем мшистом саду. Пусть играют они вокруг меня вечно, никогда не взрослея», — так и Дювер мечтает о гареме из маленьких мальчиков. Этот тренажер эмпатии не для начинающих.

Раскрытие сложности, возможность посмотреть на мир другими глазами — вот задача и сила литературы. Читать маргинального, позерски обсценного Дювера — моральное испытание для читателя, но его звенящая честность и полное обнажение, как будто вслед за одеждой он снял с себя кожу, оставляет пусть крошечное, но пространство для вдоха. Почему же мне так невыносимо читать исповедь набоковского светлокожего вдовца? Когда я перечитываю «Лолиту» страницу за страницей, стираются все чувства, кроме ощущения, что меня заспиртовали в банке вместе с Гумбертом. Он находит себе совершеннолетнюю подружку, всего на десять лет младше его («…эта Рита, такая компанейская, что из чистого сострадания могла бы отдаться любому патетическому олицетворению природы, — старому сломанному дереву или овдовевшему дикобразу»), и я думаю, что он был более человечным, когда спал с двенадцатилетней.

картинка Arlett

Взгляд Гумберта на мир — непроницаемый взгляд мужского желания, он заполняет собой все, как газ, и не оставляет места тому, кого желает. Не оставляет у объекта желания права быть полнокровным и цельным и главное — желать самому. Для него женщина, девушка, юноша или мальчик — полые сосуды, которые он наполняет своим желанием. Этому взгляду присуща ядовитейшая мизогиния и отсутствие даже намека на рефлексию, почему его привлекают дети, а не взрослые.

Отождествить себя с этим взглядом я не могу. Эмпатировать этому взгляду я не хочу.

Лолита для Гумберта — такой же расходный материал, как и воображаемый гарем из маленьких мальчиков для Дювера.

В книге Набокова вообще нет Лолиты как персонажа — она фантом, порожденный разумом Гумберта для удовлетворения собственных фантазий. Разумеется, не всякий мужской взгляд таков, не всякое желание таково, но здесь мы имеем дело именно с этим эталонным непроницаемым мужским взглядом. Даже случай Дювера сложнее: когда‑то он был и по другую сторону желания, был тем мальчиком, кого теперь сам выслеживает. Неважно, что Набоков запирает героя в тюрьму и убивает сердечным приступом, он — точка отсчета для читателя, лолиты — огонь его чресел и прах у его ног.

Дювера издали во Франции в начале 1970-х, на волне протестного духа «красного мая» 1968-го. Лауреата премии Медичи, к концу 1980-х его перестали издавать и ему нечем было платить за съем жилья, он умер в забвении, а его тело было найдено спустя месяц после смерти. Успех «Лолиты» позволил Набокову оставить преподавание и переехать в Европу, имена Гумберта Гумберта и Лолиты знает стар и млад во всем мире, даже те, кто не читает книг. С чем связана такая разница в рецепциях тематически схожих произведений?

Дювер пишет о своей болезни без эвфемизмов. Тексты переливаются жидкостями и выделениями, эрегированными половыми органами и описаниями секса. Дювер не прячется за метафору, он пишет о гомосексуальном желании и сексе, а потом ступает в черноту: объект желания — ребенок, мальчик.

В книге Набокова нет слова, сказанного в простоте, но и сексуального напряжения в ней нет, только поэтичные описания чувств Гумберта и бесконечные каламбуры. «Упрекаю природу только в одном — в том, что я не мог, как хотелось бы, вывернуть мою Лолиту наизнанку и приложить жадные губы к молодой маточке, неизвестному сердцу, перламутровой печени, морскому винограду легких, чете миловидных почек!» Пишущего эти строки Гумберта возбуждает не Лолита, а возможность перечисления через запятую метафор и эпитетов.

Язык Гумберта — Набокова накрывает историю совращения стеклянным куполом замалчивания и жеманства, взгляд читателя расфокусирован.

Набоков строит стены своего романа по чертежам многовековой давности: мужчина-патриарх берет под крыло юное дитя, девочку. Что нового в этом сюжете? Роль женщины — купаться в лучах мужского обожания. Желание интеллектуала и сноба Гумберта, осыпающего Долорес из рога словесного изобилия, превращает простушку Долли в соблазнительную (для Гумберта) томную (для Гумберта) Лолиту и дарит бессмертие им обоим. Я думаю, что многие читают «Лолиту» как историю менестреля и прекрасной дамы, да, есть пикантная запретность, но на нее можно закрыть глаза. У Долорес в «Лолите» нет своего голоса — о том, чего хочет она, как любит она, мы никогда не узнаем.

Проблема «Лолиты» не в том, что Гумберт педофил, а в том, что ничего, кроме его ультимативного удущающего, ни на секунду не сомневающегося в своей правоте и превосходстве взгляда, в книге нет. Виктор Ерофеев пишет все в том же предисловии 1989 года, что знает как минимум три прочтения «Лолиты»: прокурорское, культурологическое, постсексуально-революционное («как можно всерьез увлечься двенадцатилетней?»), и я думаю, выход книги Расселл не просто бросил тень на «Лолиту», он поставил нас всех перед фактом, что необходимо новое прочтение романа, учитывающее тот факт, что женщина (и ребенок женского пола) тоже человек, а не сосуд для чужого желания.

Ирина Карпова

Источник: АфишаDaily
В группу Статьи Все обсуждения группы
60 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 30

В русскоязычной рецепции «Лолиты» есть совершенно четкий сложившийся дискурс: это книга о любви

Шта? Это где же он сложился?
Лолиту обсуждают часто и везде, но самые распространённые мнения о ней это "книга про педофилию с больным человеком в антигероях" и "книга про педофилию, которую надо запретить, чтобы не появлялись новые педофилы".

6 ответов

кровавой барыне путинского режима

эээ это про кого ? подразумевается что все должны знать ....

2 ответа

А в России нада вообщте ЗАПРЕТИТЬ Набокова, как в СССР, и тогда мы бе будем читать подобные комментарии. Потому что говорить о Набокове пошлости - это преступление против литeратуры.
Und in Russland ist es notwendig, Nabokov im Allgemeinen wie in der UdSSR zu BALLEN, und dann werden wir solche Kommentare lesen. Denn über Nabokovs Vulgarität zu sprechen, ist ein Verbrechen gegen die Literatur.

Мне вот всегда странно, что никто не трогает маркеса, не осуждавшего педофилию свои персов от слова "СОВСЕМ")) А уж у него этого добра навалом.

2 ответа

"Что движет великовозрастным мужчиной, когда он пишет, что 12-летняя девочка разжигает огонь его чресел, а говоря без метафор — вызывает эрекцию? Правильно, любовь." Нет, правильный ответ ПОХОТЬ! Для меня отношение человека к Лолите и Гумберту давно очень полезный маркер - если человек рассуждает о том, какая Лолита была испорченная и как жалко Гумберта, или заводит пластинку о любви, я сразу понимаю, что мне с этим человеком не по пути. Юзефович не зря мне никогда не нравилась, чувствовала я в ней эту гнильцу, теперь окончательно все встало на свои места. Набоков гениальный писатель, но эту книгу не буду перечитывать, тошнота еще с первого раза не прошла.

9 ответов
Он находит себе совершеннолетнюю подружку, всего на десять лет младше его («…эта Рита, такая компанейская, что из чистого сострадания могла бы отдаться любому патетическому олицетворению природы, — старому сломанному дереву или овдовевшему дикобразу»), и я думаю, что он был более человечным, когда спал с двенадцатилетней.

Не вижу ничего человечного, кроме преступления над ребенком и его душой.

1 ответ

Никто не романтизирует героя. Он мучается своим патологическим влечением. Девочка тоже, мягко говоря, нездорова. На самом деле в книге нет ни одного положительного героя, и он здесь не нужен. Есть произведения, направленные на шок публики. "Лолита" одно из таких

Этот роман, если мы уберем оттуда все неконвенциональные элементы, окажется просто романом о любви.


Что? Это правда ее слова?!? Литературного критика с огромным багажом знаний, который должен (по идеи) разбираться в тех хитросплетениях, который Набоков оставил читателю. Я в шоке.

По поводу самого романа. Я тоже почему-то часто встречала, что это роман о любви, какие-то там аннотации и т.п. Такое действительно есть. И с автором статьи согласна, эта история не о любви, по крайней мере, это "больная" любовь, ненормальная.

А еще удручают все эти гадкие комментарии в сторону Лолиты (я имею в виду героиню романа, а не сам роман). Люди, вы там как читаете, если двенадцатилетнюю девочку, предоставленную самой себе, без любви матери, без отца, оставленную наедине с маньяком, обзываете шлюхой.

Провокационная статья

Самое веселое во всем этом, и самое печальное одновременно, как ни странно комментарии.
Все прочитали, что то свое и подняли крик - маразм крепчал, логичность дохла.
Вся суть статьи в принципе идет к: он поставил нас всех перед фактом, что необходимо новое прочтение романа, учитывающее тот факт, что женщина (и ребенок женского пола) тоже человек, а не сосуд для чужого желания.

То есть статья не призывает прекратить читать Лолиту, или прекратить печатать - хотя опасается, что второй Лолиты не будет. Но она будет, но с новой точки зрения и с примечаниями, в виде телефонов доверия в конце, если ваши знакомые взрослые, делают с вами что то не то, или вы заметили инсуации к детям где либо - такое не может не радовать.
По сути Лолита вполне среднестатистическая девочка, половой интерес в 12, пфф, у нас и 10оетние рожают - уже рожают, это не говорит о шлюхах и не шлюхах, это скорее очень много говорит о родителях - если у родителей нет возможности дать иной пример, я считаю, что детям дается индульгенция сразу - дети отражения родителей, иногда отражение наоборот, но в любом случае Лолита не появилась таким персонажем из ниоткуда.
То что мужчина позволил себе посмотреть с подобными чувствами на ребенка - увы, у нас вроде сажают за такое на 5 лет - хотя по логике, такую зверушку надо кастрировать и изолировать от общества навсегда - вообще никогда не пускать в общество, выжигать каленым железом и никаких полумер.
Романтизация педофилии в литературе вполне возможна, если это предоставлять, как отклонение от нормы, с комментариями под каждой страницей - что это недопустимое поведение. В конце концов в классике, которую мы читаем будучи детьми - спокойно топят собак, женщин насильно тянут замуж(по сути привет изнасилование), люди топятся, война - массовое убийство, любые упоминания переворотов - так и до революции недалеко - и тем не менее, читаем, пересказываем, пишем сочинения, пытаемся понять, что хотел сказать автор - наркоман, педофил, шизофреник или гей.
Лолита была прорывом, Лолиту не желательно романтизировать, но желательно не видеть в любой надписи на заборе призыв к действию или первостепенную истину.
Пишут о многом, пишут о наркомании, о чем угодно и воспринимать это желательно, как новую информацию, что бы знать, что такое есть, что нужно опасаться или помочь в данной ситуации, спасти, ну или лучше, отойти в сторонку и заявить органам.(жаль в росии не прокатит, в россии лучше просто отойти)

То, что теперь люди задумались, что женщина не вещь - прекрасно.