10 мая 2019 г., 12:16

15K

Автор имел в виду другое! Как учителя в школах противоречат великим писателям

85 понравилось 43 комментария 12 добавить в избранное

О том, как учителя влюбили Одинцову в Базарова, поставили Катаеву тройку, и многое другое.

Знаете, что такое «синие занавески»? Это выражение появилось из мема-картинки, где учительница уверяет учеников, что через образ синих занавесок автор пытается метафорически сокрушаться о судьбе страны, в то же время автор книги закладывал, что синие занавески значат только синие занавески и более ничего.

Словосочетание уже вошло в обиход и им обозначают все попытки учителей придать произведению то значение, которое автор не вкладывал. И не надо считать, что это гипербола, ведь комических реальных и известных историй, где учитель и его мнение вступали в противоречие с мнением автора, полным-полно. О таких случаях и поговорим!

Нет, товарищ Катаев, вы думали не об этом!

картинка Arlett
Валентин Катаев

Девочка Агриппина Васильева, будучи дочкой писателя, была вхожа в литературные круги, потому, когда учительница задала ей сочинение «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть "Белеет парус одинокий"» , она спокойно пошла на соседнюю дачу, где жил сам Катаев, и попросила его о помощи. Катаеву идея понравилась, и он написал сочинение за девочку.

Через некоторое время он сумел повеселиться, когда увидел, что за своё сочинение получил тройку, да ещё и с замечанием от учителя: «Неверно. Катаев хотел сказать другое».

Когда девочка выросла, то взяла себе псевдоним Дарья Донцова, под которым и стала писать детективы. К этой истории из детства она прибавляет, что о реакции самого Катаева она учительнице не рассказала, боясь, что ту хватит инфаркт.

А отца не мог спросить?

картинка Arlett

Не стоит считать, что это чисто наше явление, точно такая же история произошла с британским писателем Иэном МакЮэном. Его сыну задали проанализировать роман МакЮэна «Невыносимая любовь». За сына писатель сочинения не писал, но советы дал. Больше тройки с плюсом (С+ в английских реалиях) сочинение не заслужило. В конце концов, одного из героев учитель считал «моральным ориентиром», а вовсе не психом, как написал мальчишка по совету отца=автора книги.

«Моего сына вынудили читать книгу его отца — только представьте, бедный парень!», - иронично прокомментировал это сам писатель.

Мы-то получше разбираемся в триллерах!

картинка Arlett

А Хичкоку пришлось извиняться перед внучкой за тройку за эссе: «Извини. Лучше я не могу». А не стоило ему помогать внучке с эссе по собственному фильму «Тень сомнения», ведь ещё раньше она несколько раз подходила к нему и пересказывала мнение своих учителей по кинематографическим курсам о фильмах Хичкока. Каждый раз режиссёр закатывал глаза и спрашивал: «Откуда они это взяли?».

Ну, Иван Сергеевич, нам виднее!

картинка Arlett

Любила ли Базарова героиня «Отцов и детей» Одинцова? Сам Тургенев был уверен, что нет. Но что этот автор вообще понимал в собственном произведении? Сейчас в школах преподают теорию критика Писарева, который считал, что ему виднее: любовь у героини к Базарову была.

Источник: Book24
В группу Статьи Все обсуждения группы
85 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии 43

Так и хочется сказать: вы в ответе не за то, что написали; а за то, как вас поняли)))

Меня всегда это умиляло - пиши то, что надо, а не то, что ты вынес из произведения. Нам-то повезло с учителем, личное мнение только приветствовалось. А вот сын тут как-то рискнул и высказал в сочинении свои соображения, а не то, что записывали в тетрадку на уроке. Ну и трояк получил, так как неверно понял произведение и сделал неправильные выводы. Тогда так и задавайте - напишите, что думают критики о произведении.
А вообще забавно, конечно. Но грустно.

Rosio, а вы несмотря ни на что не расстраивайтесь...это ведь так здорово, что у молодого человека есть свои соображения, своё видение. Я думаю, если бы заново жизнь начать, вообще не смогла бы писать сочинения...тоскливо бы мне было по навязанному типу идти. Как это важно - научить человека сохранить своё восприятие, видение, дать ему литературу, которая станет опорой всей его жизни. Вот мне плохо и я вспоминаю кутающуюся в платок учительницу литературы, рассказывающую мне историю о своём отце-математике

19SVETLANA, Да я и не переживаю за него, у него есть своё мнение и есть с кем его обсудить. Ну а писать, увы, приходится другое. Но, опять увы, программа базируется на указаниях от методистов и учителя несут детям то, что должны по методичкам. И то, что надо будет продемонстрировать на ОГЭ и ЕГЭ. Тут уже все подчиняются системе.

19SVETLANA,

есть контур реальных мыслей автора, с которыми ученик пусть и не во всём, но "должен" совпадать.

Нет.
Автор всего лишь описывает реальность (вымышленную) с одной (его, автора) точки зрения. Это абсолютно не означает, что точка зрения автора на описываемую реальность единственна и верна.

Rosio,

Тогда так и задавайте - напишите, что думают критики о произведении.

Тогда доски не хватит, перечислить какие именно критики))
А сын не подошёл после урока и не спросил? Просто иногда отрицательные мнения машинально оцениваются негативно, т.к. похожи друг на друга.

...во как...я вот за сына подписала...он вот шестёрку получил...сам сын с тех пор сам писал. Вершина его творчества - сочинение об осликах, светлое и жизнеутверждающее, которое учительница гимназии на родительском собрании правда не отметила...

Класс...жалко что не могу прочитать сочинение на тему "О чём думал Катаев, когда писал "Белеет парус одинокий"..а вообще мерзко быть учителем литературы и иметь план...и учить не любить отечественную литературу, а всю всё делать так, чтобы ученики любили иностранную литературу. СМешно до боли.

Это и правда грустно, почти каждый раз, когда я разговариваю с человеком который не любит читать, выясняется, что за этим стоит вот такой учитель литературы

Случай с Катаевым прикольный. Похоже на то, как Чарли Чаплин решил поучаствовать в конкурсе своих двойников, и занял там... 3 место.

В идеале, конечно, учителя должны двойственно подходить к мнению учеников: есть контур реальных мыслей автора, с которыми ученик пусть и не во всём, но "должен" совпадать. А то отсебятина излишняя и правда может увести далеко и в нечто пошлое.
С другой стороны, учитель обязан дать ученику возможность иной точки зрения, даже противоречащей автору, но это должно быть хорошо аргументировано, а не просто: фу, этот ГГ мне не нравится, а вот так бы я не поступила...

Да, хороший текст, не всегда контролируется автором и не всегда несёт в себе лишь то, что он в него заложил: текст иногда бунтует против автора.
Так Пушкин, когда писал своего Онегина, в письме Вяземскому, обмолвился, что " ты даже не представляешь что сейчас выкинул Онегин, я от него этого не ожидал".
Выходит, в тексте может быть заложено несколько смыслов, и даже неприкаянные души иных смыслов и образов, умерших в зародыше.
Да и сами авторы порой по разному смотрят на свои вещи и видят в них разное, порой даже очень.

laonov, Надо же, а я слышала эту байку в виде "какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее."
Когда такие разноречивые трактовки, то скорее всего и не было ничего сказано вовсе.

Penelopa2, Забавно, кажется, я слышала эту фразу про Наташу Ростову - "замуж вышла".

Penelopa2, Нет, вы правы: это я опять напутал) Теперь вспомнил цитату( даже стыдно).
Просто в голове ещё подобные слова писателей были, когда персонаж - бунтует, вот и смешалось всё..

"Что хотел сказать автор" - совершенно бредовый и почему-то неискореняемый вопрос. Отсутствие у ряда учителей способности к критическому мышлению расстраивает и удивляет одновременно.

KorobeSta, Только учителям об этом не говорите))))

Если автор не смог донести до читателя очевидные вещи - это проблема автора, а не читателей.

Vitalvass, ... или проблема читателя, жо которого доходит только малая часть из написанного

Показать текст комментария

Оставьте в покое учителей. Выполняйте школьные задания как положено, выучитесь сначала, научитесь старших уважать, и чужой труд. Тогда может из вас человек и получится, и умный и думающий. А ежели вы знаете лучше, как учить надо, так выйдите и сами попробуйте преподать "как нада".

Свернуть

Sergej328, Я обратила внимание, что ваши выпады и комменты всегда минусуют. Учитывая то, что я рассеянный и невнимательный человек, это о многом говорит.

MessamoreMosasaur, Это говорит, что школьницы не согласные уважать учителей. Но, как говорится, что посеешь в молодости, то и пожнёшь в зрелости... Не более того... А уж о чём там "о многом", воля ваша нафантазировать, и прилепить ярлыки, для какого то своего личного понимания...

Sergej328, Я не спорю, что учителей надо уважать. Вот только хороших учителей. А от плохих вреда больше, чем пользы. Если медик плохо лечит, будет здоровью только вред. Так и с учителями, если они не умеют находить подход к детям/подросткам, не могут замотивировать их развиваться, да еще и агрессию проявляют, то ничем хорошим для ребенка это не кончится. И таких не уважать надо, на них надо жаловаться и устранять от детей.

Sergej328, Как бывший учитель, могу сказать, что большинство учителей ̶и̶д̶и̶о̶т̶ы̶ преподают по схеме, зачастую пришедшей ещё с Советских времён (не считаю, что советское преподавание было хорошим, потому что именно в нём начало порицаться мнение, отличающееся от общепринятого). Об Анне положено думать вот это и это, Гоголь в своём романе говорил вот об этом, а всё остальное - ересь и невежество. Так гораздо проще, чем постоянно напрягать мозг, развивать у детей критическое мышление, спорить с ними или вообще, не приведи Господь, общаться с ними на равных, заставлять их икать пруфы в интернете, пользоваться которым умеют далеко не все учителя, особенно в глубинке...

знаете лучше, как учить надо, так выйдите и сами попробуйте преподать "как нада".

Пробовала. Увидела свою учительскую зарплатку, которая мне грозит, и убежала с криками ужаса. Она, к слову, тоже очень влияет на качество образования в школах.

Nathaira, Тут, мне также кажется, есть и проблема оценивания. Оценивать собственное мнение довольно трудно. А вот оценить пересказ чужого "эталонного" мнения - уже вполне реально.

KorobeSta, В теории, должна оцениваться не "правильность" мнения, а его наличие и аргументированность. Если ребёнок может связно и с подтверждениями из текста (а в идеале ещё и с ссылками на литературоведов, которые разные и всякие мнения имеют) доказать, что Анна Каренина - эгоистичная наркоманка, постепенно сходящая с ума от морфиевой зависимости, значит он молодец. А потом уже, когда он своё мнение сформирует и выскажет, можно объяснять ему, почему роман считается классикой. И не в контексте "ты не прав" или "а сейчас я расскажу тебе правильное мнение"

Nathaira, Это в теории. А на практике критериев оценки личного мнения все-таки нет. Еще как-то можно оценить на уровне удовлетворительно (с цитатами) и неудовлетворительно (без цитат). А на оценки поделить - это уж вообще задача сложная. Вот какие есть объективные критерии оценивания связности?

KorobeSta, А на практике - лишь бы оно было, это мнение. Немало детей просто списывают из интернета - кто-то из лени, кто-то чтобы уж точно написать "правильное", а выражать своё не могут.

Nathaira, Их в школе учат, что их мнение никому не надо. Вот и списывают. Плюс еще материал часто не по возрасту, неинтересный.

Nathaira, Вот насчет подтверждений из текста соглашусь, а насчет ссылок на литературоведов - не очень.
Вот начитается такой Писарева и будет трактовать Онегина "инако", мол самостоятельное мнение
А это просто такой же шаблон, это не его собственная критика, а собезьяненная критика другого. Писарев свои оценки продумал и обосновал, а этот лишь сошлется на авторитет

Кроме самого автора никто не может знать, что он или она имели в виду. И потом. Каждый видит то, что хочет и может, но когда в школе с пеной у рта что-то доказывают и убеждают, что это единственно возможное толкование... Простите, но это абсурд!

MessamoreMosasaur, Само собой, но учителям нужно что-то говорить на уроках