10 мая 2019 г., 12:16
15K
Автор имел в виду другое! Как учителя в школах противоречат великим писателям
О том, как учителя влюбили Одинцову в Базарова, поставили Катаеву тройку, и многое другое.
Знаете, что такое «синие занавески»? Это выражение появилось из мема-картинки, где учительница уверяет учеников, что через образ синих занавесок автор пытается метафорически сокрушаться о судьбе страны, в то же время автор книги закладывал, что синие занавески значат только синие занавески и более ничего.
Словосочетание уже вошло в обиход и им обозначают все попытки учителей придать произведению то значение, которое автор не вкладывал. И не надо считать, что это гипербола, ведь комических реальных и известных историй, где учитель и его мнение вступали в противоречие с мнением автора, полным-полно. О таких случаях и поговорим!
Нет, товарищ Катаев, вы думали не об этом!
Девочка Агриппина Васильева, будучи дочкой писателя, была вхожа в литературные круги, потому, когда учительница задала ей сочинение «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть "Белеет парус одинокий"» , она спокойно пошла на соседнюю дачу, где жил сам Катаев, и попросила его о помощи. Катаеву идея понравилась, и он написал сочинение за девочку.
Через некоторое время он сумел повеселиться, когда увидел, что за своё сочинение получил тройку, да ещё и с замечанием от учителя: «Неверно. Катаев хотел сказать другое».
Когда девочка выросла, то взяла себе псевдоним Дарья Донцова, под которым и стала писать детективы. К этой истории из детства она прибавляет, что о реакции самого Катаева она учительнице не рассказала, боясь, что ту хватит инфаркт.
А отца не мог спросить?
Не стоит считать, что это чисто наше явление, точно такая же история произошла с британским писателем Иэном МакЮэном. Его сыну задали проанализировать роман МакЮэна «Невыносимая любовь». За сына писатель сочинения не писал, но советы дал. Больше тройки с плюсом (С+ в английских реалиях) сочинение не заслужило. В конце концов, одного из героев учитель считал «моральным ориентиром», а вовсе не психом, как написал мальчишка по совету отца=автора книги.
«Моего сына вынудили читать книгу его отца — только представьте, бедный парень!», - иронично прокомментировал это сам писатель.
Мы-то получше разбираемся в триллерах!
А Хичкоку пришлось извиняться перед внучкой за тройку за эссе: «Извини. Лучше я не могу». А не стоило ему помогать внучке с эссе по собственному фильму «Тень сомнения», ведь ещё раньше она несколько раз подходила к нему и пересказывала мнение своих учителей по кинематографическим курсам о фильмах Хичкока. Каждый раз режиссёр закатывал глаза и спрашивал: «Откуда они это взяли?».
Ну, Иван Сергеевич, нам виднее!
Любила ли Базарова героиня «Отцов и детей» Одинцова? Сам Тургенев был уверен, что нет. Но что этот автор вообще понимал в собственном произведении? Сейчас в школах преподают теорию критика Писарева, который считал, что ему виднее: любовь у героини к Базарову была.
Комментарии 43
Показать все
Меня всегда это умиляло - пиши то, что надо, а не то, что ты вынес из произведения. Нам-то повезло с учителем, личное мнение только приветствовалось. А вот сын тут как-то рискнул и высказал в сочинении свои соображения, а не то, что записывали в тетрадку на уроке. Ну и трояк получил, так как неверно понял произведение и сделал неправильные выводы. Тогда так и задавайте - напишите, что думают критики о произведении.
А вообще забавно, конечно. Но грустно.
Rosio, а вы несмотря ни на что не расстраивайтесь...это ведь так здорово, что у молодого человека есть свои соображения, своё видение. Я думаю, если бы заново жизнь начать, вообще не смогла бы писать сочинения...тоскливо бы мне было по навязанному типу идти. Как это важно - научить человека сохранить своё восприятие, видение, дать ему литературу, которая станет опорой всей его жизни. Вот мне плохо и я вспоминаю кутающуюся в платок учительницу литературы, рассказывающую мне историю о своём отце-математике
19SVETLANA, Да я и не переживаю за него, у него есть своё мнение и есть с кем его обсудить. Ну а писать, увы, приходится другое. Но, опять увы, программа базируется на указаниях от методистов и учителя несут детям то, что должны по методичкам. И то, что надо будет продемонстрировать на ОГЭ и ЕГЭ. Тут уже все подчиняются системе.
Случай с Катаевым прикольный. Похоже на то, как Чарли Чаплин решил поучаствовать в конкурсе своих двойников, и занял там... 3 место.
В идеале, конечно, учителя должны двойственно подходить к мнению учеников: есть контур реальных мыслей автора, с которыми ученик пусть и не во всём, но "должен" совпадать. А то отсебятина излишняя и правда может увести далеко и в нечто пошлое.
С другой стороны, учитель обязан дать ученику возможность иной точки зрения, даже противоречащей автору, но это должно быть хорошо аргументировано, а не просто: фу, этот ГГ мне не нравится, а вот так бы я не поступила...
Да, хороший текст, не всегда контролируется автором и не всегда несёт в себе лишь то, что он в него заложил: текст иногда бунтует против автора.
Так Пушкин, когда писал своего Онегина, в письме Вяземскому, обмолвился, что " ты даже не представляешь что сейчас выкинул Онегин, я от него этого не ожидал".
Выходит, в тексте может быть заложено несколько смыслов, и даже неприкаянные души иных смыслов и образов, умерших в зародыше.
Да и сами авторы порой по разному смотрят на свои вещи и видят в них разное, порой даже очень.
Оставьте в покое учителей. Выполняйте школьные задания как положено, выучитесь сначала, научитесь старших уважать, и чужой труд. Тогда может из вас человек и получится, и умный и думающий. А ежели вы знаете лучше, как учить надо, так выйдите и сами попробуйте преподать "как нада".
MessamoreMosasaur, Это говорит, что школьницы не согласные уважать учителей. Но, как говорится, что посеешь в молодости, то и пожнёшь в зрелости... Не более того... А уж о чём там "о многом", воля ваша нафантазировать, и прилепить ярлыки, для какого то своего личного понимания...
Sergej328, Я не спорю, что учителей надо уважать. Вот только хороших учителей. А от плохих вреда больше, чем пользы. Если медик плохо лечит, будет здоровью только вред. Так и с учителями, если они не умеют находить подход к детям/подросткам, не могут замотивировать их развиваться, да еще и агрессию проявляют, то ничем хорошим для ребенка это не кончится. И таких не уважать надо, на них надо жаловаться и устранять от детей.
Sergej328, Как бывший учитель, могу сказать, что большинство учителей ̶и̶д̶и̶о̶т̶ы̶ преподают по схеме, зачастую пришедшей ещё с Советских времён (не считаю, что советское преподавание было хорошим, потому что именно в нём начало порицаться мнение, отличающееся от общепринятого). Об Анне положено думать вот это и это, Гоголь в своём романе говорил вот об этом, а всё остальное - ересь и невежество. Так гораздо проще, чем постоянно напрягать мозг, развивать у детей критическое мышление, спорить с ними или вообще, не приведи Господь, общаться с ними на равных, заставлять их икать пруфы в интернете, пользоваться которым умеют далеко не все учителя, особенно в глубинке...
знаете лучше, как учить надо, так выйдите и сами попробуйте преподать "как нада".
Пробовала. Увидела свою учительскую зарплатку, которая мне грозит, и убежала с криками ужаса. Она, к слову, тоже очень влияет на качество образования в школах.
KorobeSta, В теории, должна оцениваться не "правильность" мнения, а его наличие и аргументированность. Если ребёнок может связно и с подтверждениями из текста (а в идеале ещё и с ссылками на литературоведов, которые разные и всякие мнения имеют) доказать, что Анна Каренина - эгоистичная наркоманка, постепенно сходящая с ума от морфиевой зависимости, значит он молодец. А потом уже, когда он своё мнение сформирует и выскажет, можно объяснять ему, почему роман считается классикой. И не в контексте "ты не прав" или "а сейчас я расскажу тебе правильное мнение"
Nathaira, Это в теории. А на практике критериев оценки личного мнения все-таки нет. Еще как-то можно оценить на уровне удовлетворительно (с цитатами) и неудовлетворительно (без цитат). А на оценки поделить - это уж вообще задача сложная. Вот какие есть объективные критерии оценивания связности?
Nathaira, Вот насчет подтверждений из текста соглашусь, а насчет ссылок на литературоведов - не очень.
Вот начитается такой Писарева и будет трактовать Онегина "инако", мол самостоятельное мнение
А это просто такой же шаблон, это не его собственная критика, а собезьяненная критика другого. Писарев свои оценки продумал и обосновал, а этот лишь сошлется на авторитет
Кроме самого автора никто не может знать, что он или она имели в виду. И потом. Каждый видит то, что хочет и может, но когда в школе с пеной у рта что-то доказывают и убеждают, что это единственно возможное толкование... Простите, но это абсурд!
MessamoreMosasaur, Само собой, но учителям нужно что-то говорить на уроках
Так и хочется сказать: вы в ответе не за то, что написали; а за то, как вас поняли)))
kittymara, "Вот и радуйся, что не поняли,
Потому что поймут — убьют" (Евений Лукин)
OleksiyDurov, )))
kittymara, Рассмешили)))) точно