12 октября 2018 г., 13:59

2K

Рынок, которого нет. Жизнь без скаутов и критиков

30 понравилось 21 комментарий 0 добавить в избранное

Автор: Евгения Рыкалова

Текст сегодня теплый, прямиком с выставочной недели в немецком Франкфурте. Ежегодно в октябре весь издательский мир собирается именно в Германии. 70-я выставка еще до открытия поразила меня главным гостем в лице Грузии и ее «20% of Georgia is occupied by Russia», а также немецкими политиками с их переживаниями насчет репрессий над издателями Турции.

Книги, обложки и даже стенды обсуждать, или тем более выкладывать, как-то не принято. Вот «заофферишь» сделку, уйдет книга в перевод, тогда уж и хвастайся. Издатели в России жутко суеверные люди.

А вот о проблемах собственного рынка говорить очень даже принято. Где, как не на мировой арене, они обнажаются? Я же вновь на знатока не претендую, смотрю на мировой книжный рынок издалека, чаще на выставках (Франкфурт, Нью-Йорк, Лондон, Болонья). Человек же я резкий, порой порывистый и эмоциональный, суждения имею такие же. Вывод года текущего: В РОССИИ КНИЖНОГО РЫНКА НЕТ.

Речь не о маркете, где кто-то производит, кто-то продает, а кто-то покупает. Тут скорее о «книжном мире» и жизненном цикле каждого автора. А без полноценного «мира» и рынка нет. Книжный бизнес в России хромает на обе ноги. Визуально вроде идет, даже бодро машет руками и говорит: «Посмотрите на меня!». Вот только бодро идут издатели, книжные магазины и совсем немногие авторы. А полноценной модели фактически нет.

картинка Arlett

Если кратко, то больших критиков в Штатах эшелон, причем первого порядка. Скауты или литературные агенты – отдельный институт. А авторы понимают, что такое «промоушен своих книг».

Все играют по правилам. Создают полновесный издательский мир, в котором мнение издателя ценят чуть ли не больше преуспевающих политиков.

Авторы

Издатели во всем мире действительно боятся потерять золотых авторов. Автор бестселлеров приносит деньги. Логично. В России же модель буквально «автороцентричная».

Совсем недавно приезжал к нам известный французский автор. Буквально у трапа самолета, узнав программу интервью и эфиров без свободной минуты (буквально без перерывов на обед и туалет), автор сказал: «Прекрасно, я же приехал работать». Он ни разу не пожаловался. Читатели были невероятно счастливы, очередь на автограф-сессию растянулась на много часов, писатель уехал почти без сил. Сработала французская модель – «читателецентричная».

Несколько месяцев назад приезжал не самый известный русский прозаик. На входе в гримерку перед выступлением возмутился, где же его икра. На эфир с одним из федеральных каналов не доехал – забыл. Редактор же переживал, остался ли автор доволен приездом. Классическая «автороцентричная» модель.

Тут без выводов. Но золотая середина – где-то на пути к нам. Автора из Франции в топ продаж мы вывели, а вот визит второго остался где-то в тишине.

картинка Arlett

Скауты

В ночи перед стартом выставки я копалась в «hot-list» от скаута. Нам, кстати, невероятно повезло, у нас мировой рынок роет американский скаут. Но мы большие, нам можно. Скаут в штатах – профессия. Они анализируют не только собственный (англоязычный) рынок для внешних заказчиков, но и в первую очередь ищут самородков внутри страны для родных издателей. Хороший скаут стоит прилично, живет на Манхэттене, а по пятницам позволяет себе отличный ресторан. Издатель же, в свою очередь, не завален рукописями (а их порой по тысяче в день). Первичный отсев, с рецензиями и прогнозом, у него в руках благодаря скауту. Вот он, шанс развивать собственный рынок. Но что-то я пока не знаю, где в нашей стране учат на скаута или могут вырастить такого специалиста. Сейчас это редкие самородки, лично я русского крутого знаю только одного. В итоге же редакторские ящики переполнены, и им проще издавать знакомых знакомых и переиздавать старых заслуженных.

Правды не знаю, но ходит легенда, что недавний бестселлер госпожи Яхиной в виде рукописи лежал в нескольких издательствах страны. Руки не дошли.

картинка Arlett

Критики

На родине имеется несколько прекрасных критиков. Независимых, с сильной позицией. Им действительно никто не платит, а каждый издатель рад получить от них рецензию (по факту это означает выход в топ медиа, и не так уж важно, хороший или плохой). Критикам в России никто не переводит даже рубля, только книги отправляют (и то критики с позицией их сами выбирают, часто просят электронные версии). На что они живут, я не знаю. Сомневаюсь, что еженедельная колонка в онлайн-СМИ способна прокормить семью.

Но ключевое слово в этом пункте: «несколько». Таких критиков в России я могу пересчитать по пальцам. Тиражи они не продают, порой даже волну интереса не поднимают. А в Штатах их около сотни, во Франции несколько десятков. Они тоже могут себе позволить квартиру на Манхэттене и ужин в Мишлене в пятницу. Хороший же отзыв может продать тираж, а порой и не один.

Институт критиков в России все же медленно растет, порой руками самих этих критиков.

картинка Arlett

Однако организм, в котором банально не хватает органов, не может быть полноценным. Поэтому государство должно пройти путь по формированию целого института.

картинка Arlett

Бывший муж прислал мне тут рукопись племянника. Текст жуткий, попросила спрятать от глаз людских. Но честно посмотрела, даже главреду отдела фантастики показала. Вот только представьте, насколько сложно юному дарованию в России добиться прочтения своего труда, что даже вспомнили о женщине, жизнь дяде сломавшей.

Источник: Сноб.
В группу Статьи Все обсуждения группы
30 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 21

Как же далеки вы со своими мечтами о манхетенских квартирках от народа, может поэтому и продаж нет, что не понимаете ничего о России и ее людях?

Joo_Himiko, А кто понимает всё о России и ее людях ? Вы уж поделитесь тайным знанием, не жадничайте. ))

oandrey, Не поделюсь, на то оно и тайное знание, чтобы держать его в тайне:)

Все правильно, рынка у нас почти нет.
И тут как-то все руку приложили.

Издатели - тем, что боятся рисковать. Предпочитают заниматься проверенным и точно в будущем успешным. Издательства рисковые, как правило, концы с концами еле сводят. Хотя, надо отметить, что в последнее время появляются, так скажем, венчурные отделения в крупных издательствах. Типа Редакции Елены Шубиной. И это хорошая тенденция.

Продавцы оффлайновые - еще больше издателей обходят риски, предпочитая все известное-проверенное.

Читатели - тут понятно. Многие качают бесплатно. Откуда ж расти рынку.

Библиотеки - везет, если они хорошо укомплектованы. Дальнейшая работа по продвижению книг особо не ведется. Хотя опять же... Появление, например, ресурса Marabook очень радует (она, вроде и премию Ревизор получила).

Школы книги не популяризируют. У них какие-то иные цели.

Что у нас хорошо - это развитие критики и книгоблогерства. Да, интересных критиков мало. Хороших книгоблогеров (тех, кто слова умеют в согласованные предложения связывать и руками не размахивать при этом) еще меньше. Но все-таки тенденция роста в секторе есть. И она не может не радовать.

В общем, что хочу сказать:
1. тенденцию я вижу положительную, но пока еще очень осторожную
2. покупайте книги, не качайте их бесплатно - это поможет нам с вами читать интересных авторов. А если хотите бесплатно - запишитесь в библиотеку, за вас заплатит государство

KorobeSta, Почему-то у меня в подписках много хороших блогеров, только вот на этом же сайте рекламируют одних и тех же старых, которые уже почти заглохли в развитии и занимаются только пиаром новинок.
Покупать книги я не могу, т.к их просто не издают. Того же Сафона я с декабря 17 жду и его снова передвинули. Другие книги, типа "Сквозь зеркала" стоят 800+ в Лабиринте за 350 страниц. Я еще в здравом уме чтобы такие деньги платить после прочтения 8 бесплатных страниц. Спасибо пиратам скачала бесплатно, осилила треть этого низкопробного ромфанта без намека на корректоров и кучу ляпов. Если бы купила, то эта книга полетела бы об стенку, первые 1,5 балла в году.

lapina_ekaterina, 1. Делитесь хорошими книгоблогерами. Я пока только двух нашла, хочу еще.
2. Покупайте электронные книги, записывайтесь в библиотеку. Пиратство приводит к тому, что авторам невыгодно писать. Переводчикам переводить. Верстальщикам верстать и далее по списку.

KorobeSta, Кто вас минусует, тот нехороший человек)

KorobeSta, Поделитесь этими двумя. Тоже в поиске интересных букблогеров.
Сама смотрю Дмитрия Гасина, Тамару Дмитриевну (Марабук уже здесь упомянутую), Надежду Диккенс, Наталью из Германии (Шапо_кляк).
Раньше замечательные книжные видео снимала Полина (PolinaBrz), жаль забросила это дело.

oka, Спасибо! Сама слушаю Людмилу Личи, Marabook, и вот тут до Психеи добралась. Нужно и ваш список послушать - новые имена для меня.
А еще мне слушать Юзефович нравится. Но она не блогер, конечно.

KorobeSta, Да, Людмилу Личи тоже смотрю :)
Ещё интересный для меня канал у Анастасии (Ana - bb03aav), учительницы из Англии, она снимает ролики на русском и английском и книги читает на двух языках.

lapina_ekaterina, По второму пункту хочу добавить. Оплата книги - это ведь логичная благодарность людям, которые делают ваш досуг приятным.

KorobeSta, Да, да, да) Но людям этого не вдолбить

KorobeSta, я так и делаю
Но жаль, что много хороших неизвестных авторов пока нет в бумажном виде, а только в электронном! Я бы с удовольствием купила их в бумаге.

Комментарий удалён.

PensonPerianth, Ой, хватит свою политическую демагогию разводить! Пожалуйста! Можно подумать с другими правителями было лучше или будет лучше! Лишь бы поворчать!

Разве это для России

Злая статья! Мы можем изменить ситуацию, если захотим.