
Опубликовано: 23 июля 2018 г., 14:18 Обновлено: 4 августа 2018 г., 19:43
19K
7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)
Спойлер: заставлять никого не нужно
Автор: Элина Винокурова
Для одного ребёнка книга — действительно лучший подарок, а другой при виде очередного тома скривится. В школе заставляют, теперь ещё и дома. Но заставлять не нужно, даже школьный список литературы на лето. Как по-настоящему увлечь ребёнка книгами — рассказывает специалист по детскому чтению и писатель Юлия Кузнецова.
1. Не заставляйте ребёнка читать
Желание читать формируется изнутри, поэтому, я уверена, заставлять ребёнка читать в пять-шесть лет — опасный путь. Слово «должен» применять к детскому чтению вообще нужно осторожно и в более серьёзном возрасте, с 5-6 класса и только по отношению к школьной литературе.
Если ребёнок не испытывает желания читать сам, ничего страшного в этом нет. Мой средний сын до трёх лет не воспринимал чтение вслух. Пока я читала старшей дочери, он ползал вокруг по дивану, прищемлял нам волосы — это только раздражало. Потом вдруг в четыре года полюбил чтение вслух. В пять лет мы начали учить его читать, сначала он тоже не особенно любил это делать. А к шести годам чтение пошло, это спонтанный процесс.
Часто родители боятся, что ребёнок пойдёт в школу, не умея читать. Здесь всё зависит от преподавателя. Сейчас я слышу о случаях, когда учителя говорят: «Мне не нужно, чтобы родители подводили ребёнка к какому-то уровню, иначе ему будет элементарно скучно на уроках».
2. Окружать детей книгами — хороший совет, но не всегда работает
У меня совсем другой опыт. Когда я приходила с книжных фестивалей и приносила детям пакеты с книгами, у нас был такой диалог: «Я вам принесла подарки» — «Какие подарки?» — «Книги» — «Понятно, а нормальные-то подарки принесла?».
Когда в семье много книг, могут возникать следующие истории. Ты спрашиваешь: «Хочешь книжку почитать?» — «Нет». Закрыли книгу, положили на холодильник. Через некоторое время спрашиваешь ещё раз, получаешь такой же ответ, и вы кладёте книгу на подоконник. Получается, что эти «не хочу» лежат по всей квартире.
Мне кажется, нам стоит вспомнить про свой книжный опыт, когда в детстве книг всегда не хватало. Особенно тех, которые ты очень хотел прочитать. Я веду курсы для детей, где мы занимаемся групповым расчитыванием, у нас есть своя библиотека, которая умещается на стуле. Это книги из моей домашней библиотеки, которые прошли строгий отбор: они точно понравятся детям, которые не любят и не хотят читать. Дети приходят, садятся, видят какие-то книжки, им интересно их взять и порассматривать, а я не даю этого делать. Они говорят: «Пожалуйста, пожалуйста, можно? Если я не возьму сейчас, то потом Петя возьмёт эту книжку». Я говорю: «Нет, сейчас у нас занятие, мы делаем другие интересные вещи». И когда они видят, что к книгам нельзя свободно подойти, то после занятия разлетаются через секунду. Подбегает орава, они всё разбирают и уносят домой. Причём дети знают, что в следующий раз я спрошу, о чём была эта книга.
3. Обсуждайте с детьми книги, которые читаете сами
Читающие при ребёнке родители — большая редкость. Используйте эти моменты, чтобы говорить с ним о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты. Например, моя дочка когда-то очень любила овечек, а я как раз в это время читала «Охоту на овец» Харуки Мураками. Когда она узнала об этом, то сказала: «Там убивают овечек, мне их жалко». Я предложила прочитать ей фрагмент книги вслух, чтобы она увидела, что там никого не убивают. Я прочитала ей описание пастбища, и она была в таком восторге: мама дала ей прикоснуться к своей книге.
Можно обсуждать книги с другими взрослыми при детях. Я обсуждаю книги по телефону со своей мамой.
У нас с ней похожий вкус, маме нравится современная русская женская проза, например, Марина Степанова. Мы с ней созваниваемся и обсуждаем какие-то книги, а дети всё это слышат.
4. Читайте вслух. И записывайте чтение на диктофон
Родители целый день проводят на работе, и если после этого они хотя бы десять минут читают детям вслух, это становится мощным замком, который скрепляет отношения. Ещё можно не только читать вслух, но и записывать чтение на диктофон. Телефон для этого не подходит, потому что он всё время будет переключать внимание на себя. На диктофоне только одна кнопка — включить и выключить.
Папа садится, читает им вслух, всё это записывается на диктофон. Одна глава в детской книге длится в среднем 10-15 минут, этого времени хватает, чтобы мероприятие под названием «вечернее чтение» состоялось. Когда папа уезжает в командировку, дети слушают записи. Они включают его, когда едят, когда рисуют. Это не просто текст, это воспоминание о том, как было хорошо с папой вечером.
5. Не игнорируйте аудиокниги — они помогают освоить текст
Аудиокниги — облегчение для детей, которые не очень уверенно чувствуют себя и видят в основном буквы, а не образы. Они сначала привыкают, а потом возвращаются к бумажной книге. Этот механизм работает и с фильмами (да-да). Дети сначала смотрят фильм, узнают, чем там всё закончится, а потом берут книгу и читают. Бывает, что дети берут книгу даже после спектаклей. Ведущая театральной студии рассказала, как поставила с подростками «Дядю Ваню», а потом к ней пришёл мальчик и спросил: «А почитать-то это где-нибудь можно?». Так что хорошо прочитанная аудиокнига, особенно если слушать её с родителями и обсуждать сюжет, тоже может помочь привить любовь к чтению.
6. Напишите книгу про ребёнка — это ещё один способ помочь ему начать читать
Сфотографируйте или нарисуйте своего ребёнка, прилепите на листочек и напишите: «Это Коля». Потом сфотографируйте, как он ест, и напишите: «Коля ест». Дальше можно сфотографировать, как он спит, играет и так далее. Сделайте такую книгу и покажите ребёнку в три года — пусть он посмотрит на всё это. Когда ему будет четыре года, он поймёт, что буквы можно как-то складывать в слова и начнёт пытаться это делать. Читать о себе всегда интереснее. Моей дочери 12 лет, и она с удовольствием сама садится и читает книжку о том, что она делала девять лет назад: лепила ёжиков, мешала тесто, лепила из него печенье.
На своих уроках я выделяю 15 минут, и мы пишем книгу о себе. Я даю простые фразы, которые нужно дополнить: «Однажды я пошёл…», «И вдруг я увидел…», «Тут мне навстречу…». Это занимает немного времени, но очень здорово работает. Дети могут написать про себя целые тома.
На самом деле для школьники, которые испытывают трудности в чтении, могут походить на курсы писательского мастерства — это хороший способ преодоления трудностей в чтении. Вроде бы ребёнок учится писать, но при этом учится и читать. У меня на курсе была девочка, которая запиналась и пропускала слова при чтении. Но когда читала свой текст, то не пропускала ни одного слова. Для неё это было очень важно.
7. Не бойтесь, что ребёнок не прочитает школьный список литературы на лето
Берите список по литературе, ручку и первым делом зачёркивайте книжки, которые точно ребёнку не нужны. За время общения с преподавателем можно понять, что он хотел, включая ту или иную книгу в список. Например, в первом классе в нашем учебнике был фрагмент из «Хоббита». Преподаватель решил, что раз есть кусочек из Толкина, значит надо читать всю книгу. Я говорю: «Извините, ребята» — и вычёркиваю это. Мы пробовали смотреть фильм по книге, но у детей не пошло: им было просто страшно.
После этого вычёркивайте все книги, которые дети знают наизусть. В первом классе вместе с «Хоббитом» нам попалась «Красная шапочка». Я вычеркнула эту книгу, потому что мы её прекрасно знаем. Дальше выбираем книги, которые можно заменить аудиокнигами и фильмами. Если ребёнка не тянет читать «Буратино», просто покажите ему фильм. Сюжет отложится, и когда текст из книги попадётся ему в учебнике, ребёнок с ним справится, потому что будет старше на полгода-год.
Затем выбирайте книги, которые вы прочитаете вслух. У меня так было с «Детством Темы» Гарина-Михайловского. Моей дочке он попался во втором классе, и я поняла, что она не потянет.
Остаётся небольшая выборка книг, которые ребёнок может прочитать сам. Вы берёте этот список и говорите: «Смотри, тут учительница посоветовала эти книги. Что тебе из этого интереснее всего будет читать?». Он выбирает, и вы начинаете читать. Однажды летом наш сын прочитал одну или две книги, но худо-бедно культурный багаж мы пополнили. Часто родители боятся, что они придут в школу сентябре и их спросят, прочитал ли ребёнок весь список. Просто ответьте, что прочитали не все. В этом нет ничего страшного.
Что ещё почитать про детское чтение:
Марина Аромштам «Читать!» — книга, которая даст родителям ответы на многие вопросы.
Юлия Кузнецова «Расчитайка. Как помочь ребёнку полюбить чтение» — книга о том, как родителям помочь детям полюбить книги.
Эйдан Чамберс «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» — автор рассказывает, как общаться с детьми по книгам. Какие вопросы можно задавать детям, чтобы они рассказали о прочитанном и при этом не чувствовали, что их экзаменуют (отрывок из книги читайте здесь).
Даниэль Пеннак «Как роман» — для родителей, которые переживает, что их ребёнок не читает.
Папмамбук — отличный сайт с полезными материалами про детское чтение.
Полную запись интервью с Юлией Кузнецовой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» об образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи, учёные и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16.00 на радио «Говорит Москва».
Комментарии 32
Показать все

Ну, не знаю... У нас в семье никто особенно не читает и меня никогда не заставляли. Однако, в пять лет я уже самостоятельно читала, а сейчас вообще не могу жить без книг. Мне кажется, всё очень индивидуально, есть дети, которых не нужно заставлять — они сами с удовольствием берут в руки книги, а есть такие, что заставляй не заставляй — даже под страхом чего угодно читать не станет.

Любимый автор Вашей мамы Марина Степнова, скорее всего. Статья интересная. Научить ребёнка любить читать книги тяжёлый труд. Увы

rotmistr1980, Научить любить нельзя. Эмоциональная сфера лежит вне таких понятий как заставить и научить. Можно показать, открыть возможности. А уж полюбит ребенок или нет - это за пределами родительских возможностей.

Мне очень понравился пункт 6, про самодельную книгу из фотографий ребенка, да можно ведь сделать не только ребенка, но и фотографии папы за работой, мамы и т.д. всей семьи и питомца тоже не забыть. И расписать всё мини-рассказиками. Мне кажется, это действительно может помочь, ребенок увидит, как создается "книга" и возможно уже не будет так противиться, но всё таки какими бы не были методы, но лучшего, чем личный пример родителей, по моему нет! А то многие родители сами "противятся" сесть и почитать. Пример, пример.. что может быть эффективнее!?

Заставлять любить книги конечно не нужно. Добьёмся противоположного эффекта. Только личный пример. Если папа и мама всё время с книжкой, книжки покупаются и занимают своё достойное место на полках, дети это видят. Неплохо будет во время прогулки всем вместе заходить в книжный магазин с яркими обложками.) Полистать книжечки так сказать. Детей это впечатляет и рано или поздно любовь к книгам проявится. Интерес точно. А это уже много значит. Правда не надо забывать про технику чтения, умение воспроизводить текст с выражением. Без этого никак. Так что заставлять немножечко всё-таки придётся именно вам. Сейчас началка в большинстве школ очень слабая и занимаются они с детьми чёрт знает чем. Даже стыдно. Вроде бы не глупые дети в 9 классе читать не умеют и это кошмар.

rotmistr1980, А вот я сомневаюсь в пользе чтения вслух. Потом многим про себя тяжело читать, отучаться проговаривать слова.
А в каком смысле читать в 9 классе не умеют? Вслух или вообще?

KorobeSta, Есть у меня один знакомый дядечка-академик, умнейший человек, который говорит, что для того чтобы ребёнок спокойно усвоил любую школьную программу родители самостоятельно (сейчас без этого никак) должны заниматься с ним тремя вещами:
1.) Много писать.
2.) Много читать (вслух, проговаривая и соблюдая знаки, это вообще тренировка всего чего только можно в мозгу).
3.) Выучить до автоматизма Таблицу умножения.
Нейронные связи и т.д. и тп. думаю вы про это знаете.
Да приличные дети, не круглые двоечники, плохо читают так как делают это редко.

rotmistr1980, Они плохо читают и, скажем, форумы в инете? Или только школьные учебники?

rotmistr1980, Эээээ. Да большинство взрослых людей (у кого нет маленьких детей) очень плохо читают вслух. При этом с донесением мыслей у большинства проблем нет.
Я, например, вслух читаю нормально, но смысл при этом не улавливаю.

rotmistr1980, По горячим следам пошла почитать, что думают ваши западные коллеги о чтении вслух. Так вот многие считают, что читать вслух должен учитель! А не наоборот. Вы практикуете на уроках? Вы литературу преподаете?

rotmistr1980, А что ваши ученики вслух читают? И зачем чтение вслух на уроках истории?
Хорошие советы. Особенно про должен. Хотя я бы и по отношению к школьной программе его не применяла.
Я бы еще добавила, что нужно выбирать книги по возрасту и интересам. Не нестись читать большие, сложные книги уже в три года, если они не идут. Но это сложный момент, так как родителям нужно расширять свои знания именно в области детской литературы, а часто у них на это нет желания (или времени).