1 апреля 2018 г., 17:26

10K

Твиты от Раскольникова: чем заменить тоскливые сочинения на уроках литературы

102 понравилось 19 комментариев 26 добавить в избранное

Автор: Бедная Лиза
Филолог; преподаватель creative writing; лектор (курсы по русской и зарубежной литературе, литературному мастерству). Два высших образования: 1. по академической филологии (специализация «Русский язык и литература») и 2. по творческому ее приложению (Литинститут им. Горького, отделение «проза»). Почти кандидат наук с диссертацией по "Гарри Поттеру"

Стандартные уроки литературы с шаблонными сочинениями не просто убивают желание читать книги. Они уничтожают нормальное читательское восприятие. Но вместо этих самых сочинений можно предложить детям что-нибудь поинтереснее. Например, написать художественный текст по мотивам текста. То есть фанфик (да, фанфик — это не только «50 оттенков серого»).

Заявляю с порога: я не буду ни убеждать вас, что без фанфиков современному учителю никуда, ни кричать, что фанатская литература — это деградация и разврат. Я просто хочу порассуждать о плюсах и минусах использования фанатских текстов на уроках литературы — потому что фанатская литература существует в жизни современного молодого человека, хотим мы того или нет.

Фанфикшн — это литературное творчество поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома)[1]. Иными словами, это написание текстов по мотивам впечатлившей книги или фильма.

Фанфикшн отражает то, что творится в голове у читателя в тот момент, когда он читает. Все мы порой фантазируем, как дальше сложатся судьбы героев, порой не соглашаемся с автором и мысленно прописываем свою версию событий. Фанфики являются результатом этих мысленных операций, текстуально запечатлённым откликом читателя/зрителя на произведение. Фанатский текст отражает то, как читатели разных возрастных групп, разных национальностей, пристрастий, разного уровня образованности воспринимают литературное произведение.

Меня часто спрашивают: каково количество «этих ваших фанфиков»? Пятьдесят? Сто? Больше, больше. Намного больше. Приведу весьма приблизительную статистику: лишь на одном русскоязычном сайте-хранилище фанатских текстов, в группе поклонников «Гарри Поттера», на сегодняшний день фанфиков — свыше 16 тысяч. Длина каждого фанфика — от нескольких страниц до, например, пятидесяти глав. Это всего лишь одна (!) группа на сайте, всего групп — 971 (да и сайт не единственный). А если учесть, что фанфикшн — явление международное, фанфики пишут и читают во всём мире, и количество сайтов (как и текстов) невозможно подсчитать. Масштаб понятен.

Фанфикшн предоставляет богатый материал для изучения читательской рецепции. Но что с этим делать учителю?

Ну, например, предложить ребёнку написать фанфик по произведению, которое только что прошли. И необязательно это должен быть текст-продолжение («Как сложилась судьба Татьяны после финального разговора с Онегиным?»). Фанфикшн — больше, чем просто дописывание, это определённое переосмысление источника, игра с ним, воплощение того, что есть в твоей голове по поводу книги.

Что можно написать на уроке (или после него)

1. Пропущенная сцена. Написать о моменте, который мог бы быть в книге.

- О чём разговаривали князь Андрей и Наташа Ростова, когда были женихом и невестой?
- Опиши случай из детства Печорина, который сильно на него повлиял.
- Один день из жизни Чацкого.

2. Продолжение. Подумать о том, как сложилась дальше судьба героев, с которыми мы встречаемся в произведении.

- Семейная жизнь Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Опиши завтрак в их семье. Будут ли у них дети? О чем они будут говорить за завтраком? В каких обстоятельствах они живут?
- Что ждёт дальше Чацкого? Встретит ли он свою любовь? Или будет неприкаянно бродить по свету, критикуя всех и вся?

3. Перефокусивировка. Написать о второстепенном или эпизодическом персонаже.

- Один день из жизни графини внучки, появляющейся на балу в доме Фамусовых.
- Напиши о событиях, происходящих в романе в стихах «Евгений Онегин», с точки зрения сестры Татьяны — Ольги.
- Жизнь глазами странницы Феклуши в «Грозе».

4. Моральная переориентация. Представить «положительного» персонажа «отрицательным», и наоборот.

- А что, если прав на самом деле Молчалин, а Чацкий — всего лишь высокомерный человек, любящий бросаться красивыми словами?

5. Жанровые трансформации. Изложить какую-то сцену в виде газетной заметки, поста в фейсбуке, пьесы; превратить комическую сцену в трагическую, и наоборот.

6. Кроссовер. Написать диалог персонажей из разных произведений по заданным параметрам. Диалог Евгения Онегина и князя Андрея Болконского.

Вот пример (авторское предисловие к фанфику):
«Писано сие по заданию из университета, звучащему как-то так: „напишите диалог Печорина доперсидского и постбэловского периода и Онегина посттатьянинского периода. Они могут встретиться хоть на Марсе и разговаривать хоть о политике Дарта Вейдара, но должны как-то выразить себя в диалоге“. Свой вариант сего я решила выложить сюда и посмотреть, что будет».

Почему это полезно

1. Пробуждает воображение и сопереживание

Не совру, если скажу, что большинству школьников плохо понятны и не очень близки переживания Раскольникова или Пьера Безухова. Им до лампочки на «тварь ли я дрожащая» или «карету мне, карету». Фанфик помогает помыслить о персонажах как о живых людях, вне школьной дидактики и завываний в духе «что хотел сказать автор».

2. Учит внимательно читать текст

Чтобы написать хороший фанфик, нужно не просто пофантазировать, но и обратиться к тексту книги: освежить в памяти сюжет, обстоятельства некоторых событий, обратить внимание на детали, манеру речи персонажей и так далее.

3. Учит обращать внимание на особенности творческой манеры автора, его взгляда на мир

Важно не просто дать ученикам задание, а потом ждать, что они напишут. Важно грамотно организовать работу с фанфиками потом: обсудить получившиеся тексты, подтолкнуть к рассуждениям о том, насколько предложенные варианты уместны в художественной вселенной автора.

4. Помогают говорить о собственных переживаниях через текст

Одна из целей уроков литературы, о которой, к сожалению, порой забывают — самопознание. Читая книгу, мы не столько познаём автора, особенности его мировосприятия и самовыражения, сколько познаём себя, наблюдаем за тем, как книга меняет нас, какие чувства и мысли вызывает. Почему бы не поговорить об этом на уроке?

Создавая фанфик, ученик говорит не только о прочитанной книге, но и о себе, своих фантазиях, своём взгляде на мир, отношении к людям, самовосприятии. И если уроки литературы помогут ему что-то понять про себя — это же здорово!

Для традиционного преподавания литературы работа с фанфиками — это вызов. Традиционно предполагается, что задача учителя — открыть ученику произведение и автора, а фанфики порой диктуют прямо противоположное: «о себе и своих фантазиях — с помощью произведения».

К тому же в поле фанфикшна практически не существует границ для интерпретации: автор фанфика имеет право изложить фантазию, которая абсолютно не мотивирована произведением-источником. Учителя это может поставить в тупик: что делать с фанфиком, в котором, например, Пугачёв женится на Маше Мироновой и становится примерным семьянином?

Получается, что традиционный анализ текста подменяется самовыражением. Логичный вопрос: нужно ли это на уроке, ведь самовыражаться ученик может в любом другом месте?

Но важно другое. Ученик, который придумывает Печорина, женившегося на княжне Мэри, который воображает ситуацию «Горя от ума» с точки зрения Молчалина, пишет о Раскольникове, сделавшемся гангстером, не забудет свою встречу с классикой.

Примеры

Напоследок — работы учеников моей коллеги, Ирины Киселевой (учитель русского языка и литературы, школа «Гармония» № 97 г. Ижевска). Она предложила десятому классу создать дневник или блог, который мог бы вести Раскольников. Результатом явились как рукописные страницы дневника (ученики внимательно отнеслись даже к форме — обратите внимание на кривой почерк и смятые листы), так и варианты страниц Раскольникова в различных социальных сетях (Инстаграм, твиттер и так далее).

картинка Arlett

картинка Arlett

картинка Arlett

картинка Arlett

К чему это я? А к тому, что фанфик не обязательно должен быть в формате эссе. Everything goes, как говорится.

Иллюстрация на обложке: Shutterstock (Eugene Ivanov)

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
102 понравилось 26 добавить в избранное

Комментарии 19

Неординарный подход) А идея действительно классная, тут даже не просто фанфикшн, тут и фрирайтинговые техники наверняка использованы (эссе и т.д.)

На мой взгляд, мысль хорошая. Вопрос только, как это соотносится с образовательными стандартами, и как к такому творчеству отнесутся всякие проверяющие органы...

Мои ребенки писали фанфики. В 8м классе даже в КТП предлагается в качестве домашнего задания написать фрагмент дневника Аси из повести Тургенева. В 7м просто разговор зашел о фанфиках, детишки узнали, что это за зверь такой, и два лентяя получили боевое задание: написать фанфик. Результат задания литературной ценности не имеет, но один паренек, от которого я ожидала явной отписки, выдал текст, отдающий романтикой.
Проблема в том, что иногда нет отдачи: загораешься идеей, предлагаешь ее детишкам, а у них на лицах выражение "оставьте нас в покое, пожалуйста". И ты потухаешь, рискуя однажды потухнуть навсегда.
А идейки в статье хороши. Парочку попробую приспособить для своих уроков. Ну а вдруг.

Показать текст комментария

После информации, что сей автор написал диссертацию по "Гарри-поттеру"(??!!), всерьёз доводы статьи было очень трудно воспринять. Хотя рациональное зерно, как это ни странно, есть. Может кого из детёв и заинтересует. Но большинство из них воспримет это как очередной лишний напряг со стороны администрации. Но с другой стороны дело детей учиться и исполнять требования властей без обсуждения, нравится ли это им или не нравится. Иначе мы скатимся в западную деградацию вседозволенности, устранения неугодных преподавателей, устранения "неполиткоректных" авторов, "дней без белых", и прочих премерзостей, происходимых от безвластия....

Свернуть

Из школы я вынес ненависть к литературе... Причина в том, что школа - не храм знаний или обитель мудрости, а - как метко заметил Г. Спенсер - филиал ада на земле; школа злословия, подлости, подхалимажа; конвейер сортировки детей по признаку лояльности, а не таланта; серпентарий старых и юных дев. "Ума нет, иди в пед. - говорили раньше. - Совесть нет -иди в мед..." Что изменилось за годы реформ? Ничего. Или только в худшую сторону. Если дочь мэра не получит "красный" аттестат и золотую медаль, директор будет искать работу фрилансера, а любому "Засилуженному педагогу" не позволят даже мести школьный двор метлой, а не то что подбрасывать листовки за президента. Чему учит эта ярмарка тщеславия? Быть Человеком - точно не учит. Дает ли она знания, нужные в реальной жизни? Или же прививает Стандарты двуличия? Гляньте на наших подростков. Дети из 1 класса - еще ангелы ("Здравствуйте! - Добрый день! - До свидания..."), не столкнувшиеся с инквизиторами - педагогами-демагогами... И посмотрите на старшеклассников! Интернет ( и его "айфонутых" пользователей) уже можно рассматривать как класс – однородную группу, имеющую долю от ВВП и ВНП. Интернет уже симбиот человечества. Они же наполовину уже зомби, и живут в другой реальности! С «думающими машинами» с Сетью за свою долю «спайса» (прибыли) скоро будут биться и церковь, и государство. Речь не даже о одном государстве. "Хакнуть" информацию, взломать сайт, почту или банк сегодня могут и пацаны. Ведь клонирование овец или людей – это вопрос этики. И «пересадка» мозга на диск компьютера, вопрос не морали, а технологий. "Голова профессора Доуэля" когда была написана? Вопрос к Минобразованию и педагогам - Вы в курсе, что есть такая компьютерная игра - GTA? Суть – выжить и сделать бизнес в Злом Городе. Ты можешь работать таксистом, и жить в лачуге. А можешь стать киллером и, получив 100 000 виртуальных USD, купить «Порше-911», оружие, проституток, виллу. Чтобы стать очень богатым, надо грамотно спланировать ограбление банка, замочить сенатора. Мешают полиция, военные, ФБР. Но в виртуальном мире всех можно убивать! Сатанинская суть игры в том, что она воздействует на подсознание сильнее, чем нудная «училка» литературы. Поэтому реальный мир становится подобием виртуального. Если подросток знает, что киллером работать выгоднее, чем таксистом, зачем ему сопли Достоевского или позитивный гуманизм Сервантеса? Надо метко стрелять из «калаша» в «чурок», мочить гаитянцев, коммуняк, арабов и т.д. И у тебя будут «телки» и «баксы» и рейтинги и лайки. То есть вырастает поколение «бумеров» без всякого «моралина», с «чипами» Зла в мозгах. В лучшем случае чипированных Добром и Хиромантией Гаририпотеров...
Следовательно, «homo sapiens» как виду, грозит THE END. Что, прочем, нормально стыкуется с Теорией термодинамики и деградации постиндустриального социума...

AnatolijChernov866, Вы видите мир в настолько тёмно-чёрных тонах, что начинаешь подозревать, что проблема всё-таки не в мире (ну или не только в нём).

Так вот оно как называется!50лет назад писала сочинение-сценарий фильма по поэме Лермонтова "Мцыри" и сказку в стихах по мотивам стихотворения "Листок" .Жалею,что не сохранила,а учительница переписала мои опусы себе в бархатный альбом.

Это все очень увлекательно выглядит в задумке, но на самом деле единственная проблема нелюбви к тому или иному предмету - адекватность учителя. Ну напишет ребёнок фанфик или откроет блог, используя персонажей книги, а училка же будет ставить оценку. Только вот большинство из них плевать хотели на фантазию и поиск себя - скажут, что образы совершенно не соответствуют книжным, что от них остались только имена. А ребёнок может реально загореться идеей и открыть для себя что-то своё, а получит за это удовлетворительно или хорошо, а то и вовсе «см», после чего ему все равно нужно будет на полном серьёзе отнестись ко всем фактам, чтобы быть готовым к ЕГЭ.

Myrkar, ..единственной проблемой любви к предмету является не преподаватель, а - ты сам, и никто не сможет у увлекающегося человека отбить желание им заниматься, если только он сам не изъявит НЕжелание.

myimmortal, Согласна, здесь все-таки собираются те, у кого это желание читать не отбило ни уроками, ни училками, ни школой, ни рутиной, ни работой, ни плохой погодой . Тут дело еще в привычках, в чтении в кругу семьи, доступности книг в окружении, в библиотеке, в наличии свободного времени, в интересах читателя.

myimmortal, Не согласна. Я не любила литературу, пока к нам не пришла новая учительница. Т.е. если человек уже любит предмет, да, у него никто желание не отобьёт, а вот привить любовь к предмету, который прежде не интересовал, учитель может.

Myrkar, По-моему, те учителя, которым плевать на фантазию и поиск себя, не станут давать подобные задания. Если задание выполнено ответственно, есть ответная реакция на "горение" учителя, то какая разница, сходится ли видение персонажа ребенком с видением умных дяденек из книжек или учителя? Можно проанализировать работу, попытаться разобраться, почему получилось именно так. И учитель разберется, только ли имена от персонажей остались, и дитё глубже копнет в книгу и в себя.

Myrkar, Не говорю, что этот вариант невозможен, но я заерзала от противоположной мысли: как пресно, как тоскливо слушать только "Молодец, творческий подход, двенадцать баллов, свое видение". Я засыхала в школе без здоровых конфликтов. Но на месте учителя - не представляю, как работать над готовыми фиками, чтобы не ранить тех, кто согласен с Вами, и не отбить желание делать хоть что-то у моих "коллег".

..как-раз собирался Достоевского перечитать..

Интересная мысль. Мне кажется, это действительно способно сделать предмет для ребёнка более интересным, и да, развивает творческие способности. Но я несколько не соглашусь с автором статьи вот в чём. Стоит отметить, что те, кто может и хочет писать фанфики, обычно это уже делают вне зависимости от уроков литературы ) Пишут по фильмам/книгам/аниме. А вот те, у кого к этому душа не лежит, вряд ли оценят такое нововведение. Впрочем, даже если получится хоть кого-то заинтересовать из учеников, это уже победа. И второе, вот автор пишет: "Учит внимательно читать текст", "Учит обращать внимание на особенности творческой манеры автора, его взгляда на мир". В реальности же, как и указывает автор, фанфики пишутся поклонниками произведения. Иными словами, фанфик вторичен. Т.е. понравилось произведение - написал человек фанфик. А у автора получается наоборот. Якобы необходимость писать фанфик может заставить человека внимательнее читать. Так что тут не сходится. А так в целом идея классная. Если б у нас так было, я бы порадовалась.

Школьники, творящие фанфики, - теперь не только в интернете. Если же серьёзно, то, по моим воспоминаниям, из класса, человек в 20-25, только двум или трём интересна литература, а остальным чхать на неё патологически (равно как и на всё остальное), и, как мне представляется, это отношение ничто не изменит, так как сложилось оно задолго до школы с её "шаблонными" уроками. Поэтому, даже если бы уроки литературы были сказочно интересными и самые вдохновенные учительницы расшибали бы себе лоб во вдохновенной проповеди о красотах литературных произведений, если бы были введены какие-то чрезвычайные меры, дабы привлечь учащихся к активности (школьные спектакли, те же фанфики), а такие меры, как правило, юные дарования встречают без энтузиазма, из под палки, если бы даже придумали что-то ещё, лишь бы привлечь, заинтересовать, то и это, думаю, не переломило бы общей картины, а только добавило бы к двум-трём заинтересованным ещё пару человек, остальным литература так же безразлична, как была она безразлична их родителям, а до этого их дедам. Проще говоря: зачем вести коня к водопою, если он не хочет пить? И давайте не будем забывать, что процесс нарастания равнодушия к (хорошей) литературе — обоюдный: не только начальники не испытывают желания, чтобы столь же творческими, сколь и корректными методами прививать любовь к литературе, но и со стороны учеников нет человеческого отношения, чтобы ради них серьёзно начать что-то делать.

Стандартные уроки литературы с шаблонными сочинениями не просто убивают желание читать книги. Они уничтожают нормальное читательское восприятие.

Каждый раз, как слышу подобное, чувствую себя белой вороной, так как меня школьные уроки литературы никогда от чтения не отвращали, не внушали мне ненависти ни к чтению вообще, ни к классической литературе (перечисляю наиболее популярные варианты). Был один случай: я почему-то восстал на сон Обломова, который нужно было прочитать дома, и хотя после я пересмотрел своё отношение к книге в целом, но тогда я Обломова ненавидел (но эпизод с его сновидением всё же прочитал), но такое отношение к одному произведению никак не повлияло на мою любовь к чтению, равно как и на отношение к урокам литературы (мне вспоминается, с какой любовью, стоило только купить учебники, я просматривал учебники литературы, чтобы узнать, что мы будем читать). Было время.

_Nikita________, О, спасибо за откровенность! Я, значит, не одна такая!))
Мне нравилось писать сочинения, выражать в них свои мысли, искать что-то нестандартное, чего не отметят остальные. И учителя здесь никакой роли не играли. Мне нравились сочинения как по украинской литературе, где учительница восхищалась моими работами, так и по зарубежке, где училку не интересовали самовыражение и творчество.
И кстати вспомнился недавний разговор с одной моей подругой - учительницей английского. Она сказала, что теперь от учителей требуют, ЧТОБЫ ОНИ даваЛИ детям творческие задания. И они их дают, но детям либо лень, либо они просто не знают, как их выполнять, и выходит так, что всё делают родители. "Мама рисует, а Вася сдаёт".
Хотя идея, безусловно, хорошая. Что-то всё равно нужно делать для развития у детей творческих способностей и умения самостоятельно мыслить.