19 марта 2017 г., 17:55

7K

Сексизм, лицемерие, нелюбовь: что не так с преподаванием литературы в школе

299 понравилось 198 комментариев 92 добавить в избранное

o-o.jpeg По просьбе «Афиши Daily» молодой учитель литературы и ведущий курсов художественной критики Артем Новиченков рассказал, как на самом деле классика воспитывает современных детей и почему вопрос «Что хотел сказать автор» должен быть под запретом.

Артем Новиченков
Выпускник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (кафедра художественной критики и публицистики); учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация». Писатель, драматург

О женском и мужском

Когда я спрашиваю подростков, каких поэтесс они знают, называют Ахматову, Барто, реже Цветаеву и Ахмадулину, бывает, Полозкову. В общем-то, все. Спрашиваю, отличается ли мужская поэзия от женской, и мне отвечают — да, потому что «женщины эмоциональнее», «мужчины точнее», «мужчины пишут кратко, а женщины длинно», и вообще «женщины пишут только про любовь», а у мужчин «серьезные стихи».

Я выписываю все это на доску, потому что это то, что мне и нужно, — пунктик, который формирует нацию и на который никто не обращает внимания. Тем более дети. Одиннадцать лет на уроках литературы они познают мир через призму мужского восприятия: читают о том, как мужчины живут и умирают, как мужчины любят и ненавидят, как мужчины страдают, размышляют, чувствуют и сопереживают. Как мужчины понимают мужчин и женщин. Как мужчины думают о том, что думают женщины, что чувствуют женщины. Долгое время внимание девочек и мальчиков направлено однобоко в сторону мужчин — детей готовят к патриархальным ценностям, к мужскому миру.

Я говорю, что сейчас буду читать им стихи, не называя автора, а им предстоит определить пол. Дети чаще ошибаются, а когда угадывают — радуются удаче. После каждого стихотворения разгорается спор. Разговор о поэтической идентичности переходит в разговор о различиях между мужчинами и женщинами. За аргументами школьников угадываются семейные ценности. Мальчикам нравится думать, что они отличаются. Девочки более гибкие. И я не знаю, что это: широта взглядов или конформизм. Так или иначе, выписанные предположения не проходят проверки. К концу урока доска напоминает список покупок с вычеркнутыми наименованиями. Со звонком я повторяю вопрос, отличается ли мужская поэзия от женской. Вывод они сделают сами.

Я знаю, что это капля в море, и знаю, что, скорее всего, большинство из них забудут этот урок. Однако это не повод не говорить об одной из главных, на мой взгляд, проблем в российской школе — воспитание сексизма и установка на патриархальное мышление.

Возможно, кому-то сейчас кажется, что я перегибаю. Мол, воспитывать патриархальные ценности через литературу — о таком и не думает учитель. Он просто дает материал, как было всегда. Учитель даже может и не знать слова-то такого — «сексизм». Да, конечно, учитель наверняка не думает об этом, потому что просто не сознает, чему литература может научить опосредованно.

Дети, которых вроде бы не учили тому, что Пушкин пишет только лаконично и только серьезно, а Цветаева только абстрактно и только о себе, утверждают именно это. Почему?

В нашем обществе, где мифологическое и символическое по сей день имеют большое значение, за понятиями «мужское» и «женское» закреплен ряд ассоциаций:

«Мужское»: сила, рациональность, дух, активность, Логос, культура, свет.

«Женское»: слабость, эмоциональность, материя, пассивность, хаос, природа, тьма.

Кроме того, мужское соотносится с общечеловеческим, а женское — со второстепенным. Такую иерархию на протяжении веков поддерживала христианская церковь, основываясь на двух ветхозаветных мифах: о происхождении Евы из Адамового ребра и, естественно, о грехопадении.

Эту идеологию русская литература пронесла сквозь века. Писатели первой половины XIX века (произведения которых изучаются в школе особенно пристально) культивировали идеалы мужчин. Женские образы делились на два типа — легкомысленная дурочка (бедная Лиза) и верная жена (Татьяна Ларина) — и по сути лишь воплощали модели поведения, которые предполагает патриархальный уклад. История жизни женского персонажа и размышления автора на этот счет, как правило, отсутствовали. Ни в «Герое нашего времени», ни в «Мертвых душах», ни в «Обыкновенной истории» их нет.

Литература воздействует на подсознание человека как 25 кадр, только вместо скрытой рекламы читателю предлагается идеология патриархата.

Этот процесс превращения женщины из самостоятельного субъекта в объект описания американские исследователи Барбара Хельдт и Джо Эндрю назвали термином underdescription («подчинение письмом»). Так что, если хотите, литература воздействует на подсознание человека как 25-й кадр, только вместо скрытой рекламы читателю предлагается идеология патриархата.

Если заглянуть в список авторов, обязательных к прочтению и предлагаемых на выбор для сдачи ЕГЭ по литературе, увидим, что школьная программа на 98% (64 из 67) состоит из авторов-мужчин. Упоминаемые там же Ахматова, Цветаева и Ахмадулина обычно изучаются только в 11-м классе и чаще всего бегло. Так женщина практически не попадает в оптику школьной литературы.

Чему на самом деле учат в школе

Русская литература — самая сложная европейская литература, потому что в свое время она выступала в роли философии, публицистики, политического высказывания и даже морального мерила. И эти тексты предлагаются к прочтению подросткам. В том же возрасте их европейские и американские сверстники читают развлекательную и понятную литературу.

Какой учитель может объяснить суть лирического отступления о птице-тройке в «Мертвых душах», которую всем задает учить наизусть? Какой учитель может помочь понять школьнику психологизм Печорина или чувства Онегина? Редкий.

И это вторая, как мне кажется, важная проблема, касающаяся преподавания литературы в школе и имеющая скверные последствия — невозможность честного и искреннего диалога. Потому-то литература в школе на самом деле литературоведение, при этом разговор «о чем написан текст» подменяется разговором о том, «как он сделан». Ну и еще этот претенциозный вопрос «Что хотел сказать автор?», варварски искажающий и упрощающий саму идею искусства. Потому что мы не можем знать, что хотел сказать автор тогда, двести лет назад. А может быть, он сказал вовсе не то, что хотел или замышлял? Достоевский изначально задумывал написать роман «Пьяненькие», а в итоге написал «Преступление и наказание».

Кроме того, русские писатели были безжалостно честны. Это читатели английской и французской литературы привыкли к хеппи-эндам. Вот навскидку, много ли вы можете назвать русских произведений XIX века со счастливым концом? Чацкий терпит фиаско, Евгений и Татьяна несчастны, Печорин мучим самим собой, Базаров мертв, Катерина мертва, Каренина мертва. А герои Некрасова, Щедрина, Достоевского? «Война и мир» вот, казалось бы, кончается счастливо. Но если сравнить прекрасную летящую Наташу в начале романа с раздобревшей женщиной, держащей в руке грязную пеленку, могут как минимум возникнуть вопросы.

На уроках мы будто читаем другие книги: не депрессивные и жестокие, а жизнеутверждающие, высоконравственные.

Русская литература — литература депрессивная, потому что честная. Но как говорить с детьми о такой литературе, в которой от произведения к произведению терпят фиаско идеи гуманизма, справедливости и бога? Герои пассивные поголовно не находят смысла в жизни, а борющиеся оказываются в дураках.

Но на уроках мы будто читаем другие книги: не депрессивные и жестокие, а жизнеутверждающие, высоконравственные. В устах учителя и на страницах учебников литература сводится к горстке словосочетаний: «фамусовское общество», «лишний человек», «мысль семейная» — и терминов: «лирический герой», «композиция», «кульминационный момент» и другие.

Вот и вся литература. С такой литературой можно воспитывать любые ценности под заказ. Как и было в Советском Союзе.

А что происходит в голове школьника? В учебнике написано, учителем проговорено — осталось лишь дословно перенести в сочинение, даже если думаю не так. Садись — пять. Простая манипуляция: учитель доволен, ученик удовлетворен. Сдать и забыть.

Почему дети не должны любить читать

Что мне нравится в детях, так это их наглое умение задавать вопросы, ответы на которые всем кажутся очевидными. Они спрашивают: «А зачем вообще читать книги?»

И мы, взрослые, начинаем отвечать: ну как же, без книг ты будешь глупый неуч, книги воспитывают, меняют человека, развивают воображение и интеллект, книга может стать твоим другом, книга сделает тебя лучше, нравственнее и так далее. Короче говоря, начинаем строить воздушные замки, в которые, если честно, сами не до конца верим. Потому что если спросить себя: а когда я в последний раз читал художественную книгу? Да такую, которая сделала меня умнее, нравственнее, лучше? Нет, мы давно уже не читаем так, как рассказываем.

«Но это ведь ни о чем не говорит! — отвечают родители. — Просто мы повзрослели, а вот в детстве закладывается фундамент, и дети должны читать книги… мы в детстве читали».

Это всего лишь въевшийся в подкорку советский стереотип о том, что литература обязана быть прикладной и должна менять людей.

А что если дети не обязаны читать книги?

Давайте честно себя спросим: почему мы садимся читать художественную книгу? Хотим стать нравственнее, умнее? В таком случае лучше прочесть журнал или посмотреть фильм Би-би-си. Все-таки мы читаем книги для удовольствия, для развлечения. И фактически относимся к книге так же, как к фильму или спектаклю. Мы хотим с помощью искусства вызвать в себе определенные эмоции, и если этого у нас не получается, значит, просто не тот роман, фильм, выставка.

Однако к детскому чтению у нас отношение особое. Взрослым кажется, что хорошая книга та, что говорит о высоком, нравственном. А комиксы, фантастика, фэнтези — несерьезная литература, на такой не воспитаешь настоящего человека. Вот русская классика — да. Все выросли на ней, это наш культурный код и вообще — без нее стыдно, без нее никуда, и пусть семикласснику хочется плакать от «Бориса Годунова», потому что скучно и ничего не понятно, но надо, Федя, надо.

А вот не надо. Ведь это всего лишь въевшийся в подкорку советский стереотип о том, что литература обязана быть прикладной и должна менять людей. Стереотип, который стал непреложной истиной с легкой руки товарища Сталина, определившего писателей в «инженеры человеческих душ». Такое неблагодарное бремя выпало и другим искусствам — кинематографу, живописи, театру, но только литература так и не смогла избавиться от него, и во многом потому, что была закреплена школьной программой. Так русская классика стала священным каноном, а любой, кто оспаривает это, посягает на святое.

Но пора бы уже избавиться от этого маниакального желания наделить хорошую литературу обязательной практической пользой и перестать пичкать детей текстами XIX века. Мы же не заставляем их смотреть советское кино. Почему литература привилегированна, а кинематограф нет? Будто в литературе спрятана еще какая-то ценность, о которой никто не может конкретно сказать, однако защищает ее. Так, может, нет этой сакральной особенной ценности литературы? Может, не будем делать из художественных текстов священные, а из писателей — пророков?

На самом деле русская литература от этого только страдает, становится дальше и непонятнее. И это в дополнение к тому, что восприятие осложнено исторической дистанцией. Школа учит нас читать романы Тургенева или Достоевского с целью получения пользы, а не удовольствия, хотя они-то писались именно для того, чтобы занять досуг.

Книги как люди. Мы предпочитаем общаться с интересными людьми и читать интересные книги. Только интересы у всех разные. И книги все выбирают разные. Книга не может нас ничему научить, она может лишь раскрыть то, что в нас уже имеется, быть катализатором. Книги отражают нас, как люди. А заставлять читать нежеланную книгу, как заставлять общаться с неприятным человеком. А для закрытого ребенка общение с незнакомыми людьми будет травмирующим.

Но ведь все книги — незнакомцы. Поэтому задача старших познакомить ребенка с книгой, сократить дистанцию, а не обязывать читать. Я убежден, что чтение — естественная потребность человека, как потребность в любви. Но как можно травмировать ребенка и развить в нем комплексы, мешающие счастливой жизни, так можно и воспитать в нем стойкое неприятие к литературе и навсегда отрезать от книг.

Источник: АфишаDaily
В группу Статьи Все обсуждения группы
299 понравилось 92 добавить в избранное

Комментарии 198

О, наконец-то и тут, хорошая статья

Замечательно! Оказывается, читать книги для развлечения вовсе не зазорно.
В книжных магазинах и библиотеках такие плакаты вывешивать хорошо.

Книги как люди. Мы предпочитаем общаться с интересными людьми и читать интересные книги. Только интересы у всех разные. И книги все выбирают разные. Книга не может нас ничему научить, она может лишь раскрыть то, что в нас уже имеется, быть катализатором. Книги отражают нас, как люди. А заставлять читать нежеланную книгу, как заставлять общаться с неприятным человеком.
Показать текст комментария

Берём избитые вещи и кричим "Не обязаны" Получим данную статью. Ничего нового не сказано, только Союз у автора воспалён.

Свернуть

Awe-Doll, Антисексизм России нужен так же, как феминизм в странах третьего мира. Поэтому "кричать" об этом стоит почаще.

Мысль о том, что классическая русская литература исподволь приучает к патриархальному мышлению и сексизму, подтвердила недавняя дискуссия под статьей «Книжный магазин развернул корешками назад книги, написанные мужчинами». Основная масса участников родом из советский системы, остальные - постсоветские, успевшие ее перенять от своих учителей. С ответом на вопрос "зачем читать художественную литературу?" также соглашусь: первое - это удовольствие. Удовольствие от сюжета, удовольствие от персонажей, удовольствие от языка, который создает картинку, заставляет фантазию работать и , в качестве послевкусия, наводит на размышления. Неоднократно дочитав художественную книгу, отталкивалась от нее и искала ответы на возникшие вопросы в литературе non-fiction. Кроме того, хочется посочувствовать современным школьникам , которых принуждают к прохождению (потому что чтением это назвать невозможно) классической русской литературы по той же схеме , через которую прогоняли и мое поколение. Ох, уже эта народность в образе Наташи Ростовой и лишний человек в "Герое нашего времени". Брр..! Тухлятина, да и только. Мои любовь и интерес к чтению спасли книги, прочитанные вне школы. Они и развлекали, и учили, и заставляли думать. PS. Автору статьи отдельное спасибо.

Показать текст комментария

nancyka, Сперва придумали сексизм, теперь заставляют повсюду его видеть. Хочется посочувствовать современным школьникам, да.

Свернуть

Awe-Doll, Не придумали , а дали наименование. Дискриминация по половому признаку существовала еще задолго до того , как вы научились читать и писать.

Показать текст комментария

nancyka, Дискриминация? А вы не находите, что в такой системе начинается инверсия и дискриминируемыми уже становятся мужчины?

Свернуть

Phashe, Не думает. У кого чего болит, тот тем и озабочен.

Показать текст комментария

daos, Ну, на ЛЛ, кстати, дискриминация мужиков, да. Тут женщин больше и в любых темах о вопросе пола мужиковские посты давят минусами :D Дискриминация, бля! Мужики, давайте объединяться и устраивать митинги о том, что ЛЛ шовинистское местечко)

Свернуть

Phashe, Пока вы не научитесь уважать окружающих вне зависимости от пола , возраста, национальности и имущественного положения, вы так и будете ощущать себя в положении ущемленного. Похоже, проблема не в том , что вас кто-то дискриминирует, а в недостатке самоуважения ))

daos, Вам следует отвечать исключительно за себя. Чтобы не сесть в лужу глубоко и надолго.

Phashe, А вам не приходило в голову , что дискриминация по половому признаку касается не только женщин ?

Phashe, А в чём здесь дискриминация мужчин?

nancyka, Да тут пожалуй сложно не согласиться, но культура имеет свойство линейности, т.е. одно проистекает из другого. Чтобы понимать хорошую современную литературу нужно знать предшествующую ей литературную традицию, а без классики тут никуда. Я тоже читать начал и любил читать далеко не школьную программу, но потом школьную программу уже перечитывал, т.к. даже читаю Пелевина, Сорокина я просто местами терял смысл, который своими корнями уходил в русскую классику. Вот и замкнутый круг.

Мы же не заставляем их смотреть советское кино.

Подозреваю, что скоро заставят. Давно уже ходят слухи о внедрении "уроков Советского кино" на которых предлагается показывать детям советскую классику. Да и среди тех же учителей литературы иногда находятся такие, кто показывает детям экранизации (конечно же советские) произведений из школьной программы.

Nathaira, А как у нас любят зачморить за незнание цитат из советских фильмов, ооо! Стоит признаться, что не знаешь, откуда "куртка замшевая, три", да тебе это и не особо интересно - и на тебя смотрят, как на говно, потому что кококо, это же наш культурный код.

Seterwind, Не единожды проверенный способ вызвать когнитивный диссонанс у представителей старшего поколения - признаться в том, что я не смотрел "Место встречи изменить нельзя". И пока старший товарищ хлопает глазами, пытаясь понять - как я мог прожить в СССР до сознательного возраста и не посмотреть этот фильм - сообщить, что я еще не смотрел и "Иронию судьбы". Как правило, это уже фаталити.

Sergiusz,

я еще не смотрел и "Иронию судьбы"

Ого! Вот тут даже я удивилась, хотя мимо меня тоже прошло очень много советских фильмов (включая "Место встречи"). Вы Новый год без телевизора встречали? :)

Seterwind, Когда я был маленьким, и встречал Новый год с родителями, мы обычно ходили к друзьям семьи на соседнюю улицу. У них было два тома Аугусты и Буриана про динозавров и первобытного человека. Телевизору было нечего мне предложить. :)

Seterwind, Потому что представитель среднестатистической советской массы чувствует себя не комфортно, когда сталкивается с индивидом , не вписывающимся в привычные стандартные рамки. Если не смотрел/не читал, может и думает по-другому. А вдруг враг ?! В подкорке же сидит :D

Seterwind, "Стоит признаться, что не знаешь, откуда "куртка замшевая, три", да тебе это и не особо интересно..."

Этим еще можно гордиться, но это уже высший пилотаж.

Nathaira, А что вы предлагаете? Я смотрела в школе советскую экранизацию Анны Карениной и у меня не было никаких негативных чувств по этому поводу. Мне кажется это совершенно естественно. Или вы хотите, чтобы в школе показывали современные русские экранизации классики?

Nathaira, А чего такого? Всяко лучше российского. Спецэффектов только нету, беда. )

Nathaira, А чем вас смущает изучение лучших фильмов нашего прошлого? Во Франции до сих пор смотрят свою классику, Астерикс, Обеликс, есть старая классика и у датских детей, подозреваю, что и в других странах Запада. А в Париже я видела сколько стоит диск "Война и мир" именно советского кино... 50 евро за диск. Значительно дороже даже новинок кино!!! Мои дети попросили второй раз показать им трёх мушкетёров, они просто в восторге от фильма! Боюсь, что подобные экранизации других стран будут намного скучнее. Старший отказался от компьютерных игр, требует от меня прочтения "Сын полка" Катаева. Кстати сказать, экранизация Шерлок Холмс признана самими британцами! А то, что общество у нас патриархальное... знаете, тот упадок, что происходит в странах Запада... наваливающийся на Европу Восток доказывает, что патриархальное, крепко стоящее на своих традициях общество вырулит и в бомбёжках! В Средней Азии в школах 2 смены и переполненные классы. Кстати, там читают нашу классику и не жалуются ни ученики, ни их родители. Время покажет кто из нас прав.

Всё правильно. Задолбал мужской шовинизм. Параллельно со всякими депрессивными Толстыми, Чеховыми, Набоковыми надо проходить равновеликих русских писательниц. Их же так много.

Larsen, Это слишком тонкая шутка для нашего цирка.

Я, честно говоря, тоже не любила уроки литературы в школе, хотя за редким исключением любила сами произведения. Так что это не проблема программы, а проблема подготовки кадров. В школу люди всё-таки ходят получать образование, а не развлекаться. В вузах, в которых изучают искусство кинематографа, тоже проходят классику кино. Иначе зачем, вообще, ходить в школу? Доступные книжки, которые подростки читают для удовольствия, можно и дома почитать и потом с друзьями обсудить. Задача уроков литературы, на мой взгляд, - развивать интеллект учеников, а для этого нужны книги, о которых можно размышлять.

Ну и ещё мне лично представляется не слишком мудрым отказываться от своего культурного наследия, будь это классическая литература или советский кинематограф. Естественно, все люди индивидуальны, и для каждого человека, наверно, есть произведения, которые ему не подходят. Я говорю о культурном наследии в целом, и, кстати, не только национальном, но и общечеловеческом.

В идеале, с моей точки зрения, нужна выборная программа, чтобы каждый ученик мог выбрать определённое количество книг, но из отечественной и зарубежной классики.

BlueFlames, *В идеале, с моей точки зрения, нужна выборная программа, чтобы каждый ученик мог выбрать определённое количество книг, но из отечественной и зарубежной классики.*

Не получится. Скрепы разойдутся (((((
Каждый еще, не дай божЭ, увидит в выбранном что свое, несогласованное с минобром и противоречащее линии партии парламентского большинства.

По-прежнему считаю проблему надуманной. Книги (речь в данном случае о школьной классике) никаких идей не навязывают. Они их предлагают через образы, мотивацию поступков, сделанный выбор и его последствия. А читатель волен сам решать как к этому относиться. Цель уроков литературы как раз привить детям способность рассуждать и думать собственной головой, вырабатывать свое мнение, а классическая русская литература дает для этого массу возможностей. Другое дело как учителя распоряжаются этими возможностями - тупо тянут лямку, вдалбливая детям вековые стереотипы, или подходят к своим обязанностям творчески и с умом. Человеческий фактор гораздо важнее списка чтения "на лето".
И кроме того, возникает вопрос - ладно, классическая литература насквозь патриархальна и вредна для неокрепшей детской психики, ату ее! Чем заменим?

Placoza, Согласна, что всё зависит от личности педагога. У сына недавно сменилась учительница литературы и стала преподавать так, что дети ломанулись в библиотеку за "Войной и миром". Учтите ещё, что он учится в физмате )))
К вопросу о замене - я вот тоже мучительно вспоминаю каких-нибудь выдающихся писательниц... Ну, есть у меня сборник "Писательницы 19 века", я его читала в молодости, хотелось доказательства, что наши женщины могут... Были там любопытные рассказы, но и всё. Ну нет у нас своих Джейн Остин (или сестёр Бронте). И стихи читала женщин 19 века (Е. Ростопчина, М. Лохвицкая и др.), и тоже не гениально. Да, собственно, и в 20 веке не так уж их было много. Неужели из-за этого отказываться от Чехова с Достоевским. Неразумно.

Placoza, А разве кто-то предлагает изымать, запрещать и заменять?
Преподаватель в этой статье делает очень правильную вещь - обращает внимание детей на установки, которые они усваивают незаметно сами для себя и потому не ставят под вопрос, подвергает сомнению то, что кажется очевидным. "Все знают", что мужчины пишут о делах, а женщины - о чувствах, что великих писателей - много, а великие писательницы - скорее исключение. А мы задумаемся и подумаем: а почему так сложилось, и так ли на самом деле все просто и однозначно? Это и есть способность думать собственной головой, о которой вы пишете.

Contrary_Mary, Наверное, мне не понравились реверансы автора в сторону "сексизма". Ей богу, одно дело дискриминация и разумная, грамотная борьба с ней, и совсем другое - эти фальшивые искусственно созданные проблемы, следы которых выискивают теперь везде и всюду... Какой на фиг сексизм в классической литературе??? Чуть ниже по ветке Meta очень правильно заметила, что ответы учеников во время урока - это банальное озвучивание стереотипов, говорящее скорее о скуке и нежелании пораскинуть мозгами, чем о "глубоко укоренившейся вере" в сказанное. Что касается автора, не стоит его защищать - он не пытается объяснить пользу вдумчивого чтения, не предлагает никаких решений, а довольно топорно пиарится на популярной теме, попутно пачкая руками классиков.

Placoza, Я больше имела ввиду, что автор не с того конца подходит: сперва спрашивает о том, в чем школьники мало разбираются, а потом гордо тычет носом в ошибки. Можно с тем же успехом пытаться выудить различия в архитектуре пирамид Гизы и Чичен-Ицы у человека, видевшего их на мелкой черно-белой газетной фотографии десять лет назад, а потом строить далеко идущие выводы на той ерунде, которую он будет пытаться из себя выдавить, чтобы не показаться совсем уж необразованным. Гораздо грамотнее было бы сперва дать ученикам в группах или по одиночке задание подготовить доклады о творчестве поэтов, послушать выступления, разобрать, кто какие темы поднимает и почему, и вот уже после можно будет спросить, видят ли ребята различия в поэзии мужчин и женщин. И даже так это не будет полностью корректным, поскольку в самом вопросе уже содержится утверждение о наличии подобного разделения, да и само обобщение по половому признаку (как и любое другое) изначально является демагогическим приемом. И вместо того, чтобы вместе с ребятами посмотреть, что объединяет творчество Ахматовой, Гиппиус, Цветаевой, Тэффи и Лурье и есть ли отличия от сочинений Блока, Мандельштама, Пастернака, Есенина и Гумилева, автор с ходу переводит разговор в совершенно беспредметную область, и потому превращает все в профанацию.

Хотя со стороны школьников тоже есть проблемы. И даже не в том, что в старших классах большинству уже плевать на те предметы, по которым не надо будет сдавать экзамены. Но в нашей школе натаскивают не размышлять над исходными данными, а есть что дают отвечать, что спрашивают. Поэтому ученики легко заглатывают наживку, принимают содержащуюся в вопросе установку как данность, и дружно выдают то, что автор хотел услышать. А как известно, преподаватель всегда может переиграть студента, когда захочет. Нечестно-с.

И да, обвинять классическую литературу пропаганде в сексизма... С тем же успехом она пропагандирует веру в бога, монархизм, народность и вообще весь спектр моральных ценностей прошлых веков. Подход к этике прошлого с современными мерками и брезгливые тычки пальцем в ее неправильность не прибавляет автору очков, а как раз наоборот, заставляет усомниться в его компетентности.

Meta, Вообще-то автор, наоборот, хотел показать много общего, а не найти различия между пишущими людьми разных полов. А у Пастернака и Цветаевой, например, гораздо больше общего, чем у того же Пастернака и Есенина.

chuk, Одно дело сравнивать творчество конкретных авторов, даже если пытаться объединять их в какие-то группы, тогда это конструктивно и здесь можно получить определенный результат. Другое дело с места в карьер без всякой предварительной подготовки спрашивать в чем разница между работами абстрактных мужчин и женщин, черных и белых, европейцев и азиатов, гомо- и гетеросексуальных etc.
Совершенно бестолково и в такой постановке ничего кроме озвучивания стереотипов не даст.

Meta, А разве целью автора статьи не было как раз озвучить существующие стереотипы? А потом уже задуматься над ними.

Sergiusz, Тогда к чему было привязывать сюда литературу и кричать, что классика насаждает сексизм? В представленном виде никакой взаимосвязи не выявлено.

Ну в школе программа по литературе полная ерунда? Ну смотрите подростку у которого одна мысль передёрнуть на Сашу Грэй. Дают читать Толстого и Достоевского. Почему бы не дать почитать ему Айвенго Вальтер Скотта. Остров Сокровищ Стивенсона. Всадник без головы Майн Рида. Вот с этого надо начинать. А школьникам пихают литературу рассчитанных на людей с большим жизненным опытом.

GoryachevIvan, Почитать - да, но если затем обсуждение прочитанного будет вестись в формате "Образ Айвенго как типичного представителя рыцарского сословия средневековой Англии" или "Проблема борьбы добра со злом в романе "Всадник без головы", то много ли будет толку?

"Тут всю систему менять надо!" (с)

Sergiusz, А может вести разговоры Айвенго как националистический роман прославляющий свою нацию. Англичане лучше нас живут потому что у них нет писателей типа Достоевского который писал литературу для рабов. И ли Всадник без головы как улучшение судебной системы и что это вообще такое? А вообще не систему пора менять а путинскую власть. Как там у Шекспира то что типа нафиг царя. Может заживём тогда как в Англии.

От изучения классики в школе есть хотя бы та польза, что человек получает представление о лучших образцах литературы и хоть какой-то багаж серьёзных идей. Разве не в этом смысл преподавания литературы в школах? Иначе какой толк заставлять школьников читать чисто развлекательные книги?
Великих писателей женщин действительно 2% из 100; незачем уделять им в программе больше места, чем они имеют в действительности.

Walden, Представление-то о "Войне и мире" или "Преступлении и наказании" я может быть и получил, жаль только вот, что желание прочитать или перечитать эти и другие произведения программной классики отбилось школьными уроками литературы напрочь.

А багаж идей для размышлений я в изобилии получал от чтения классики научно-фантастической литературы. Благо по ним не надо было писать сочинения на заранее заданную тему с заранее установленными выводами.

Sergiusz, Всегда сочувствую людям, которых в школе заставляли писать сочинения с заранее установленными выводами, это минус педагога, а не программы и не самой литературы

Sergiusz, К вопросу о книгах "для размышлений"... Понятно, что и в фантастике поднимаются злободневные темы. Жанр вообще мало на что влияет. Но, во-первых, уровень подачи, увы, не тот. Степень владения языком у того же Достоевского в сравнении со Стругацкими (при всем моем огромном к ним уважении) несопоставима. А, во-вторых, учиться по облегченной программе значит занижать собственную планку ) есть у меня знакомая тетка, мы с ней вместе начинали учить язык. Пришли в группу с уровнем ощутимо выше нашего. Она пару недель поныла, что де сложно, непонятно, приходится все время самостоятельно что-то искать, доучивать, а ведь преподаватель затем и нужен, чтобы кормить знаниями с ложечки, за что де платим... В общем, ушла в группу к начинающим. Да так там и застряла... Там конечно проще, ну а толку? Без усилий и постоянного усложнения материала далеко не продвинешься. Нечего себя жалеть и прибедняться. А уж детей в школе и подавно жалеть не стоит, не такие уж они глупые. Им скорее нужно помогать это осознать.

Placoza, Вот уж у кого совершенно примитивный уровень подачи (хотя и гениальных идей), так это у Достоевского, который никогда не заботился о том, как писать, а лишь о том, что этим сказать. По сравнению с ним Стругацкие - виртуозы стиля и умения подать материал. А по поводу облегченной программы - это вы про Град обреченный или, может, Улитку на склоне?

chuk, Достоевского читала в школе и ранний пост-школьный период, и могу сказать, что он оставил наиболее сильные впечатления в первую очередь благодаря очень необычному чувству языка. Я не считаю себя таким уж продвинутым литературоведом, поэтому отвечу просто, опираясь на собственное восприятие: он импрессионист от литературы. Его текст (несколько дерганый и неряшливый) проникает в подкорку, манипулирует чувствами и эмоциями так легко, что иногда хочется закрыть книгу и пресечь это постороннее вторжение ). И это гениально! Что касается "облегченки"... Я не имела ввиду конкретных произведений, скорее некую совокупность представителей одной книжной полки ) Эти книги нравятся почти всем, потому что универсальны. Да, это хорошие книги, полные смысла, с хорошим сюжетом и достаточно простой манерой изложения. И для кого-то они непременно станут любимыми. Но чтобы вот так непрошенно вторгнуться в душу и залить светом все темные, пыльные уголки? Не уверена...