Опубликовано: 16 июля 2016 г., 11:44 Обновлено: 16 июля 2016 г., 11:49
5K
Не только для подростков. Зачем читать Сэлинджера тем, кто старше 16?
16 июля 1951 года было впервые опубликовано одно из величайших произведений американской литературы ХХ века — роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» .
«Над пропастью во ржи» очень многие ошибочно относят к «возрастным» романам: считается, что тот, кто в юности не прочитал его, уже никогда не сможет оценить всей прелести этого произведения. На самом же деле изначально книга предназначалась исключительно для взрослых и долгое время была под запретом в американских библиотеках и школах из-за наличия грубой нецензурной лексики (несколько сглаженной в русских переводах), пропаганды бунта, разврата и пьянства. Как часто бывает, это привело к абсолютно противоположному эффекту: вот уже 65 лет роман занимает почётное место на книжных полках юношей и девушек.
Однако, если эта книга не попала к вам в руки в отрочестве, жалеть не о чем. Её смысл откроется зрелому читателю с совершенно иного ракурса: она покажется гораздо глубже и заставит задуматься над проблемами, актуальными для любого возраста.
Редакция АиФ.ru нашла пять причин открыть культовый роман, если подростковые переживания вам уже чужды, а воспоминания о молодости покрылись толстым слоем пыли.
1. Вспомнить юность
Возможно, это самая очевидная причина. Если внутренняя борьба давно покинула вас, а море больше не по колено, вам однозначно стоит как можно скорее зайти в книжный взбодрить себя дозой юношеского максимализма. Роман «Над пропастью во ржи» написан от первого лица. Его резкий, но простой и доступный язык даёт читателю уникальную возможность жить и чувствовать вместе с главным героем. Холден Колфилд — ещё не взрослый, но уже далеко не ребёнок, его внутренний мир лихорадит: он очень остро по-своему переживает первое столкновение с суровой реальностью, которая не пугает его, а скорее вызывает отвращение. Холден искренне считает себя умнее всех, ведь он видит правду. Юноша мечтает сбежать от мира, полного грязи и лжи. В конце книги, поддавшись вполне мирским потребностям, его бунт угасает, а большинство читателей осознаёт, что они только что заново пережили трагедию становления своей собственной личности.
2. Быть терпимее к подросткам
Эта трагедия, а именно — крах идеалистических представлений и смирение с заведённым порядком, неизбежна практически для каждого, однако со временем её масштабы забываются. Абсолютно все дети чисты и непорочны, знакомство со взрослым миром, миром фальши и лицемерия, очень редко проходит для них безболезненно.
Именно поэтому Холден Колфилд непостоянен и груб — это его защитная реакция на происходящее вокруг, ведь реальность не до конца понятна ему, он ещё не нашёл достойного способа существования в ней. Холден может быть ленив, но его лень с точки зрения честности к самому себе вполне обоснованна, а снобизм и вовсе легко оправдывается нетерпимостью к лицемерию и лжи. Роман Сэлинджера помогает понять неокрепшую душу подростка и помочь ему найти своё место в этом большом и сложном мире.
3. Научиться у Холдена трезвости ума
Кроме того, подростки порой бывают гораздо честнее нас. Пусть бунт Холдена мним, но в своих внутренних диалогах он естественнее и прямолинейнее многих взрослых. Он отчётливо видит недостатки других людей (как телесные, так и душевные) и не закрывает глаза на свои собственные, осознавая, что он — лгун и трус. Категоричность юноши — не самая лучшая черта его характера, но многим всё же стоит поучиться умению быть честным. Прежде всего, с самим собой.
4. Разгадать тайну убийства Леннона
Роман вошёл в историю не только как одно из самых занимательных произведений XX века: этой книгой были одержимы и многие убийцы.
Марк Чэпмен после пяти выстрелов в Джона Леннона спокойно встал около фонаря и взял в руки именно «Над пропастью во ржи», а после утверждал, что там содержится завуалированный призыв к убийству лидера легендарных «Битлз». На внутренней стороне обложки обнаруженной при задержании книги рукой Чэпмена была сделана запись: «Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это моё заявление». Экземпляр романа был при себе и у Роберта Джона Бардо, убийцы актрисы Ребекки Шеффер, а также произведением был одержим Джон Хинкли-младший — человек, совершивший в 1981 г. покушение на президента США Рональда Рейгана.
5. Напомнить о том, что выбор есть всегда
И всё же это книга о вечном конфликте. Ненавидя нью-йоркскую жизнь и мир вокруг, герой романа видит только один способ покончить с окружающей его ложью — побег от реальности. Он мечтает о спокойной работе на автостоянке и хочет притвориться глухонемым, чтобы избежать общения с людьми. Единственное, чему он действительно хотел бы посвятить свою жизнь, — это быть ловцом детей над пропастью, спасителем невинных душ. Однако сбежать из Нью-Йорка Холдену не удаётся.
Ошибочно он думает, что его держит любовь к младшей сестрёнке, но на самом деле в нём просто нет сильного внутреннего стержня. Ему гораздо легче подстроиться под среду, в которой он родился, и успокоить внутренний бунт, чем полностью изменить свою жизнь.
А вот сам Сэлинджер вскоре после написания романа «Над пропастью во ржи» стал вести затворническую жизнь, увлёкся буддизмом и йогой.
Потому что выбор есть. Выбор есть всегда.
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Лучшие комментарии
Именно поэтому Холден Колфилд непостоянен и груб — это его защитная реакция на происходящее вокруг, ведь реальность не до конца понятна ему, он ещё не нашёл достойного способа существования в ней. Холден может быть ленив, но его лень с точки зрения честности к самому себе вполне обоснованна, а снобизм и вовсе легко оправдывается нетерпимостью к лицемерию и лжи.
Подобное поведение может стать привычкой на всю жизнь, если постоянно оправдывать его "защитной реакцией". Нужно учиться держать себя в руках)
Однако, если эта книга не попала к вам в руки в отрочестве, жалеть не о чем.
Вот и всё. Нет, честно, - я читала книгу в 16, вроде в самый подходящий возраст. И совершенно не прониклась. *Да простят меня любители романа*
Инфа 100%
Сэлинджер отчаянно мечтал, чтобы люди читали его "серьёзные" произведения (кстати, один британский сэр тоже об этом мечтал), а эти самые люди (как в истории о баранах и новых воротах) впялились в не самое важное в его библиографии произведение, причём одна часть восторгалась, не совсем понимая чему (как на юмористическом концерте), а другая несла несусветную чушь. На месте Сэлинджера, я бы тоже ушёл в лес, чтобы даже не подозревать о пребывании в мире этого контингента: с глаз долой, из сердца вон, если это утверждение сюда подходит.
И зачем читать эту хрень про занудного подростка. чтобы прийти в итоге к элементарным вещам?))