Больше историй

9 сентября 2014 г. 20:23

346

Альгамбра, как долго я к тебе шла.

"В..."сентябре 2014"... года автор этих строк, движимый любопытством, оказался в Испании и предпринял не преследовавшую никакой определенной цели поездку из"... Кадиса ..."в Гранаду, в компании друга из ... Случай свел нас из весьма отдаленных уголков земного шара, а сходство характеров привело к совместным скитаниям по романтическим горам Андалусии".

Три раза я была в Испании и каждый раз до поездки в Гранаду у меня не доходил ход. Далеко, обилие не менее интересных и насыщенных богатых историей мест. Да и океан не отпускает надолго, зовет как ревнивый любовник, требует внимания.

Но Севилья два раза, Кордова один, Кадис три, Херес один, торговый центр Ель Корте Инглес пять, бастион Санкти Петри один, Рондо один, Аргус один, рыбацкие таверны десяток раз, а Гранада - ни разу. Ну что ж, что такое 400 км в один конец?

Альказар в Севилье и Кордовская мечеть дали представление о том, чего ждать от Альгамбры. Это будет зубатый высокий забор, совершенно не предвещающий никаких изяществ внутри. Но как нередко под хиджабом у арабских женщин найдется красивый наряд и украшения, так и в мавританских дворцах обнаружится красота, тем прекрасней, чем неожиданней. Кружево мрамора и кедра, сочетание молочно-белого и темно-коричневого цветов, журчание воды, бегущей в желобках пола от фонтанов, венчающих центры залов, комнат и дворов. Ароматы сада с диковинными цветами. Запруды с красными рыбами, беседки, построенные так, что бы у находящихся в них был виден обзор, а их видно не было. Низкие окна, чтобы сидеть на полу и видеть не просто сад или двор, но видеть его в обрамлении резьбы. Как на картину в раме. Потайные двери, скрытые комнаты. Камерность в размахе.

Но Альгамбра это другое. Это город, который состоит из узких улочек, в котором есть крепость, выросшая из скалы, соседствующие и соревнующиеся между собой дворцы мавританских и испанских правителей, сады, площади и бани. Есть даже действующие отели. По сути это город в городе, с внушительным паркингом и прочей инфраструктурой, попасть в который можно отстояв огромную очередь или забронировав билеты по интернету заранее. Билет дает право попасть в город и дворец. Для посещения дворца отведено время, о чем и будет указано в билете. Так что, дорогие друзья, если вы купили билет это не значит, что нужно прийти к этому времени в Альгамбру. Это значит, что к этому времени нужно будет уже нагуляться внутри ее, проникнуться атмосферой и занять очередь к проходу самому главному месту и магниту туристов со всего мира - дворцу мавританских султанов. Так что, еще одного ожидания очереди не избежать. Впрочем 20-30 минут с видом на вершины Сьерара-Невады и белые дома вполне терпимы и хорошо если время вечернее, сентябрь, а если июль и полдень? Страшно представить. Почему-то вспомнилась очередь в Оружейную палату, в Московский Кремль в марте, на ветру и соревнованием в ловкости обойти впередистоящих... Нет-нет, здесь этот вариант не пройдет.

Что сказать насчет дворца? В Севилье альказар лучше сохранился. И не только архитектура и внутренняя отделка. История его сохранилась лучше. С хозяевами ему везло и с уходом. Севильский альказар не сдавал свои комнаты путешественникам, не давал приюта летучим мышам и не раздаривал свои кирпичи соседним постройкам. Он не оправдывался за свое неместное происхождение. В Альгамбре же одним из постояльцев был Вашингтон Ирвинг, хоть с одним жильцом ей повезло.

Альгамбра же терпит соседство с пафосным дворцом Карла Пятого, напоминающего и коллизей, и корабль одновременно, который буквально наступает ему на пятки. Ее аудиогид с каждым нажатием начинает свой рассказ со слова "говорят..." Большая часть дворца восстановлена после нескольких сот лет разорения и забвения. То что осталось поражает - те же кружевные узоры мрамора, окна, фонтаны. В узорах, в арабской каллиграфии зашифрованы стихи и послания. Вид из окон все тот же - высоты, просторы, обзор. Ни в Севильском альказаре, ни в Кордовском такого нет. Но испанские монархи сочли возможным встроить в ансамбль резьбы, сводов и сообщением между покоями флигеля, которые кажутся убогим бельмом аскетизма среди роскоши.

Удивительным кажется и то, что еще один дворец, стоящий на еще большей высоте ими не тронут и он прекрасен своим соседством с небом, открывает способности наших глаз видеть так далеко, а жильцам, я больше чем уверена, внушал ощущение избранности, небожительства.

Легенды Альгамбры - не просто сказки, в них много информации, которой взять больше неоткуда, а может быть в Испании не популярна тема исследования мавританской культуры. Есть легенда о главном патио - белом дворике, с двенадцатью львами то ли держащими, то ли оберегающими центральный фонтан. В одном из покоев, прилегающем к нему, по преданию были убиты представители влиятельного клана представителями другого влиятельного клана. Говорят (!), что призраки убитых обитают в дворике, днем шалят с посетителями, ночью разговаривают.

В Альгамбру есть ночные экскурсии, это было бы интересно проверить. Днем там очень хорошо, невероятно светло, будто это даже не день на земле, а день на небе. И пол, и стены, и арки и навесы, и фонтан, и львы сделаны из белого мрамора, что при солнечном свете дает ощущение нахождения в облаке. Загорелая кожа красиво оттеняется, мрамор от солнца прогрет. Удобно было усесться по-арабски у стены, если сидеть на полу - совсем другой вид на небо, на львов, слышно как звучит вода в желобках пола. Я много фотографировала. Рассматривая свои фото, обнаруживаю, что изображения людей располовинены, в смысле у них нет ног, головы отдельно, и пространство патио получилось прозрачным, немноголюдным. Жуткое случайное фото. Призраки? С учетом моих трудностей с пониманием техники, мне проще объяснить это призраками, нежели замысловатыми возможностями моего девайса.

Женские башни. Любимых жен, дочерей. Отделывали те же мастера и из тех же материалов. Дизайн-проект один, судя по всему. Отличие - в отдалении от основного комплекса, от зоны гостей и послов, правосудия и дипломатии, вблизи к садам и горным вершинам. Дискриминация? Нет, лучшее место вдали от забот. Если бы был дележ привилегий, кому где размещаться, я бы намекнула на эти места. Тем более если поэзия вплетена в отделочную мраморную вязь.

Где бы я ни была - везде, в торговых местах есть русскоязычные продавцы. Товар, рассчитаный на российских потребителей. Везде, за исключением музейных комплексов. Большая редкость встретить аудиогид на русском. В Альгамбре есть! Но в прилегающем магазине с сувенирами и книгами среди тысяч изданий об испанском и мавританском искусстве только три книги на русском. Эти же тысячи на французском, английском и даже арабском, но не на русском. На русском - детский путеводитель (очень хороший, коротко, сладко, заговорщически и по делу), книга с фото Альгамбры (минимум текста), ну и конечно Вашингтон Ирвинг, коего с восторгом совпадая в выводах и настрое теперь читаю.
Что ж, хорошо что для использования шкатулок с тройным дном, серебряных закладок на шнуре и скатертей с графическим узором не требуется знания никакого языка. Может быть потому, что это все выдумка для туристов и то что (говорят) такие же были у мавров (как и мебель, текстиль и дворцовое серебро), более настоящих наследников римлян, нежели христиан.

Залы после нашествия христиан п у с т ы е...
картинка Godefrua

Ветка комментариев


планируем поездку вдвоем в Стамбул


Тогда Вам в помощь Орхан Памук и Глеб Шульпяков )


Насчет Памука двумя руками за.


Это вообще один из "мужчин моей мечты" )))


Памук?!))


Ага.) Сначала я влюбилась в его книги, а после "Других цветов" и в него самого (заочно, не подумайте чего-то плохого)


Да разве плохо если и очно)) влюбляться это хорошо, обогащает)).

Глубоко его уважаю за смелость. За прорыв в литературе, осмелиться надо так писать, все таки Турция - исламская страна и за признание геноцида армян.


Да разве плохо если и очно))


Надоедать писателю своими глупостями?) ИМХО, плохо)

Глубоко его уважаю за смелость.


А у меня тут как-то сложнее: если бы только за смелость, то уважала бы, но только уважала, а смелость в сочетании с удивительной тонкостью, ощущением чувства времени и пространства, одиночеством и пр. (что как раз следовало из "Других цветов") - это "убийственное" сочетание для меня.)


Восточный мужчина))) образованный и хорошо воспитанный. С элементами западного влияния, что считается шиком у турков, арабов.

Задумалась. А я вот с его чувством времени не очень совпадаю. Некоторые вещи его нахожу затянутыми и по-восточному чересчур подробными. Другие цвета - не читала. В свое время им пресытилась и перестала его читать. На что они похожи? (Из его др книг)


Сочетание несочетаемого всегда привлекательно (для меня уж точно) , так что...

"Другие цвета" - не художественная проза. Это нечто вроде эссе "о времени и о себе", много о личности автора, о романах, о творчестве в целом, о Востоке и Западе, о жизни.


Возьму на заметку, мне очень понравились его эссе-статьи в Черную книгу. В восторге.


В "ЧК" - немного другое, "Другие цвета" - более личная вещь.


Нуууу, судя по фото, он и внешне очень эффектный))))


Есть такое дело)
*становится понятной популярность Стамбула среди прекрасной половины ЛЛ*


Из Стамбула его выжили. Страшное дело. Из-за признания геноцида армян.


Дааа, книга Памука уже мною прочитана))))а про второго автора еще не слышала, спасибо, посмотрю.


А какая именно?


"Стамбул. Город воспоминаний"


Очень рекомендую Черную книгу. Про Стамбул тоже.


Да-да, она тоже в хотелках, как и Музей невинности)))


Да, это я, дурочка, не посмотрела.) А Шульпяков - это наш с Вами современник, написавший весьма атмосферную книгу про Стамбул.)