Как читать — 91 книга

Почему бы нам, читателям, общими усилиями не собрать здесь книги, отвечающие на вопрос: «Как читать?»

Книги о том, как полюбить чтение.
Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.
Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения: о скорочтении или неторопливом вдумчивом чтении. А может быть нужно учиться рациональному чтению?
Как выбирать книги для чтения? Рекомендуемые списки или хаотичный интуитивный выбор – что советуют авторы книг?
Как и какие книги читали великие, знаменитые и просто известные люди?

Добавляйте в подборку любые книги, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Вероятно, большинство книг в подборке будут методическими, но добавление художественных книг также приветствуется, если они (или их фрагменты) касаются нашей темы и отвечают на поставленный вопрос.

Давайте в комментариях (к подборке и к конкретным книгам) обсудим предлагаемые способы чтения – покритикуем или выразим одобрение и восхищение.

Как роман
Даниэль Пеннак
ISBN:5902326141
Год издания:2005
Издательство:Самокат
Серия:Вне серии
Язык:Русский

Замечательная книга о том, как читать и как сделать так, чтобы даже те, кто считает себя неспособными к чтению, начали читать и полюбили чтение.
Кроме этого в книге отлично сформулированы неотъемлемые права читателя.

YuBo 7 сентября 2012 г., 12:28

Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений
Мортимер Адлер, Charles Van Doren
ISBN:978-5-91657-186-8
Год издания:2011
Издательство:Манн, Иванов и Фербер
Язык:Русский

Вы никогда не задумывались, много ли на самом деле понимаете в тексте? Не доводилось ли вам, открыв прочитанную когда-то книгу, с удивлением отмечать, что вы забыли, о чем в ней…

Не надейтесь избавиться от книг!
Умберто Эко, Жан-Клод Карьер
ISBN:978-5-89091-423-1
Год издания:2010
Издательство:Симпозиум
Язык:Русский

В диалоге двух знаменитых современников, посвященном книгам и чтению, немало страниц уделено и вопросу о том, как читать книгу.

YuBo 9 сентября 2012 г., 19:11

Как читать книги
С. И. Поварнин
Год издания:1974
Издательство:Книга
Язык:Русский

Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870—1952) — крупного специалиста в области логики — знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного…

Если однажды зимней ночью путник...
Итало Кальвино
ISBN:978-5-17-068210-2, 978-5-271-30417-0
Год издания:2010
Издательство:АСТ, Астрель
Серия:Книга на все времена
Язык:Русский

Хорошо описаны типы читателей. Это "читатель запойный" и "Читатель - аналитик". Первые - те, которые читают, полностью погружаясь в книгу, жадно следя за развитием сюжета. Вторые любят прочитав книгу, обсудить ее достоинства и недостатки, т. е. "разобрать по косточкам".
Еще там краем показан весьма своеобразный тип, которого я бы назвала "читатель - бунтарь". Который вообще перестал читать.
Да, ну и великолепно описан сам процесс чтения.))

Natalli 9 сентября 2012 г., 21:39

Книга, которая учит любить книги даже тех, кто не любит читать
Франсуаза Буше
ISBN:978-5-91982-086-4
Год издания:2012
Издательство:Clever
Серия:Уморительно смешные книги
Язык:Русский

Эта книга предполагает наличие чувства юмора у своего читателя.
Тогда название срабатывает :)

YuBo 7 сентября 2012 г., 12:33

Магия книги (сборник)
Герман Гессе
ISBN:978-5-8370-0577-0
Год издания:2010
Издательство:Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина
Серия:Инстанция вкуса
Язык:Русский

Вся книга - в тему. Особенно эссе: "Любимые книги", "О чтении книг", "О чтении", "Чтение и собирание книг", "Магия книги" и др.

YuBo 13 сентября 2012 г., 13:35

Техника быстрого чтения
Олег Кузнецов, Олег Андреев, Лев Хромов
Год издания:1983
Издательство:М.: Книга
Язык:Русский

Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты улучшив при этом качество усвоения прочитанного.
Описываются методы подавления…

Учимся читать классику от заглавия до последней строки
Сергей Штильман
ISBN:5-9219-0128-8
Год издания:2002
Издательство:Школьная Пресса
Серия:Словесность
Язык:Русский

Раскрывается идея "медленного" чтения - сотворчества читателя и писателя, предлагаются новые неожиданные открытия в анализе художественных произведений, изучаемых в школе, а также темы (язык мимики и жестов, говорящие имена), которые критикой редко освещаются.

Libra 8 сентября 2012 г., 08:03

Роль читателя. Исследования по семиотике текста
Умберто Эко
ISBN:978-5-89091-336-4
Год издания:2007
Издательство:Симпозиум
Язык:Русский

До какой степени читатель участвует в сотворении книги, а ее автор - в сотворении самого читателя? Об этом рассказывает книга Умберто Эко, название которой говорит само за себя.…

Искусство чтения. Как понимать книги
Томас Фостер
ISBN:978-5-00057-331-0
Год издания:2014
Издательство:Манн, Иванов и Фербер
Язык:Русский

Очень часто читатели художественных произведений не видят больше того, что лежит на поверхности. А ведь самое главное — это символы, которые остаются неуловимыми и могут передать…

Как писать книги: Мемуары о ремесле
Стивен Кинг
ISBN:5-17-007777-7
Год издания:2002
Издательство:АСТ
Серия:Стивен Кинг. Собрание сочинений
Язык:Русский

в книге Кинг делится советами по чтению на собственном опыте

trounin 10 сентября 2012 г., 01:34

Письма о добром и прекрасном
Дмитрий Сергеевич Лихачев
ISBN:5-08-001057-6
Год издания:1988
Издательство:Детская литература. Москва
Серия:Библиотечная серия
Язык:Русский

Письмо двадцать второе "Любите читать!"
Всё письмо - в тему. О том, что читать нужно медленно, а не методами скорочтения, о "бескорыстном" чтении, о необходимости составления личных программ чтения и о многом другом.

Libri 10 сентября 2012 г., 21:20

Чтение. Учебное пособие
Л.Ю. Фуксон
ISBN:5-8353-0399-8
Год издания:2006
Издательство:Кузбассвузиздат
Язык:Русский

Книга о герменевтике. В тему!

_africa_ 9 сентября 2012 г., 21:06

Учим... читать
Бородина В.А., Бородин С.М.
Год издания:1985
Издательство:Лениздат
Серия:Библиотека молодого рабочего
Язык:Русский

В популярной форме рассказывается о том, почему надо читать лучше и быстрее, как этому научиться. Авторская методика - своеобразный увлекательный психотренинг, позволяющий повысить продуктивность чтения в среднем в два-три раза. Излагаются основные принципы методики обучения динамическому чтению, приводятся рекомендации по совершенствованию восприятия, мышления, внимания, памяти и словарного запаса.

YuBo 7 сентября 2012 г., 13:17

Не для взрослых. Время читать! Полка первая
Мариэтта Чудакова
ISBN:978-5-9691-0403-7
Год издания:2009
Издательство:Время
Язык:Русский

Знаменитый историк литературы XX века, известный в мире знаток творчества Булгакова и автор его "Жизнеописания", а также автор увлекательнейшего детектива для подростков "Дела и…

Как читать книги, журналы и газеты
Гецов Г.Г.
ISBN:978-5-900546-16-2
Год издания:1998
Язык:Русский

Как читать, составить конспект,выписки. Как привлечь в помощь работе с книгой и периодикой магнитофон, компьютер, информационные электронные системы. На выбор предлагаются сотни…

Техника быстрого чтения
Олег Кузнецов, Олег Андреев, Лев Хромов
ISBN:5-17-037258-2, 5-271-14030-X, 5-9762-0017-6, 978-5-050863-1
Год издания:2006
Издательство:АСТ, Астрель, Хранитель
Серия:Самоучитель
Язык:Русский

Прочитав эту книгу и выполнив рекомендуемые упражнения, Вы сможете читать в 4-5 раз быстрее, эффективно и глубоко осваивать прочитанную информацию, разовьете мышление, внимание и…

Читайте хорошие книги
Губин В.Б.
ISBN:5-87664-073-5
Год издания:1996
Издательство:ПАИМС
Язык:Русский
1 2 3 ...
1 2 3

Комментарии


You've got to read this book! не нашла на ЛЛ


Добавил книгу на сайт и в подборку.
Судя по названию - она точно в тему.
Спасибо!


Спасибо за подборку! Добавляю в избранное - она мне пригодится.
По теме вспомнилась замечательная книга Л.И.Беленькой "Типология читателя - ребенка". Или еще "Дети - читатели художественной литературы" но их нет на сайте.
А Кальвино "Если однажды зимней ночью путник" подойдет?


Спасибо!
"Типологию" и "Дети..." пока не нашел.
К своему стыду пока не читал Кальвино, поэтому вам виднее - подходит ли он в подборку. Если считаете, что подходит, то добавляйте (хорошо бы в комментарии к книге коротко или подробно написать, какой аспект процесса чтения затронут в книге или ее эпизоде).


Почитал рецензии на роман Кальвино.
Да! Конечно он подходит для этой подборки - в самое яблочко.
Спасибо большое!
Роман добавил в себе хотелки.


Добавила и написала про Кальвино.))
А вот Беленькую жаль, надо бы добавить. Она крутой специалист в области детского чтения!


Раз надо бы, то - добавил :)


Как полюбить чтение?
Лично я до класса 9 читал из-под палки. Позже читать я стал, вдохновившись одним человеком. У него была блестящая речь, умные мысли и он очень много знал. И тут я понял, если хочешь быть умным и добиться многого, то необходимо читать. Сейчас мне 17, чтение приносит не только пользу, но и удовольствие.
И Livelib в этом вопросе тоже очень помог!


Никогда не понимала, зачем читать книги про то, как читать.


Большинство людей читать не умеет, большинство даже не знает толком, зачем читает.

            (Герман Гессе «Магия книги»)


пожалуй самая главная книга.


Я уже два дня раздумываю, добавлять ли ее.
Если считаете, что нужно, то добавляйте.


Мне кажется, "научить читать" - как "научить дышать", то есть должно само собой получаться, если мы не имеем дело с рыбой.


      Хорошо сказано :)
      Но...
      Давайте представим, что мы говорим не о пользователях сайта ЛЛ - здесь-то все читают (дышат), значит каждый уже имеет собственный ответ на вопрос "Как читать?"
      Есть и другие, у которых "само собой" не получается. Более того, они уверены, что они в чтении бездарны, что все эти "толстые" книжки написаны не для них. Таковы, например, герои романа Пеннака "Как роман" (дети или не дети - тинэйджеры). Они не верят, что они могут читать книги. Уверены, что в этих книгах для них не может быть интересного. Они умеют читать слова. Могут прочитать краткое содержание или списать у приятеля сочинение, чтобы получить положительную отметку. Как убедить этих "головастиков, привыкших обходиться без воздуха, что они тоже могут дышать"? Они смогут, смогут читать, но для этого они должны ступить и почувствовать себя уверенно на твердой почве чтения замечательнейших книг. Как это сделать? (Роман Пеннака примерно об этом)


Даже на ЛЛ далеко не все умеют читать. Для многих книга, это как кино, только в голове. И если человек не видит в тексте магию - сложно ему объяснить, что это такое. Я вот не умею плавать - как ни учился - не получается. А кто-то читать не умеет - никто не совершенен)


«Как читать?»

Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.

Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения


Так Азбука же!!!


Энциклопедия книгочея. Книга. Читатель. Чтение , кто-нибудь может дать ссылку на скачивание? Нашел только интернет-магазины и файлообменники с смс.


      Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.

      А то, хотите, я наводящие вопросы задам.
      К вопросу "Как читать?".
      Прокомментируйте, пожалуйста, воспоминание знаменитого французского кинорежиссера и писателя Ж.-К. Карьера из книги "Не надейтесь избавиться от книг":
      "Мой отец всю жизнь читал и перечитывал одну и ту же книгу, «Валентину» Жорж Санд. Когда его спрашивали, зачем он ее все время перечитывает [и не читает другие книги], он отвечал: «Она мне очень нравится, зачем мне читать другие?»


Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.



Нет проблем.

«Как читать?»



Азбука - в широком понимании слова - это своеобразный декодор сигнально-иконографической системы (чаще всего языковой. но мы же знаем с вами, к примеру, "Азбуку пешехода" для маленьких детей). Следовательно азбука помогает различать, опознавать и читать знаки, которые мы обнаруживаем. Изучение любого языка начинается с азбуки - без нее мы вообще не распознаем знаки (например, арабская вязь) и следовательно читать никак не можем.

Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли



Важно не только распознавать знаки, но и уметь понимать их, "читать" (во всех смыслах). Азбука по средствам визуально-аудиального воздействия связывает знак-обозначение-смысл, и ребенок, видя значки, произнося их вслух и видя рядом картинку, осознает и получает опыт (смысл), что "со-ба-ка" или "ма-ши-на"- это не абракадарбра, а явление (многопланового восприятия).
Не беря, языковые конструкты, а обращаясь к уже показанной "Азбуки пешехода", мы можем увидеть, что умение понимать смысл значка "шагающий человечек" тоже необходимо - связывание значка со смыслом "пешеходного перехода". И здесь тоже помогает своеобразная азбука, как самый простой и доступный с эмпирический и технологической стороны способ объяснения.

Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения



Это уже выезжает из выше написанного: Азбука - лучший способ объяснения и связывания знак-обозначаемое-смысл. Накопление смысла - это накопление опыта. Чем больше опыта, тем легче "считываются" значки и меньше времени проходит на их "расшифровывание". Переведя это на язык обычной азбуки: чем лучше дети знают буквы и слога, тем быстрее они их складывают их в слова, слова в предложения и т.д. А главное, как уже написано было выше - понимая их смысл. В итоге, и повышается техника чтения.

Не совсем понимаю насчет комментирования слов режиссера, но подумаю над этим.
Надеюсь, я по мере своих способностей изложил примерные краткие тезисы.


1. Как читать?
– Учить азбуку в широком понимании слова – как знаковую систему.

2. Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли?
– (Накапливать смыслы)=(опыт)=(читательский опыт)=(читать, читать и читать).

3. Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения
– их читать бессмысленно. Техника чтения повысится сама в итоге накопления читательского опыта.

Надеюсь, что я по мере своих способностей правильно прочитал ваш текст.
Если – да, то – да, это тоже методика совершенствования техники чтения не менее и не более бесспорная, чем другие.

Об отце режиссера. Ведь он тоже фактически давал свой ответ на вопрос «Как читать?» - Выбрать хорошую книгу и читать только ее всю жизнь.
Был ли он очень глупым или слишком умным, экстремально сузив круг чтения?


С первым согласен.
Со вторым - скорее знак (знание) -> значение (умение) -> смысл (навык, опыт).
третье - вытекает из двух других: осваивать новые азбуки и совершенствовать навык.

Без базовых ориентиров ничего совершенствовать не получится. И очень мало сфер познания, где бы можно было миновать азбуку (в широком ее понимании), как наиболее эффективный механизм освоения навыка.

А как понять, что именно это книга хороша? Читать всю жизнь книгу можно только тогда, когда в ней содержится сакральное знание для человека.


      К вопросу о том, как выбрать одну-единственную книгу - лучшую лично для вас, сакральную.
      1. Известно, что (раньше) для многих такой единственной книгой было Святое писание.
      2. Например, Курт Воннегут в "Бойне номер пять" сказал, что "Абсолютно все, что надо знать о жизни,есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского."
      3. Один мой друг уже много лет читает и перечитывает одну и ту же книгу - "12 стульев. Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Больше ничего читать не хочет. Он уже выбрал лучшую книгу.
      4. Для того, чтобы дать общий совет по выбору лучшей книги, мне пришлось вспомнить старую задачу, скачать и перечитать брошюрку .
      Итак. Для начала нужно оценить, сколько книг вы сможете прочитать за свою жизнь. Предположим N.
      Теперь разделим это число на е - основание натуральных логарифмов (примерно 2,7).
      А дальше придерживаемся стратегии: читаем N/е книг, но после этого продолжаем читать дальше до тех пор, пока не встретим книгу, которая окажется лучше (сакральнее) всех предыдущих. Всё! Дальше читаем только ее - единственную. Эта книга может оказаться не лучшей, но данная стратегия позволяет в наибольшей вероятностью найти наилучшую книгу с наименьшими затратами :)
      Объяснение оптимальности этой стратегии - в указанной брошюре. Я только модифицировал задачу (в частности, предложил оценить верхнюю границу количества книг, которые читатель может прочитать за свою жизнь). В задаче, естественно, условия строгие, но идеальные. В жизни все сложнее, но в качестве первого приближения эта стратегия может неплохо сработать. Тем более при отсутствии других стратегий :)


Как все,однако, сложно)
Да и вопрос - а надо ли?)))
У меня лучшие книги меняются по периодам жизни, но не резко, а плавно перетекая друг в друга. Сначала были "Мы все из Бюллербю" Астрид Линдренг - читал 10 лет подряд по несколько раз в год, потом ближе к 20 годам это все плавно перетекло в серию о Миму-троллях Туве Янссон и пока продолжается (да-да, я пока еще очень маленький), что будет дальше - посмотрим.
А вообще, Религиозные книги и сказки являются очень часто сакральными книгами, так как имеют в своей основе переход от обыденного мира к сакральному, метафизическому. И они "приоткрывают двери" в него, показывая способы перехода.:)


      ОК.
      Отказ от океана книг в пользу единственной книги, даже сакральной, конечно же, похож на маргинальность.
      Сам-то я за бесконечный поиск лучшей книги. Причем верю в то, что даже если таковая найдется, то нельзя поручиться, что на следующий день не появится превосходящая ее книга.


"как читать книги", "как дышать воздухом", "как пердеть из задницы"


      Благодарю за исчерпывающее перечисление основных навыков, которыми, по вашему мнению, должен овладеть каждый считающий себя культурным пользователь LiveLib.
      Надеюсь, всё успешно освоено :)


я не совсем понимаю, зачем добавлять редкое издание книги, в которой хорошо описана техника чтения? Марат Зиганов в 2004 и 2007 году переиздал более популистский и хороший вариант про скорочтение http://www.livelib.ru/book/1000089929
удивительно, что книги нет в этой подборке


Подборка - коллективная. Кто мешал вам добавить более популярную книгу.
Сейчас я ее добавил. Можете за нее проголосовать.
Если еще что-то по теме подборки найдете, то смело добавляйте книгу самостоятельно.


      Конечно, подборка это не Форум, но очень хотелось бы услышать (увидеть) мнения о методиках чтения. В частности, достаточно много плюсов в этой подборке получают книги по методам скорочтения, но пока никто не высказался об узкой применимости этих методов, о том, что безусловно полезные навыки скорочтения совершенно не подходят для чтения художественной литературы.
      Пример. Я лично знаю человека, который, услышав восторги по поводу "Цветов для Элджернона", скачал себе на телефон рассказ и прочитал его буквально за три минуты (это не образное выражение, это временной интервал). Я думал, что он просто так кнопки нажимает, но он сказал, что он прочитал рассказ и может его пересказать, что и сделал: "Жил дурак. Ему сделали операцию. Он стал гением. Но потом постепенно опять стал дураком. Ну, и что? Любое лечение дает только временное облегчение." Такой вывод он сделал из произведения. Причем стилистический прием Киза, примененный в этом рассказе, он тоже понял. И кто такой Элджернон, он теперь знает. Как можно убедить такого человека, что он НЕ прочитал рассказ?
      (Для тех, кто читал только и не читал рассказ, написанный Кизом до романа, хочу сказать, что по моему мнению, рассказ значительно эмоциональнее и поэтому гениальнее романа. Информационно рассказ и роман идентичны.)

1 2 3