Почему бы нам, читателям, общими усилиями не собрать здесь книги, отвечающие на вопрос: «Как читать?»
Книги о том, как полюбить чтение.
Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.
Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения: о скорочтении или неторопливом вдумчивом чтении. А может быть нужно учиться рациональному чтению?
Как выбирать книги для чтения? Рекомендуемые списки или хаотичный интуитивный выбор – что советуют авторы книг?
Как и какие книги читали великие, знаменитые и просто известные люди?
Добавляйте в подборку любые книги, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
Вероятно, большинство книг в подборке будут методическими, но добавление художественных книг также приветствуется, если они (или их фрагменты) касаются нашей темы и отвечают на поставленный вопрос.
Давайте в комментариях (к подборке и к конкретным книгам) обсудим предлагаемые способы чтения – покритикуем или выразим одобрение и восхищение.
Свернуть
Почему бы нам, читателям, общими усилиями не собрать здесь книги, отвечающие на вопрос: «Как читать?» Книги о том, как полюбить чтение.
Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.
Книги, предлагающие… Развернуть
Ветка комментариев
Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.
А то, хотите, я наводящие вопросы задам.
К вопросу "Как читать?".
Прокомментируйте, пожалуйста, воспоминание знаменитого французского кинорежиссера и писателя Ж.-К. Карьера из книги "Не надейтесь избавиться от книг":
"Мой отец всю жизнь читал и перечитывал одну и ту же книгу, «Валентину» Жорж Санд. Когда его спрашивали, зачем он ее все время перечитывает [и не читает другие книги], он отвечал: «Она мне очень нравится, зачем мне читать другие?»
Нет проблем.
Азбука - в широком понимании слова - это своеобразный декодор сигнально-иконографической системы (чаще всего языковой. но мы же знаем с вами, к примеру, "Азбуку пешехода" для маленьких детей). Следовательно азбука помогает различать, опознавать и читать знаки, которые мы обнаруживаем. Изучение любого языка начинается с азбуки - без нее мы вообще не распознаем знаки (например, арабская вязь) и следовательно читать никак не можем.
Важно не только распознавать знаки, но и уметь понимать их, "читать" (во всех смыслах). Азбука по средствам визуально-аудиального воздействия связывает знак-обозначение-смысл, и ребенок, видя значки, произнося их вслух и видя рядом картинку, осознает и получает опыт (смысл), что "со-ба-ка" или "ма-ши-на"- это не абракадарбра, а явление (многопланового восприятия).
Не беря, языковые конструкты, а обращаясь к уже показанной "Азбуки пешехода", мы можем увидеть, что умение понимать смысл значка "шагающий человечек" тоже необходимо - связывание значка со смыслом "пешеходного перехода". И здесь тоже помогает своеобразная азбука, как самый простой и доступный с эмпирический и технологической стороны способ объяснения.
Это уже выезжает из выше написанного: Азбука - лучший способ объяснения и связывания знак-обозначаемое-смысл. Накопление смысла - это накопление опыта. Чем больше опыта, тем легче "считываются" значки и меньше времени проходит на их "расшифровывание". Переведя это на язык обычной азбуки: чем лучше дети знают буквы и слога, тем быстрее они их складывают их в слова, слова в предложения и т.д. А главное, как уже написано было выше - понимая их смысл. В итоге, и повышается техника чтения.
Не совсем понимаю насчет комментирования слов режиссера, но подумаю над этим.
Надеюсь, я по мере своих способностей изложил примерные краткие тезисы.
1. Как читать?
– Учить азбуку в широком понимании слова – как знаковую систему.
2. Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли?
– (Накапливать смыслы)=(опыт)=(читательский опыт)=(читать, читать и читать).
3. Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения
– их читать бессмысленно. Техника чтения повысится сама в итоге накопления читательского опыта.
Надеюсь, что я по мере своих способностей правильно прочитал ваш текст.
Если – да, то – да, это тоже методика совершенствования техники чтения не менее и не более бесспорная, чем другие.
Об отце режиссера. Ведь он тоже фактически давал свой ответ на вопрос «Как читать?» - Выбрать хорошую книгу и читать только ее всю жизнь.
Был ли он очень глупым или слишком умным, экстремально сузив круг чтения?
С первым согласен.
Со вторым - скорее знак (знание) -> значение (умение) -> смысл (навык, опыт).
третье - вытекает из двух других: осваивать новые азбуки и совершенствовать навык.
Без базовых ориентиров ничего совершенствовать не получится. И очень мало сфер познания, где бы можно было миновать азбуку (в широком ее понимании), как наиболее эффективный механизм освоения навыка.
А как понять, что именно это книга хороша? Читать всю жизнь книгу можно только тогда, когда в ней содержится сакральное знание для человека.
К вопросу о том, как выбрать одну-единственную книгу - лучшую лично для вас, сакральную.
1. Известно, что (раньше) для многих такой единственной книгой было Святое писание.
2. Например, Курт Воннегут в "Бойне номер пять" сказал, что "Абсолютно все, что надо знать о жизни,есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского."
3. Один мой друг уже много лет читает и перечитывает одну и ту же книгу - "12 стульев. Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Больше ничего читать не хочет. Он уже выбрал лучшую книгу.
4. Для того, чтобы дать общий совет по выбору лучшей книги, мне пришлось вспомнить старую задачу, скачать и перечитать брошюрку .
Итак. Для начала нужно оценить, сколько книг вы сможете прочитать за свою жизнь. Предположим N.
Теперь разделим это число на е - основание натуральных логарифмов (примерно 2,7).
А дальше придерживаемся стратегии: читаем N/е книг, но после этого продолжаем читать дальше до тех пор, пока не встретим книгу, которая окажется лучше (сакральнее) всех предыдущих. Всё! Дальше читаем только ее - единственную. Эта книга может оказаться не лучшей, но данная стратегия позволяет в наибольшей вероятностью найти наилучшую книгу с наименьшими затратами :)
Объяснение оптимальности этой стратегии - в указанной брошюре. Я только модифицировал задачу (в частности, предложил оценить верхнюю границу количества книг, которые читатель может прочитать за свою жизнь). В задаче, естественно, условия строгие, но идеальные. В жизни все сложнее, но в качестве первого приближения эта стратегия может неплохо сработать. Тем более при отсутствии других стратегий :)
Как все,однако, сложно)
Да и вопрос - а надо ли?)))
У меня лучшие книги меняются по периодам жизни, но не резко, а плавно перетекая друг в друга. Сначала были "Мы все из Бюллербю" Астрид Линдренг - читал 10 лет подряд по несколько раз в год, потом ближе к 20 годам это все плавно перетекло в серию о Миму-троллях Туве Янссон и пока продолжается (да-да, я пока еще очень маленький), что будет дальше - посмотрим.
А вообще, Религиозные книги и сказки являются очень часто сакральными книгами, так как имеют в своей основе переход от обыденного мира к сакральному, метафизическому. И они "приоткрывают двери" в него, показывая способы перехода.:)
ОК.
Отказ от океана книг в пользу единственной книги, даже сакральной, конечно же, похож на маргинальность.
Сам-то я за бесконечный поиск лучшей книги. Причем верю в то, что даже если таковая найдется, то нельзя поручиться, что на следующий день не появится превосходящая ее книга.