Его музыка завораживает, проникает под кожу, по которой начинают бегство мурашки, кажется, словно звуки раздаются в твоей голове. А голова, словно огромный пустой концертный зал. Эта подборка посвящена Рихарду Вагнеру, еще одному гению музыки. Хотелось бы собрать книги, в которых так или иначе упоминается этот великий композитор. Интересный факт: Замок Нойшванштайн, известный так же как Новый Лебединый замок, был возведен отчасти в честь Вагнера.
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Двое англичан отправились в дрезденский театр послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой-то мужчина занял место позади них. Во время действия новоприбывший вел себя более чем странно - все время издавал возгласы:"Ах, как хорошо!... Ах, Боже праведный, - это ужасно!..." При этом он всплескивал руками и топал ногами, причем совсем не в такт музыке. В антракте рассерженные англичане обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала несносного зрителя.
- Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, - развел руками капельдинер. - Это очень большой человек.
- Кем бы он ни был, - возмутились привыкшие к демократии англичане, - мы требуем, чтобы этого невежду немедленно урезонили. Он мешает нам слушать гениальную музыку Вагнера!
- В том то и дело, господа, - шепотом пояснил капельдинер, - что за вами как раз и сидит сам господин Вагнер ...
Первыи исполнитель партии Лоэнгрина Йозеф Тичачек отпустил шутку, обессмертившую его. Однажды, стоя за кулисами, он готовился к выходу: Лоэнгрин должен был выплывать на сцену в ладье, запряженной лебедем. Но рабочий запустил лебедя раньше, и ладья оказалась на сцене без певца. Тогда Тичачек невозмутимо спросил у рабочего сцены:
- Скажи, любезный, а когда отходит следующий лебедь?
Эта шутка потом кочевала по оперным театрам разных стран, где ставился "Лоэнгрин".
Шопен ● Бах ● Моцарт ● Прокофьев ● Рахманинов● Queen ● Pink Floyd ● Брамс ● Чайковский ● Бетховен
ISBN: | 5-17-018100-0, 5-17-013384-7, 5-271-06197-3, 5-271-06444-1 |
Год издания: | 2003 |
Издательство: | АСТ, Астрель |
Серия: | Мемуары |
Язык: | Русский |
Рихард Вагнер - гениальный немецкий композитор, автор тринадцати опер, являющихся шедеврами мирового оперного искусства. Его творчество не оставляет равнодушным никого - одни становятся его фанатичными поклонниками, другие же такими же фанатичными противниками. Философско-эстетические взгляды Вагнера нашли отражение не только в его композиторском творчестве, но и в ряде его литературных трудов. Предложенная им оперная реформа перевернула представления об опере как последующих поколений композиторов и исполнителей, так и широких кругов слушателей. Специально для постановок опер Вагнера, и только его, в Байрейте был построен театр, в котором и ныне ежегодно проводятся фестивали вагнеровской музыки.
abyssus 8 июля 2012 г., 19:58
ISBN: | 978-5-397-01829-6 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Либроком |
Серия: | Из наследия мировой философской мысли. Эстетика |
Язык: | Русский |
Настоящая книга представляет собой обширный труд, посвященный жизни и творчеству великого немецкого композитора, дирижера, драматурга, философа Рихарда Вагнера. Работа содержит ценный биографический и исторический материал; описывается детство и юность будущего композитора, годы скитаний и эмиграции, деятельность в качестве придворного капельмейстера. В книге представлен подробный разбор опер и музыкальных драм Вагнера; анализируются такие известные его произведения, как "Тангейзер", "Тристан и Изольда", "Летучий голландец", "Лоэнгрин", "Парсифаль", "Кольцо Нибелунга". Рассматривается стиль и творческий метод композитора, его эстетические взгляды, выраженные в литературных трудах. Главы, посвященные творческой биографии Вагнера, чередуются с аналитическими главами, требующими от читателя известной подготовки в области музыковедения; таким образом, можно проследить эволюцию творчества композитора в связи с эволюцией его мировоззрения.
abyssus 8 июля 2012 г., 19:57
ISBN: | 978-5-94698-056-2 |
Год издания: | 2007 |
Издательство: | Энигма |
Серия: | Incognito |
Язык: | Русский |
Книга, посвященная жизни великого композитора-мистика, является одной из важнейших в наследии французского историка, философа, искусствоведа Эдуарда Шюрэ. Автор, лично знавший Рихарда Вагнера, описывает основные этапы его жизни и творчества, подробно анализирует оперы и легшие в их основу либретто мифы и легенды.
abyssus 8 июля 2012 г., 19:49
ISBN: | 1176344773, 9781176344778 |
Год издания: | 2011 |
Язык: | Русский |
Год издания: | 1986 |
Издательство: | Радуга |
Язык: | Русский |
Автор книги - старейший австрийский музыковед и композитор, известный главным образом своими исследованиями творчества венских классиков.
Рассказывая о жизненном пути каждого из своих героев, Г.Галь подробно останавливается на перипетиях его личной жизни, сопровождая повествование историческим экскурсом в ту эпоху, когда творил композитор. Автор широко привлекает эпистолярное наследие музыкантов, их автобиографические заметки.
abyssus 8 июля 2012 г., 19:48
ISBN: | 5-7921-0445-X, 5-04-008709-8 |
Год издания: | 2001 |
Издательство: | Эксмо-Пресс, Terra Fantastica |
Серия: | Антология мысли |
Язык: | Русский |
Рихард Вагнер - одна из самых противоречивых фигур в истории музыки. `Человек-легенда` - это о нем. Гениальный композитор, которому, как гласит молва, сочинение музыки давалось с превеликим трудом. Театральный реформатор, страдавший манией величия, помешанный на масштабности, грандиозности постановок. Оригинальный мыслитель, позволивший себе полемические статьи, благодаря которым к нему прочно приклеился ярлык антисемита. `Истинно немецкий` музыкант-космополит, сочинениям которого суждено было стать музыкальной основой Третьего рейха.
Вся жизнь Вагнера, в метафорическом смысле, есть поиски Священного Грааля. Подобно рыцарям Круглого Стола, он неуклонно продвигался к цели, которую поставил перед собой, и сражался тем яростнее, чем сильнее было сопротивление `гомеостатического мироздания`, воплощенного в Законе и власти Золота.
abyssus 8 июля 2012 г., 20:00
Год издания: | 1978 |
Издательство: | Искусство |
Серия: | История эстетики в памятниках и документах |
Язык: | Русский |
Рецензия kosminskaya
Тот, кто знает Вагнера как композитора- не знает его вовсе.
Вагнер - критик открывается в этой книге с одной стороны. но есть ещё одна неизведанная сторона Вагнера.
О ней я и хочу рассказать, чтобы привлечь к этой книги больше внимания. Не обращайте внимание на размер, на сложный слог. Рихард скрыл в этих трудностях бесценную информацию.
Композитор почувствовал музыку- как жизнь. Он относится к ней как к живому организму. И это не какая-нибудь метафора. В этой жизни живут организмы- ритм, мелодика, прекрасное, красочное, духовное. и Вагнер всему дал свою функцию, свою жизнь. Он видит идеальную жизнь- то есть шедевр искусства в гармонии всех компонентов. Он и человека выделяет в отдельный организм- человек- творец. А ещё точнее- люди- творцы. Потому что, согласно мыслям Вагнера, только народ как целостное существо способен сотворить нечто особенное. Все виды искусства должны объединиться и творить в полном согласии. Это единственный способ создания Шедевра.
Получилось ли это у самого композитора? Я бы так не сказала. Он всё равно сделал акцент на свою деятельность. Отдал одному киту, а именно музыке, всё предпочтение.
Но он оставил кристально чистые идеи, которыми нужно проникнуться, чтобы осуществить мечту Вагнера и создать истинный ШЕДЕВР
abyssus 8 июля 2012 г., 19:41
ISBN: | 5-8475-0414-4 |
Год издания: | 2007 |
Издательство: | Мартин |
Серия: | Скрижали мысли |
Язык: | Русский |
Вагнер принадлежит как музыкант - к живописцам, как поэт - к музыкантам, как художник вообще - к актёрам.
abyssus 8 июля 2012 г., 20:28
ISBN: | 978-5-91181-464-9 |
Год издания: | 2007 |
Издательство: | Азбука-классика |
Серия: | Азбука-классика (pocket-book) |
Язык: | Русский |
Кому он необходим - философу. В других случаях, пожалуй, и можно обойтись без Вагнера.
abyssus 8 июля 2012 г., 19:43
ISBN: | 5-7684-0536-4, 5-93403-005-1 |
Год издания: | 1999 |
Издательство: | Machina, Аксиома |
Серия: | Критическая библиотека |
Язык: | Русский |
В книге одного из крупнейших представителей деконструкции, французского философа Филиппа Лаку - Лабарта, анализируется многогранное преломление эстетических - и политических - концепций Рихарда Вагнера в мысли четырех выдающихся деятелей культурыXIX - XX веков.
abyssus 8 июля 2012 г., 19:54
ISBN: | 5-86471-402-X |
Год издания: | 2006 |
Издательство: | Фантом Пресс |
Серия: | The Best of Phantom |
Язык: | Русский |
Вуди Аллен: "Я не могу подолгу слушать Вагнера. Меня почти сразу одолевает желание вторгнуться в Польшу."
Томас Бичем: "Мы репитируем [эту оперу] вот уже два часа и все еще продолжаем играть одну и ту же дурацкую мелодию.
Исполнение оперы Вагнера начинается ровно в шесть. По прошествии двух часов вы смотрите на часы - они показывают 6:20.
..произведения Вагнера, возносящие любовь превыше силы, - это такие антифашисты, что лучших и желать не приходится.
Стивен Фрай снял документальный фильм о Вагнере, в котором рассказывает много интересного, говорит о том, что Вагнер во многом противоречил сам себе и что музыка его не несет чего-то разрушительного. Кстати, у самого Фрая рингтоном является "Полет валькирий".
abyssus 8 июля 2012 г., 20:11
ISBN: | 5-8163-00121 |
Год издания: | 2000 |
Издательство: | Логос |
Язык: | Русский |
В наше время скандинавская традиция, преображенная фантазией Рихарда Вагнера и Уильяма Морриса (а чуть раньше, полагаю – Генрика Ибсена, более великого, чем они), стала основой нового рыцарского романа, который Рихард Вагнер превратил в самое страстное из искусств, ведомых современному миру. Сравниться с этим новым романом по страстности могут лишь легенды о короле Артуре и Граале...
abyssus 8 июля 2012 г., 20:19
ISBN: | 5-04-003286-2, 5-699-16350-6 |
Год издания: | 2006 |
Издательство: | Эксмо-Пресс |
Серия: | Антология мудрости |
Язык: | Русский |
Уж мои-то усы не будут нагонять скуку, наводить на мысли о катастрофах, напоминать о густых туманах и музыке Вагнера. Нет, никогда!
abyssus 8 июля 2012 г., 20:21
ISBN: | 978-5-699-44891-3 |
Год издания: | 2010 |
Издательство: | Эксмо |
Язык: | Русский |
— Странно, — я все же решаюсь на замечание, — что тебе нравится Вагнер.
— М-м?
— Ну, ты же понимаешь. Еврейка и так далее.
— И что?
— Все-таки любимый композитор Гитлера.
— Вагнер вряд ли в этом повинен. Гитлер еще и собак любил. И полагаю, просто обожал пирожные с кремом.
abyssus 8 июля 2012 г., 20:14
ISBN: | 978-5-17-044655-1, 978-5-271-17094-2 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | АСТ, Астрель |
Серия: | Внеклассное чтение |
Язык: | Русский |
Вагнер, Мюссе, Байрон - и ты! - сказала она. - Когда влюбленный Вагнер сидел в Венеции, он сочинил оперу "Тристан и Изольда". Мюссе извлек из своих любовных мук дивные элегии, а Байрон написал поэму "Дон Жуан"! А ты, что делаешь ты? Скулишь и выплевываешь виноградные косточки прямо мне в волосы!
abyssus 8 июля 2012 г., 20:15
ISBN: | 978-5-9985-1003-8 |
Год издания: | 2010 |
Издательство: | Азбука |
Серия: | Прочесть обязательно! |
Язык: | Русский |
ISBN: | 978-5-9502-0492-0 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Вузовская книга |
Серия: | Приложение к учебнику |
Язык: | Русский |
Вагнер на протяжении полутора столетий вызывает пристрастный интерес многочисленных почитателей и недругов, объясняющийся как феноменальным дарованием маэстро, так и особенностями его сложной, противоречивой личности.
abyssus 8 июля 2012 г., 20:59
Год издания: | 1964 |
Издательство: | Детская литература. Москва |
Серия: | В мире прекрасного |
Язык: | Русский |
Шуман, Шопен, Лист, Вагнер... Об этих великих западных композиторах - романтиках XIX столетия и их окружении рассказывают повести, составляющие эту книгу.
Современники, почти ровесники, все четверо испытали на себе влияние революции 1830-1848 годов. Это во многом определило их творческий путь, прогрессивное содержание и разнообразные формы их музыки.
Хотя повести, составляющие книгу, и не связаны сюжетом, но их герои переходят из повести в повесть, поскольку в жизни они были тесно связаны общностью творческих интересов.
abyssus 9 июля 2012 г., 12:53
ISBN: | 978-5-235-03442-6 |
Год издания: | 2011 |
Издательство: | Молодая гвардия |
Серия: | Жизнь замечательных людей |
Язык: | Русский |
Гений Вагнера занимает в мировом музыкальном наследии одно из первых мест, а его творчество составляет целую эпоху в истории музыки. Однако вокруг него до сих пор не утихают споры. Произведения Вагнера у одних вызывают фанатичный восторг, у других - стойкое неприятие. Саксонские власти преследовали его за революционную деятельность, а русские заказали ему "Национальный гимн". Он получал огромные гонорары и был патологическим должником из-за своей неуемной любви к роскоши. Композитор дружил с русским революционером М.Бакуниным, баварским королем Людвигом II, философами А.Шопенгауэром и Ф.Ницше, породнился с Ф.Листом. Для многих современников Вагнер являлся олицетворением "разнузданности нравов", разрушителем семейных очагов, но сам он искренне любил и находил счастье в семейной жизни в окружении детей и собак. Вагнера называют предтечей нацистской идеологии Третьего рейха и любимым композитором Гитлера. Он же настаивал на том, что искусство должно нравственно воздействовать на публику; стержнем его сюжетов были гуманистические идеи, которые встречались лишь в древних мифах. После его смерти сама его судьба превратилась в миф...
abyssus 8 июля 2012 г., 19:51
Комментарии
Книга, за которую автора номинировали на Нобелевскую премию по литературе.
Carl Friedrich Glasenapp - Life of Richard Wagner
И снова спасибо, тоже добавлю.
В 1855 году Вагнера пригласило Лондонское филармоническое общество дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену и "мучает их в своих концертах", как угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура действительно лежала на пюпитре.
Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли:
- Ведь мы вам говорили!... Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание! С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!...
С этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и - о ужас!... То был "Севильский цирюльник", да еще в переложении для фортепиано и к тому же стоящий на пюпитре... вверх ногами.
Гарин Игорь. "Пророки и поэты: Вагнер". том 1. . М. : "Терра", 1992.
Эссе в жвнре афористических фрагментов.
http://www.livelib.ru/book/1001116690 - Кенигсберг А.К. Рихард Вагнер
http://www.livelib.ru/book/1001118406 - Базунов С.А. Рихард Вагнер. Его жизнь и музыкальная деятельность
добавила, спасибо
http://www.livelib.ru/book/1000935559
хоть и на немецком написана, но как раз по теме.