Больше рецензий

23 января 2011 г. 13:25

231

4

Хотела сделать перерыв в чтении флэшмобовских книг, но тут доблестный Интернет-магазин доставил мне "Глифа", и так завлекательно он передо мной на полке маячил, что устоять было невозможно.

Итак, как нам и обещает аннотация, существует милый и славный лопоухий малыш, чей IQ зашкаливает за 475 (и это потому что определить его оказывается непросто, возможно, он ещё больше). Лёжа в своей детской кроватке и писая в штаны, он рассуждает о сложных философских проблемах, конструирует в голове немыслимые ситуации и пишет стихи, связывая воедино биологию, символизм и высокий поэтический слог. Отца он откровенно презирает, даже называет Инфлято, потому что тот только притворяется умным, а на самом деле паразитирует на чужих мыслях и, в общем-то, довольно посредственный. Зато его мама-художница талантлива, понимает сыночка, который отказывается говорить и только пишет престранные записки, приносит ему множество книг и всячески способствует его развитию. Ещё где-то рядом ходит Ролан Барт, карикатурный философ, от описания которого хочется хохотать не переставая. А ещё он француз. К сожалению, ребёнка показывают весьма неприятной психологине, через которую о Ральфе узнают и другие лица, и вокруг него начинается шумиха и движуха по поводу того, кто же будет этим чудо-ребёнком владеть и использовать его таланты.

Потрясающая книжка, я бы её охарактеризовала, как роман-чехарду. Всё бытовое читается с лёгкостью юмористического романа, зато в следующей же небольшой главе приходится резко задуматься над каким-нибудь философским парадоксом (а иногда, к прискорбию тех, кто знаком, например, только с азами философии, и пропустить главу), решить головоломку, понаблюдать за вымышленным диалогом давно мёртвых (хоть и не всегда) персонажей (чаще всего литераторов и философов), прочесть стихи или пародию... Всё смешно и легко, хотя, конечно, уровень требуемых знаний зашкаливает, поэтому сомневаюсь, что я поняла больше половины из, например, шуточных аллюзий, если объект аллюзии не был указан в сносках. Сносок — миллион, не только обычных, но и авторских, которые, по сути, и сносками-то не являются, а скорее мыслями рассказчика в тот момент, когда это всё происходило. И, тем не менее, несмотря на кажущуюся сложность текста, читать это всё удивительно легко и смешно, просто понимаешь, что при следующем прочтении, когда ты (возможно) будешь знать несколько больше в этой области, тебе будет ещё смешнее. Впрочем, если вы из философии не знаете вообще ни слова, всё равно вам будет смешно, потому что Витгенштейн вперемешку с детскими пелёнками даёт потрясающий комедийный результат. Вот, например, что происходит, когда психологиня показывает чудо-дитяте картинки (пятна Роршаха):



— <...> Давай посмотрим кое-какие картинки. Вот, скажи, что ты видишь на этой.
Я написал:
Это напоминает мне Мазэруэлла, "Элегию в память Испанской республики № 70".
Увидев, что ответ огорчил её, я добавил:
По-моему, это медведь. Там мисутка. Ай, мисутка укусает.


Структура романа довольно сложная, о чём, кстати, говорит и сам рассказчик. В содержании указаны только названия крупных частей, а названия бесчисленных мелких главок не указываются, что очень жаль, потому что лично мне, как любителю головоломок, пришлось выписать их отдельно (а это очень много) и смотреть, как карту, какие названия повторяются и сколько раз, в каком порядке, что получится, если прочитать главки с одинаковым названием, что содержится в главах с названием, которое встречается за книгу лишь единожды... Рассказчик говорит, что такой структурой он подчиняет себе читателя, заставляя его работать над текстом (если он достаточно любопытен). Что ж, так и есть. И это интересно.

Кстати, несколько раз автор довольно ловко обманывает читателя и сам же смеётся над стереотипами, над которыми он только что поиздевался. Вообще, издёвки в книге очень много, не только над комической фигурой Барта, но и над поверхностными умниками вроде Инфлято, и над философами вообще, и над... Да надо всем, вокруг чего крутится повествование. Эверетт щёлкает по носу, осаживая, сразу и тех, кто воспевает интеллект, и тех, кто бежит от него, погрязая в массовости.

Единственное, что мне не понравилось, так это конец, резкий и обрубленный, почти полностью бессмысленный. Ещё огорчило, что ситуация с тем, что малыш не разговаривает, так и не разрешилась. Я всё же ожидала хоть какого-то финала, хотя сюжет здесь всё-таки дело второстепенное.

А ещё мне очень понравилась обложка книги (пусть она и вводит картинкой в заблуждение насчёт одного из розыгрышей автора), да и вообще оформление неплохое, хотя из-за него обманчиво кажется, что книга большая. Четыреста страниц — но на некоторых страницах всего лишь по одному предложению или кусочку стихотворения, на деле книжка оказывается крошечной.

Итог. Книга безумно понравилась, рада, что купила, обязательно буду перечитывать в дальнейшем, когда подтяну свои знания по философии. Не знаю, в каких магазинах она встречается, в Интернете её скачать нельзя, но если вдруг попадётся, то советую почитать.

Флэшмоб 2011, огромное спасибо за рекомендацию Jedaevich .

Комментарии


По прочтении возникло 2 вопроса: 1)догадался ли высокоинтеллектуальный мальчик писать за пределы кровати?; 2)вы-то сами "воспеваете интеллект"или "бежите в массовость"?ась?;-)


Он малыш. Ещё не умеет контролировать свои физиологические функции. И ничего не может поделать с тем, что писается и отрыгивает.

Мне всё равно. Мне нравятся и интеллектуальные штуки и массовые, к каждой конкретной вещи индивидуальный подход.


спасибо за прекрасную рецензию. обязательно отправлюсь на поиски этой книги, о которой, к своему стыду, никогда раньше не слышала.)


Ни к какому вовсе и не стыду. Я до флэшмоба тоже не слыхивала и не видывала, в магазинах моего города этой книги нет, в Интернет-магазинах тоже не везде, а про автора не знает русскоязычная Википедия, например. Так что спасибо Jedaevich за новые открытия.


Красивая и внятная рецензия, спасибо. Жаль, что найти книгу сложно, придется ждать...