23 января 2008 г. 03:57
310
5
Пресловутый механизм, называемый "искусство в массы" работает, случается, с запозданием. Это не так плохо, как может показаться. Примерно в такой ситуации оказалось очередное издание "Амфоры", посвященное той уникальной форме жизни, которая всем нам сулила невиданные открытия и прозрения, и, как теперь выяснилось, сама была таким невиданным открытием. Имеется в виду питерское неофициальное искусство.
"Мартиролог" содержит четырнадцать (привет Роберту Грейвсу!) имен, среди которых есть, безусловно, известные всем, или почти всем. В первую очередь, это, конечно, музыканты. Сергей Курехин, Виктор Цой, Майк Науменко, Андрей Панов (Свин). Поэты - Олег Григорьев, Виктор Кривулин. Еще несколько имен - фотографы, художники - навряд ли известны широко. Но в том-то и состоит ценность издания - оно дает понять, что без этих, не слишком "засветившихся" людей Петербург был бы неполным. Он непредставим без них, равно как и они без него. Нельзя не отметить, что даже более или менее общеизвестные фигуры поданы свежо и подчас неожиданно. О Свине, Павел Крусанов, например, пишет:
"…лично я считаю, что в случае Свина нет никакой паталогии… он был вполне вменяем, начитан, внуренне светел… мог при необходимости блеснуть манерами…"
Одно из любопытнейших мест в книге занимают воспоминания о Сергее Курехине. Феномен Курехина интересен тем, что являл собой поистине удивительное слияние популярности, массовости и "андерграундной" элитарности, постмодернистского стеба и действительного открытия новых горизонтов. Сейчас, после ухода Капитана, когда о нем узнают даже максимально далекие от подобного рода исканий люди, когда воспоминания о нем выходят в серии "читать модно", можно подумать, что слава настигла его уже бесповоротно. И, конечно, особенной, пронзительной нотой звучат слова самого Курехина:
"Как говорил Цвейг, каждый человек точно знает свой звездный час. Одни ощущают, что он прошел, другие - что они в нем живут, а я ощущаю, что мой звездный час еще далек, может быть, после смерти…"
О другом уникальном "пассионарии" - лидере "Новых художников", основателе отечественного рейв-движения и движения неоакадемизма Тимуре Новикове рассказывает его друг и соратник Андрей Хлобыстин. Несколько отстраненный культурологический анализ сменяется размышлениями о загадочной миссии слепого аполлониста, живым словом о живом художнике.
"Можно сказать, что радость жизни, которой Новиков был наделен от природы, и была сутью его природы… Унывающих он убеждал, что мы живем в редкое для нашей страны счастливое время… На жалобы о безденежье Тимур отвечал, что на искусство можно только тратить…"
По большому счету, появление этой книги воспоминаний - именно такой, именно здесь и сейчас - явление даже не заметное. Оно просто естественное. Просто то, что не только было, но было при этом чем-то интересным и значительным встает на достойное место. А что до "эффекта запаздывания", иронично отмеченного Андреем Хлобыстиным как "пинок мертвым"… Книга может служить прекрасным эталоном измерения силы их пинка…
"Мартиролог" содержит четырнадцать (привет Роберту Грейвсу!) имен, среди которых есть, безусловно, известные всем, или почти всем. В первую очередь, это, конечно, музыканты. Сергей Курехин, Виктор Цой, Майк Науменко, Андрей Панов (Свин). Поэты - Олег Григорьев, Виктор Кривулин. Еще несколько имен - фотографы, художники - навряд ли известны широко. Но в том-то и состоит ценность издания - оно дает понять, что без этих, не слишком "засветившихся" людей Петербург был бы неполным. Он непредставим без них, равно как и они без него. Нельзя не отметить, что даже более или менее общеизвестные фигуры поданы свежо и подчас неожиданно. О Свине, Павел Крусанов, например, пишет:
"…лично я считаю, что в случае Свина нет никакой паталогии… он был вполне вменяем, начитан, внуренне светел… мог при необходимости блеснуть манерами…"
Одно из любопытнейших мест в книге занимают воспоминания о Сергее Курехине. Феномен Курехина интересен тем, что являл собой поистине удивительное слияние популярности, массовости и "андерграундной" элитарности, постмодернистского стеба и действительного открытия новых горизонтов. Сейчас, после ухода Капитана, когда о нем узнают даже максимально далекие от подобного рода исканий люди, когда воспоминания о нем выходят в серии "читать модно", можно подумать, что слава настигла его уже бесповоротно. И, конечно, особенной, пронзительной нотой звучат слова самого Курехина:
"Как говорил Цвейг, каждый человек точно знает свой звездный час. Одни ощущают, что он прошел, другие - что они в нем живут, а я ощущаю, что мой звездный час еще далек, может быть, после смерти…"
О другом уникальном "пассионарии" - лидере "Новых художников", основателе отечественного рейв-движения и движения неоакадемизма Тимуре Новикове рассказывает его друг и соратник Андрей Хлобыстин. Несколько отстраненный культурологический анализ сменяется размышлениями о загадочной миссии слепого аполлониста, живым словом о живом художнике.
"Можно сказать, что радость жизни, которой Новиков был наделен от природы, и была сутью его природы… Унывающих он убеждал, что мы живем в редкое для нашей страны счастливое время… На жалобы о безденежье Тимур отвечал, что на искусство можно только тратить…"
По большому счету, появление этой книги воспоминаний - именно такой, именно здесь и сейчас - явление даже не заметное. Оно просто естественное. Просто то, что не только было, но было при этом чем-то интересным и значительным встает на достойное место. А что до "эффекта запаздывания", иронично отмеченного Андреем Хлобыстиным как "пинок мертвым"… Книга может служить прекрасным эталоном измерения силы их пинка…
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!