Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2015 г. 18:59

2K

5

Свобода имеет смысл в политике, но не в морали. Истина, о да! Но не свобода! Эта хрупкая идея, такая же, как счастье. В морали мы все узники, но наше освобождение отнюдь не называется свободой.

Айрис Мердок ''Единорог''

На первый взгляд ''Единорог'' можно отнести к дамскому чтению и поставить тег семейные дрязги, впрочем, как и все романы Мердок - в них любовь, страсть, измены, таинственные порочные юноши и девы, любовные треугольники и четырехугольники, порой встречаются даже пятиугольники, а иногда и цепочки безответно влюбленных друг в друга людей и все они всегда ищут некий Абсолют любви, практически никогда его не находят, но проживают свои мучительные наваждения на страницах книг одной из лучших романисток Британии. Но это на первый взгляд. Если приглядеться повнимательнее, вот в этот роман, например, то здесь можно встретить и классическую английскую готику, и ирландскую мифологию и волшебство, которые очень тесно связаны с шекспировскими традициями - а-ля ''Буря'', перенесенная в Англию шестидесятых годов. Обособленный мир замка Гейз, словно остров, оказывается отрезан от реального мира чарами и заклятьем. Таинственные мудрые старцы, как Макс Лэр, загадочная красавица Анна, порочные херувимы - Джеймси, коварные злодеи - Джеральд, простушка гувернантка - Мэриан, коварная полуколдунья - Вайолетт, увальни простаки - Эффингам, невидимые духи - Денис и т.д. Классично, загадочно, болотисто, покрыто вереском, собаки, туманы, скалы, волны, чудовищные и страшные, готовые, как мифическое живое существо взять себе в жертву любого неосторожного путника. Все это есть в ''Единороге''. Удушающая атмосфера замкнутого в себе мира, странные поступки героев, не имеющие к реальной жизни никакого отношения, если только к повседневной жизни самого обычного сумасшедшего дома. Просто ответьте себе на вопрос: какая нормальная и вменяемая женщина, пусть даже живущая в 60-х годах двадцатого века, добровольно согласится захоронить себя в далеком замке, уверенная, что переступив порог этого замка, она умрет? Наверное, никакая. Здесь все мужчины и женщины влюбляются друг в друга или вступают в интимные отношения - мужчины с мужчинами, женщины на пути к этим отношениям. Весь мир замка Гейз находится словно в волшебных чарах, злых чарах, которые нужно рассеять во что бы то ни стало и освободить заколдованную даму. Каждый из обитателей Гейза хочет рассеять эти чары и выпустить единорога на свободу. Выпустить в мир из заточения Прекрасную Даму, которую стерегут злодей - Джеральд и колдунья - Вайолет. Это еще одна особенность романов Мердок - органичное вплетение в современное повествование рыцарского романа. Анна, в своем золотом шелковом халате, как недосягаемая Прекрасная Дама, к которой все пылают любовью - все без исключения. И мужчины и женщины стремятся освободить её, выпустить на волю и добиться ответной любви. Все они ищут любовь. Какую угодно. Порочную, запретную, насильную - лишь бы любовь, лишь бы это чувство уберегло их от злых чар и рассеяло одиночество и запутанность собственных жизней. И любовь должна рассудить спор между Добром и Злом.

И это третий - самый глубокий пласт романа Мердок, самый главный, фоном для которого и была история странного заточения Анны. Это философско-моральный подтекст романа, безусловно античный. Платоновский подтекст. И еще, помимо платоновского, подтекст античной драмы. Практически все в романе - диалоги, поступки, интерьеры, одежда Анны, финал - это все античная драма. Идее свободного выбора каждого человека здесь мощно противопоставлено античное всемогущество рока и абсолютной обреченности борьбы с ним. Все предопределено. Отмерено семь лет и далее развязка - все так и произойдет. Это ощущение рока в жизни Анны, ее судьба это исключительно античная судьба любой из героинь древнегреческих трагедий. Рок предопределяет все. Но на этом не все. Это было бы очень просто. Насколько человек властен над своей судьбой? Где корни Зла? В чувственном ли восприятии мира или познание истины это исключительно духовный путь? В ''Единороге'' чувственное восприятие, как в ''Федоне'', буквально в каждой странице - это запахи, это прикосновения, это вкус, - каждая страница чувственного мира замка Гейз, именно это и есть тюрьма для души, это и есть платонизм о котором рассуждает Мердок в ''Единорге''. Вырваться из этого мира чувственности можно посредством Бога или смерти, освободить единорога из темницы тела и чувственности. Единорог в романе это не Анна, как многие почему-то думают, это метафора на духовную чистоту и наши внутренние философские искания Добра, внутреннее целомудрие, то есть мораль. Именно поэтому, когда мы выпускаем мораль на свободу, за пределы нашего персонального замка Гейз, мы становимся нежизнеспособны, как Анна. Точно так же нежизнеспособна в реальном мире исключительно только целомудренность и духовность - неспособность выйти на за пределы замка и страх Анны перед реальностью и искушениями. Не потому что чувственная жизнь это плохо, не потому что только духовная жизнь наше спасение, а потому что гармонии не случилось ни в одном, ни в другом случае. И спасение невозможно без гармонии. Поиск Бога (любые духовные искания, философские искания) не исключает реальную жизнь, если только ты не живешь в монастыре, в противном случае это внутренняя тюрьма, точно так же распущенность нравов не является свободой, это иная тюрьма, телесная.

Именно поэтому:

Свобода имеет смысл в политике, но не в морали. Истина, о да! Но не свобода! Эта хрупкая идея, такая же, как счастье. В морали мы все узники, но наше освобождение отнюдь не называется свободой


P.S. А еще мне жаль милых женщин, которые купили эту книгу в серии ''История любви'', да еще с такой сладенькой и романтичной обложкой. Хочу посмотреть в глаза тому человеку, который запихнул сложнейший философский роман в серию дамских романов.

Комментарии


Лепить обложки эксмо гораздо(( После твоей рецензии думаю...может снова взяться за Мердок? Когда я ее читаю, умом понимаю - талантище, но героев ее ненавижу.


Только не с этой книги:)) Можно с ''Замка на песке'' или с ''Колокола'' или с ''Дикой розы''.
Дело все в том, что ее герои это наши страсти во всех их проявлениях, а наблюдать за страстями со стороны не очень приятно, да и Мердок достаточно безжалостна, да. Талантлива и безжалостна, что мне очень нравится. И с ней (с Мердок) нужно обязательно попасть в настроение, обязательно.


Всё собираюсь прочесть эту книгу. Возможно, в 2016 8)


Все в наших руках :)


После вашей аппетитной рецензии захотелось перечитать:так много вопросов, которыми при первом прочтении не задавалась. Но одно было очевидно уже тогда- роман мощный,одно из любимых у Мёрдок. Но не для прагматиков- их ждёт недоумение и эти вечные "зачем и почему?"


Я эту книгу перечитывала, вообще, в планах перечитать постепенно ранее прочитанные книги Мердок, многие смыслы просто ускользали, а сейчас хочу вернутся к ним и еще раз перечитать. Она конечно невероятного ума и образованности писатель)
Я думаю не столько для прагматиков, сколько не для тех, кто читает книги ради сюжета (что я сама люблю делать под настроение), а здесь сюжет и действующие лица слегка...как из сумасшедшего дома, пока не начинаешь их самих, их поступки и вообще весб сюжет рассматривать не буквально.


Ну в этом вся Мердок. Но зато, согласитесь, когда жизнь становится слишком рациональной вымеренной, когда лето закончилось сто лет назад, а зима не думает начинаться, так приятно взять роман Мердок и окунуться этот особенный мир. Вот буквально недавно прочитала Каннингема и сравнила его с Мердок. Нет, они разные, но вот эта тема "все немножко не в себе" ему тоже свойственна. И мне очень нравятся такие темы:)


Я вообще очень люблю героев ''слегка не в себе'' и чтобы их поступки невозможно было объяснить с рациональной точки зрения. А герои Мердок ...я люблю их за глупые и необъяснимые поступки, за несоврешенство, за ошибки и глупости.

Вот не проводила параллель между героями Каннингема и Мердок, а есть в них общее - неприякаяяность и ''немножко не в себе''. Да)


Может быть порекомендуете что-нибудь интересное из прочитанного на тему "слегка не в себе"?


Рецензия великолепная.
"какая нормальная и вменяемая женщина, пусть даже живущая в 60-х годах двадцатого века, добровольно согласится захоронить себя в далеком замке, уверенная, что переступив порог этого замка, она умрет? Наверное, никакая."

Ваши рассуждения построены на приведенной выше гипотезе. Очень интересно было бы почитать рассуждения и вывод допустив, что гипотеза не верна.


Спасибо!
Дело в том, что данное утверждение основано исключительно на том, что вряд ли современная женщина, даже допустив грех прелюбодеяния, согласится сидеть ну...нак какой-нибудь даче под присмотром бывшего любовника мужа и странной парочки. Я думаю, что нормальная вряд ли:)) А так есть, безусловно, разные женщины. И это относится исключительно к сюжетной составляющей книги, к ее философско-моральному подтексту не относится.
Потому что как раз добровольное заточение Анны это и есть разделение на духовное и чувственное. Анна осталась в замке в поиске того духовного идеала, который поможет ей выйти за пределы замка, за ограничительную линию внутри себя самой. Нащупать границу между Добром и Злом. Найти Абсолют Любви. Веру. Бога. Границу морали. Все что угодно, что поможет ей постичь саму себя и тот ее поступок прелюбодеяния. Вырваться из мира чувственности в мир духовный.


Спасибо. Заставляет задуматься)
Мне кажется еще, что то что нам кажется фантастическим, вполне может быть анахронизмом английского общества. Коих у них полно.


Мне кажется еще, что то что нам кажется фантастическим, вполне может быть анахронизмом английского общества. Коих у них полно.


Это, да :)) Cогласна.


Осилены "Черный принц", "Зеленый рыцарь", "Бегство от волшебника" Мне не понравилась ни одна, ее герои меня раздражают. Своей инертностью, каким-то страданием на пустом месте, неумением быть собой, трусостью.


А это все есть практически в каждом из нас. Поэтому так неприятно читать об этих героях. Если поступки и страдания ее героев рассматривать буквально, то, да - страдания на пустом месте, глупые, нелогичные. Если же рассматривать героев глубже, в философско-моральном смысле и психологическом, то в их ''страданиях'' можно многое почерпнуть для себя. Ее книги для меня лично это как сеанс психоанализа для самой себя. Плюс огромный пласт информации по искусству, философии и культуре. :)


Любимая книга Мердок, не для буквального прочтения, обязательно когда-нибудь ее перечитаю. Отличная, подробная и главное - "пояснительная" - рецензия, которых так не хватает к книгам Мердок.

Единорог в романе это не Анна, как многие почему-то думают, это метафора на духовную чистоту и наши внутренние философские искания Добра, внутреннее целомудрие, то есть мораль

У меня вот была мысль, что Анна - олицетворение единорога для тех, кто видит (или ищет) в ней как раз эту чистоту и целомудрие. А для других она нечто совершенно противоположное. А сама по себе она не единорог, конечно, это скорее символ такой.


На самом деле я вообще воспринимала изначально как единорога - Дениса. Образ целомудрия что ли. А Анна именно стремилась к встрече с единорогом, то есть именно к чистоте духовной и телесной. И именно ее окружающие воспринимали как тот самый недостижимый идеал и шли на ''рог единорога'', именно она (Анна) провоцировала окружающих на безумные необъяснимые поступки именно в области чувственности - похоть, зависть, злость и т.д.
Единорогом можно назвать и Мэриан - по сути пришелицу из другого мира, абсолютно целомудренную в сравнении с безумием обитателей Гейза.
Но все-таки я больше склоняюсь именно к образу целомудрия и философских исканий, а встреча с истиной, то есть с единорогом, убивает. То есть это не какой-то конкретный герой, а именно символ. Человек не готов к этой встрече, не готов чем-то жертвовать. И всегда мы ищем крайностей. Ведь освобождение от принципов морали не делает человека свободным. Впрочем, как и наоборот. Где эта золотая середина пещеры Платона? Любопытный вопрос ведь.
В общем, буду еще и еще перечитывать эту книгу, хотя она не самая любимая у Мердок, но, безусловно, одна из лучших.


Но все-таки я больше склоняюсь именно к образу целомудрия и философских исканий, а встреча с истиной, то есть с единорогом, убивает. То есть это не какой-то конкретный герой, а именно символ. Человек не готов к этой встрече, не готов чем-то жертвовать. И всегда мы ищем крайностей. Ведь освобождение от принципов морали не делает человека свободным. Впрочем, как и наоборот.

Мне ооочень нравится эта трактовка, просто ставит все на свои места.


Если бы мне пришлось ходить на психоанализ, с таким вот уклоном - лучше застрелиться. Большинство ее героев жалеют себя и это отвратительно, потому что они ничего не делают, чтобы сдвинуться с мертвой точки - только продолжают томно вздыхать, пить, лить слезы.
Читая ее книги, у меня часто создавалось впечатление, что философские отступления пишет одна личность (лучшая, рациональная), а остальное - дамочка, на грани нервного срыва под "сосудорасширяющим".


Я думаю, что если ее герои так сильно раздражают и их поступки, жизни кажутся пустыми, нелогичными и глупыми, то думаю, что не нужно читать Мердок.
У каждого читателя свои авторы :))


Может реально в настроение не попали или именно эти не понравились. "Замок на песке" еще не читан, говорят хороший)


А мне так давно хочется опять что-то у Мердок почитать.
Юля, спасибо огромное :)
Читать твои рецензии - это наслаждение :)


Инна, спасибо)
Я потихоньку хочу перечитать все у Мердок и у меня еще остаются непрочитанными три романа: Генри и Катон, Зеленый рыцарь и Книга и братство.
Читать ее книги это наслаждение:)) Люблю ее.


Юль, Генри и Катон купила уже давно, никак не прочту. Но у меня непрочитанных у нее гораздо больше, чем у тебя :)


У меня просто был период Мердок и я прочитала все, что на тот момент было переведено на русский:) И вот после долгого перерыва возвращаюсь снова к ней. Она конечно удивительный автор.
Да, еще Алое и зеленое не читала. Говорят, что это самый ирландский из е романов.


Потрясающая рецензия! Спасибо! Как замечательно разложено все по полочкам. И очень верно подмечено, Мердок действительно безжалостна, по крайней мере, если не во всех, но в большинстве своих романов.