Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

14 октября 2015 г. 05:24

398

3

А чё вы на меня так смотрите? Ну поставил одному из самых выдающихся произведений русской фантастики 3... Так я сейчас всё объясню. Спокуха!
Моя беда в том, что я родился в 1990 году, и всю сознательную жизнь прожил не в СССР, а в РФ. Поэтому всецело приникнуться метафорами Стругацких (например, запрет эмиграции, или Зона=коммунизм) я не смог. Мои родители и баб-/дед- ушки, наверняка, могли воспринять эту повесть иначе, потому что жили в ту эпоху. Я же заинтересовался в первую очередь фантастической составляющей книги. "Этаки", "комариные плеши", "Золотой Шар", "ведьмин студень" и т.д. - вот, что привлекло моё внимание. Здесь много "фишек", "изобретений" авторов, которые заставляли включить фантазию.

Другая причина, почему я не оказался в восторге от книги, заключается в том, что я мало читал фантастики. Кинг, местами Воннегут, эпизодами Брэдбери - вот и всё. Привыкнув к классической литературе, я чего-то недополучил от этого science-fiction'а (вот видите, какой я дуб в фантастике - даже не знаю, подходит ли этот жанр к этой книге), который прочитался как интересная увлекательная динамичная история, но не более того.
В этой связи хочется спросить вашего совета: что мне в следующий раз прочитать у Стругацких, чтобы полюбить их творчество? А то с "Пикником" не вышло. Надеюсь, спустя какое-то время, прочитав побольше книг братьев, смогу достойно оценить "ПНО" в ретроспективе.

"Сталкер" Тарковского.
Давно хотел ознакомиться с этим режиссёром, и тут предоставился шанс. Эммм. Двоякое впечатление. Очень понравился визуальный ряд, эти развалины, облупленные стены комнат, натура, игра с цветом, сцены с водой и под ней... Но никакого смысла в сюжете, в эзотерике я не обнаружил. Если он и есть, то какой-то неуловимый. Диалоги сами по себе мудрые, но неуместные. Так что, как и с АБС, не знаю теперь, какой фильм режиссёра брать следом.

Ну? Я всем растолковал свою точку зрения. Никто не уйдёт обиженным?
картинка blackeyed

Комментарии


Эх, не с того вы начали знакомство с отечественной фантастикой, сударь! Однозначно, на сегодня идеальный вариант первого знакомства это Лукьяненко. Особенно рекомендую две дилогии: Звезды - холодные игрушки + Звездная тень и Черновик. Чистовик . В качестве альтернативы Лукьяненко можно рискнуть и почитать Собиратели осколков или Лазарчук и ко - Посмотри в глаза чудовищ, Гиперборейская чума, Марш экклезиастов
У Тарковского можно смотреть все, однако, коли Сталкер не понравился, надежда вам приглянуться есть только у Андрея Рублёва. Почикал он, конечно изрядно Стругацких) Я вообще тоже не любитель Стругацких, и это произведение скорее всего тоже бы мне не понравилось, но дело спас замечательный радиоспектакль с Караченцовым в главной роли. Налёт неактуальности слетел напрочь)


Что ж, спасибо за путеводитель по основам отечественной фантастики!
Юродивый Шухарт - не то. Писатель с Профессором ещё как-то прижились, а Сталкер нет. От оригинала остались только сама Зона, Гута с Мартышкой и разве что гайки)


поддерживаю) Если жанр толком неизвестен, лучше начать с Лукьяненко.


Глупый вопрос, не сочтите за наезд - с чего Вы взяли, что Зона = коммунизм?


Отнюдь не утверждаю, что это неоспоримая истина. Но лично для меня Зона=коммунизм/СССР.
1) "Счастье для все даром, никто не уйдёт обиженным" - чисто коммунистический слоган, по-моему. Всех ждёт светлое будущее, все будут равны, читай, счастье и ни у кого нет обид.
2) В Зоне нет пути назад. Тот, кто усомнялся в правильности коммунистической идеологии, в верности выбранной тропы в Зоне, и хотел вернуться, провозглашался врагом народа. Почти как сталинское "Ни шагу назад!"
3) В Зоне осталась куча высокотехнологичных прибамбасов. СССР тоже был одним из лидеров в развитии технологий (взять хотя бы космос), но до простых людей технологии как то не доходили; как "пустышки", с которыми не знаешь, что делать.
Это так навскидку. Я наверное жутко стереотипичен в представлениях об СССР.


Я наверное жутко стереотипичен в представлениях об СССР.

ага - жутко!


Эх, мне есть над чем работать! Первый шаг в борьбе с болезнью - признать, что болен))


С такими заранее изобретенными у себя в голове конструкциями очень тяжело будет любую книгу читать (и не только у Стругацких). Попробуйте наоборот - делать выводы о метафорах (если они вообще есть) после прочтения, а не до. Помогает, уверяю вас.


Есть немного)


Ого! ))) Возможно, я неправа, но у меня есть смутные подозрения, что вы случайно прикрутили аналогию с коммунизмом к одному из редких для стругацких произведений, где ее не подразумевалось )
А вообще мне ваша рецензия понравилась, нормально так, честно )

Эх блин, я даже и не знаю, что посоветовать, у них все в этом контексте... Мне кажется, "понедельник начинается в субботу", хоть он и пронизан указанным духом от и до, стоит прочесть, потому что это дофига остроумно, я лет в 13 читала и с тех пор его нежно люблю. Сплав советстких реалий с мифологией вообще бомба ) Вот могу дать совет, что читать не стоит ) "Гадких лебедей" и "Град обреченный" лучше вообще не трогать, там без поллитры не поймешь, что хотел сказать автор, да и с поллитрой тоже не поймешь )


Как раз я своей рецензией недоволен, потому что впечатление о книге осталось скомканным, но это ладно...
А я то уж как, возможно, не прав с такой аналогией! Сомнения мучали!

Посылаю Вам за дельный совет о Стругацких "спасибо" размером с воздушный шар! (если что, поллитра давно стоит без дела, вот и применение найдётся)


Да ладно вам, это всего лишь рецензия в интернете )

Я тут еще подумала, что можно посоветовать вам прочесть "Зеленый шатер" Улицкой, это про поздний ссср и там хорошо раскрыта тема книг, которые в то время не приветствовались. Приобщитесь к обстановке, в которой творили стругацкие в частности, ну и к эпохе в целом )
И еще непрошеный совет ваще не в тему ) Стругацкие(или кто-то один из них, не помню точно), занимались и переводами и этот их талант тоже можно заценить ) "Экспедиция "Тяготение" Х. Клемента - отличная фантастика с очень небанальной "иной разумной жизнью", так что если вам захочется забугорной - не разочаруетесь(наверное)))


Как раз я хотел ознакомиться с Улицкой - вот и кандидат на примете! Спасибо!
Из забугорной у меня сейчас лежит Саймак "Город".


про это все говорил Дмитрий Быков в лекции по Пикнику


Подозреваю, нынешний среднероссийский стереотип об СССР значимо расходится с Вашим :)
В любом случае, спасибо за ответ. Ваше прочтения для меня (1975 гр, для сравнения) оказалось совершенно неожиданным.


для меня Пикник... это философская притча о поиске человеком счастья, замаскированная под НФ
попробуйте Град обреченный


А мне думается, отечественную фантастику неплохо бы начинать с К. Булычева. С "Поселка", например. Или "Тринадцать лет пути" (коротенький).


Спасибо) + в копилку идей)


Что читать у автора, чтобы его полюбить, - это вообще трудный вопрос. Я, например, в детстве пробовал читать у Стругацких "Улитку на склоне" и потом много лет боялся к ним приближаться. Ну а затем прочел "Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу" - и пошло-поехало. Может, вам "Отель "У погибшего альпиниста" попробовать?


Вот и я сейчас не то, чтобы боюсь, но остерегаюсь. Хорошо, тогда "Отель" будет на шаг опережать других конкурентов, спасибо!


На мой взгляд, самое сильное произведение у Стругацких – «За миллиард лет до конца света». Мы его подробно обсуждали в клубе, можете посмотреть здесь. (А здесь – обсуждение фильмов по произведениям братьев).
А вообще, научная фантастика сейчас переживает ренессанс, возвращаясь к лучшим образцам 60-х годов прошлого века, т.ч. рекомендую обратить на нее внимание.


А назовите, пожалуйста, 3-4 авторов, на которых нужно обратить внимание. В НФ я - ХЗ :)


Это зависит от ваших предпочтений. На что вы в первую очередь обращаете внимание в книге: «как» это написано, или «что» написано? Иными словами, вас больше интересует сюжет или литературные достоинства?


Хотелось бы и "как" и "что" - хорошо, но если всё же выбирать, то лит.достоинства меня чуть больше привлекают.


Вероятно, надо начать с «базиса» - классики антиутопий, т.к. от них все явно или неявно отталкиваются:
- Оруэлл «1984»;
- Хаксли «О дивный новый мир»;
- Замятин «Мы»;
- Брэдбери «451° по Фаренгейту».

Из 60-х - 70-х – 80-х рекомендую обратить внимание на:
- Саймак «Заповедник гоблинов»;
- Лем «Глас Господа», «Возвращение со звезд»;
- Стругацкие «За миллиард лет до конца света», «Гадкие лебеди»;
- Дилэни «Нова», «Вавилон – 17», «Пересечение Эйнштейна»;
- Герберт «Дюна»;
- Симмонс «Гиперион», «Падение Гипериона»;
- Гибсон «Нейромант» - основа киберпанка.

Из современных произведений:
- Нил Гейман «Американские боги»;
- Бэнкс «Вспомни о Флебе», «Игрок», «Алгебраист»;
- Питер Уоттс «Ложная слепота»;
- Ханну Райаниеми «Квантовый вор», «Фрактальный принц»;
- Коростелева «Школа в Кармартене».

Литературные достоинства больше всего превалируют в произведениях филологов или написанных в жанре «классического романа».
Филологами являются Симмонс, Бэнкс, Коростелева.
А к «классическим романам», помимо упомянутых «Американских богов» Геймана, можно еще отнести «Дом дервиша» Макдональда.


"Спасибо" размером с отель Ритц!!!