Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

15 декабря 2014 г. 22:45

598

5

"Ни один город, ни один пейзаж не обретает истинного существования до тех пор, пока ему не придаст обаяния мифа какой-нибудь писатель, художник или связь с каким-то великим событием." (с) В. С. Найпол


И, к счастью, у Индии, есть свои певцы, позволяющие городам и пейзажам, обретать свое существование на мифологической карте мира. Мою карту Индии во многом рисовали Салман Рушди, Арундати Рой и Видиадхар Сураджпрасад Найпол. И вот Киран Десаи зарисовывает еще один кусочек карты – Калимпонг.

картинка Anais-Anais

Нереально красивая часть Западной Бенгалии, Восточные Гималаи, родина редких сортов орхидей, ароматного чая и сюжетов для картин Николая Рериха (дом-музей семьи Рерихов тоже там).

Но не стоит ждать от райского пейзажа пасторального сюжета Ведь в этом раю живут все те же «дети полуночи» - такие разные жители огромной страны, совсем недавно получившей независимость, выходцы из разных этносов, культур, религиозных и социальных традиций. Колониальное прошлое и, вместе с тем, сохранение жесткой вековой кастовой системы, буддизм и христианство, индуизм и ислам, классическое образование и самые дикие предрассудки – все это и многое другое стало наследством для разоренных.

Думаете, оксюморон? Я думаю – нет. Все мы: миллионеры и нищие, сироты и балованные дети - неминуемо получаем наследство. От своих предков, окружения, народа, своей страны, наконец. И главная часть этого наследства – нематериальная. «Богатого» наследства - чувства безусловной любви, доверия к миру, к людям, чувства уверенности и защищенности у нас уже не отнять.
Но история 20-го века такова, что в нем выросло гораздо больше разоренных, чем обеспеченных. Прежде всего, разоренных морально, духовно, душевно. Подумалось вдруг, что часто принимать и осмыслять своё собственное наследство, помогают рассказы о судьбах чужих людей из дальних краев. И эти судьбы, истории не менее фантастичны и причудливы, чем судьбы героев Рушди.

Отставной судья-индус, получивший в Англии классическое образование на деньги, собранные отцом-профессиональным лжесвидетелем. Жестокая судьба – получить в «нагрузку» к образованию еще и презрение к себе, своему народу, стране, взять на себя грех убийства (ну а как еще назвать историю его семейной жизни?) и удивляться (!), что не ненавидишь внучку.

Трогательная юная индуска, воспитанная в католическом монастыре, потерявшая мать и отца-космонавта в далеком от неё, но родном для нас СССР. Девочка, не имеющая в жизни никаких чётких ориентиров, и, само собой, влюбляющаяся в первого же встреченного парня со своим «наследством» в виде бедности, слабости, зависти.

Молодой официант, ведущий полунищее существование в Америке и мечтающий вернуться на родину и его нищий повар-отец, с гордостью рассказывающий всему Калимпонгу о невероятных успехах сына.

Пожилые обеспеченные дамы-индуски, устроившие в своем особнячке кусочек Англии с размеренными чаепитиями и чтением викторианских романов. Устоит ли их мирок?

А еще афганские принцессы, повстанцы и бандиты, священники, буддистские монахи, нищие, хозяева, слуги, полицейские , военные – тысячи потерянных душ, разоренные люди, не знающие как им жить под гнётом полученного наследства. Они говорят на разных языках: хинди, непали, урду, английском, верят в разных богов, им по наследству досталось недоверие и ненависть: к непальцами или бенгальцам, англичанам или тибетцам. И все они ищут прибежища – эмиграция, изоляция, участие в общественных движениях – но ни одно из них не защищает.

На фоне жизни всех этих людей – восстание. (Революция? Бунт? Беспорядки? Как назвать – зависит от «наследства» читателя»). Переворачиваешь страницы и понимаешь, что не только русский бунт, но и любой – бессмысленный и беспощадный. Страдают самые беззащитные и слабые, временно торжествуют – хамы и уроды, в итоге воцаряется хаос и вступает в силу «закон джунглей».

Книга была бы невозможно печальной, если бы удивительное свойство Киран Десаи освещать каждого героя и событие каким-то мягким и тёплым светом, что становится невозможно его осудить – только пожалеть. Наверное, это результат сочетания трагического и комического, высокого и низкого в какой-то очень верной пропорции. Ну и, конечно, невероятно сочный, яркий и образный язык, а еще – чувство меры и вкуса. Так легко было скатиться до слезливой сентиментальности или социальной «чернухи», то, слава всем индийским и не только индийским богами и богиням – нет.

Резюме: яркий, захватывающий и очень человечный роман, написанный прекрасным языком. С удовольствием продолжу знакомство с автором и буду рекомендовать друзьям.

Благодарю Godefrua , вдохновившую меня на прочтение книги самым неожиданным образом.)

Ну и, конечно, спасибо моим любимым птицам korsi , KaoryNight и Spade . Неужели Долгая прогулка закончилась?!? "Маловато будет!" (с)

Ветка комментариев


С окончанием ДП и какая ты шустрая, а я только эту книгу скачала и даже не смотрела)


Открою страшную тайну: я прочитала книгу раньше, чем Godefrua, но дооооооолго писала рецензию. Так что, если кто и шустрый, то точно не я.)))