Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

15 декабря 2014 г. 22:45

598

5

"Ни один город, ни один пейзаж не обретает истинного существования до тех пор, пока ему не придаст обаяния мифа какой-нибудь писатель, художник или связь с каким-то великим событием." (с) В. С. Найпол


И, к счастью, у Индии, есть свои певцы, позволяющие городам и пейзажам, обретать свое существование на мифологической карте мира. Мою карту Индии во многом рисовали Салман Рушди, Арундати Рой и Видиадхар Сураджпрасад Найпол. И вот Киран Десаи зарисовывает еще один кусочек карты – Калимпонг.

картинка Anais-Anais

Нереально красивая часть Западной Бенгалии, Восточные Гималаи, родина редких сортов орхидей, ароматного чая и сюжетов для картин Николая Рериха (дом-музей семьи Рерихов тоже там).

Но не стоит ждать от райского пейзажа пасторального сюжета Ведь в этом раю живут все те же «дети полуночи» - такие разные жители огромной страны, совсем недавно получившей независимость, выходцы из разных этносов, культур, религиозных и социальных традиций. Колониальное прошлое и, вместе с тем, сохранение жесткой вековой кастовой системы, буддизм и христианство, индуизм и ислам, классическое образование и самые дикие предрассудки – все это и многое другое стало наследством для разоренных.

Думаете, оксюморон? Я думаю – нет. Все мы: миллионеры и нищие, сироты и балованные дети - неминуемо получаем наследство. От своих предков, окружения, народа, своей страны, наконец. И главная часть этого наследства – нематериальная. «Богатого» наследства - чувства безусловной любви, доверия к миру, к людям, чувства уверенности и защищенности у нас уже не отнять.
Но история 20-го века такова, что в нем выросло гораздо больше разоренных, чем обеспеченных. Прежде всего, разоренных морально, духовно, душевно. Подумалось вдруг, что часто принимать и осмыслять своё собственное наследство, помогают рассказы о судьбах чужих людей из дальних краев. И эти судьбы, истории не менее фантастичны и причудливы, чем судьбы героев Рушди.

Отставной судья-индус, получивший в Англии классическое образование на деньги, собранные отцом-профессиональным лжесвидетелем. Жестокая судьба – получить в «нагрузку» к образованию еще и презрение к себе, своему народу, стране, взять на себя грех убийства (ну а как еще назвать историю его семейной жизни?) и удивляться (!), что не ненавидишь внучку.

Трогательная юная индуска, воспитанная в католическом монастыре, потерявшая мать и отца-космонавта в далеком от неё, но родном для нас СССР. Девочка, не имеющая в жизни никаких чётких ориентиров, и, само собой, влюбляющаяся в первого же встреченного парня со своим «наследством» в виде бедности, слабости, зависти.

Молодой официант, ведущий полунищее существование в Америке и мечтающий вернуться на родину и его нищий повар-отец, с гордостью рассказывающий всему Калимпонгу о невероятных успехах сына.

Пожилые обеспеченные дамы-индуски, устроившие в своем особнячке кусочек Англии с размеренными чаепитиями и чтением викторианских романов. Устоит ли их мирок?

А еще афганские принцессы, повстанцы и бандиты, священники, буддистские монахи, нищие, хозяева, слуги, полицейские , военные – тысячи потерянных душ, разоренные люди, не знающие как им жить под гнётом полученного наследства. Они говорят на разных языках: хинди, непали, урду, английском, верят в разных богов, им по наследству досталось недоверие и ненависть: к непальцами или бенгальцам, англичанам или тибетцам. И все они ищут прибежища – эмиграция, изоляция, участие в общественных движениях – но ни одно из них не защищает.

На фоне жизни всех этих людей – восстание. (Революция? Бунт? Беспорядки? Как назвать – зависит от «наследства» читателя»). Переворачиваешь страницы и понимаешь, что не только русский бунт, но и любой – бессмысленный и беспощадный. Страдают самые беззащитные и слабые, временно торжествуют – хамы и уроды, в итоге воцаряется хаос и вступает в силу «закон джунглей».

Книга была бы невозможно печальной, если бы удивительное свойство Киран Десаи освещать каждого героя и событие каким-то мягким и тёплым светом, что становится невозможно его осудить – только пожалеть. Наверное, это результат сочетания трагического и комического, высокого и низкого в какой-то очень верной пропорции. Ну и, конечно, невероятно сочный, яркий и образный язык, а еще – чувство меры и вкуса. Так легко было скатиться до слезливой сентиментальности или социальной «чернухи», то, слава всем индийским и не только индийским богами и богиням – нет.

Резюме: яркий, захватывающий и очень человечный роман, написанный прекрасным языком. С удовольствием продолжу знакомство с автором и буду рекомендовать друзьям.

Благодарю Godefrua , вдохновившую меня на прочтение книги самым неожиданным образом.)

Ну и, конечно, спасибо моим любимым птицам korsi , KaoryNight и Spade . Неужели Долгая прогулка закончилась?!? "Маловато будет!" (с)

Комментарии


Я недовольна своим наследием, но, когда думаю об Индии, Индонезии и подобных странах, вздыхаю с облегчением: "А ведь могло быть и хуже".


Пожалуй, что да. Хотя... вот читаешь, и все таким знакомым кажется. Хоть мы и не бенгальцы с тибетцами.


Вот так посмотришь выпуск новостей, почитаешь, книги о других странах и уже думаешь, что живешь в хорошей стране)!


События романа - 80-е годы 20 века, с тем пор там все же стало лучше. Для гуркхов создана автономия.


Цивилизация).


Замечательная рецензия! И как визитная карточка книги для тех кто захочет прочесть (непременно захочет). И как итоговая мысль, ощущение для тех кто прочел.
Я в своей рецензии растворилась в эмоциях, мне хотелось плакать за героев, за саму себя. Очень личная книга получилась, с ощущением сдерживаемого достоинством рыдания. А у вас так хорошо, по полочкам и все в меру. Люблю ваши рецензии.

Думаете, дед ненавидел Саи? Я думаю - хотел ненавидеть, но не смог. И она тоже любила Шамку.


Спасибо! Очень приятно! Надеюсь, что кто-то захочет и в Калимпонг съездить, сейчас там уже не страшно.
А эмоции у меня давным-давно «отсохли», так что я, напротив, и хотела бы с эмоциями написать, да не выйдет. Сухарь, чо уж.)

Нет, не ненавидел. Да м.б. и не хотел ненавидеть, но был уверен, что ненавидеть будет. Потому что –девочка, женщина, потому что напоминание о замученной жене, потому что индуска, наконец. А оказалось – нет. Проросло что-то в душе. Но Шамку, конечно, он любил больше.)


Шамка, Шамочка... вскрыла пласт всей любви что было отведено этому убогому на всю жизнь.


Ну ведь и он не по своей воле стал убогим, кто его как человека любил? Восхищались в детстве, ждали много, а потом этот многообеющих юноша стал в Англии убогим и презираемым, от земли оторвался, до неба не добрался - стать судьей в тех краях, где и язык-то для него чужой. Вот и нашел выход в агрессии. Сполошь и рядом такое.


Сплошь и рядом такое убогое.
Я считаю, что человека формирует не только среда, ее жестокость и несправедливость. Много людей с таким "приданным", но не все убогие...


Ну а как же тогда? Неужели Джему Пател родился этаким «монстром», не способным на добрые чувства? Т.е. лотерея: повезло – хорошим человеком родился, не повезло – плохим?


Совокупность. Что там мироздание вложило - какую схему с талантами, призмами взгляда, что воспитатели дома, в школе вложили что такое хорошо, что плохо, что среда навеяла. Особенно на закладку личности влияет отрочество. И еще такой момент - если человеку дарован мозг, то как-то он должен стремиться прожить эту жизнь если не блестяще, то хотя бы по возможности урезонить свои страсти, примириться с миром, что бы самому таким несчастным не быть. Не было бы мозга - какие претензии, тонет, значит судьба такая. Но умный же! С ресурсами...
Он может и не монстр (хотя с женой прям таки монстр, убила бы), убогий, жалкий.


Интересно :)


Спасибо! Кстати, думаю, подойдет в твою подборку про гражданские войны.


Да? Спасибо :) Правда, я ее что-то забросил немного.


В романе очень хорошо показано состояние всеобщей потерянности, разобщенности, отсутствие перспектив и надежд, на фоне этого так легко вступить в ряды любого «освободительного движения», пойти «реквизировать» имущество и землю и т.п. Просто, чтобы чувствовать свою причастность к чему-то большему, чем ты сам. Душевная разоренность рождает ненависть к тем, кто вчера еще был близок.


Это да, с такими вещами я сталкивался.

Книгу взял в список :)


Люблю портить чужие списки)


Отчего ж портить? Качественно и количественно обогащать! :)


С окончанием ДП и какая ты шустрая, а я только эту книгу скачала и даже не смотрела)


Открою страшную тайну: я прочитала книгу раньше, чем Godefrua, но дооооооолго писала рецензию. Так что, если кто и шустрый, то точно не я.)))


внезапно понимаю, что из индийской литературы у меня только кусок Махабхараты болтается на дне культурного багажа х)
достойное завершение прогулки! урааа! *cheers*


Буду до Нового Года отдыхать (зачеркнуто) закрывать долги по другим играм, а потом и новая ДП)

А индусов рекомендую) Если вдруг буду подборку делать в МКК, включу кого-нибудь.


ну давайте внатуре оснуём безальтернативный^^


А чо нет-то? Я за всякую безальтернативность кроме замужа )))