Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

6 ноября 2014 г. 22:23

851

5

"Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман" А. С. Пушкин
«Мне кажется, говорить правду все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час.» Д.Б. Пристли


Настоящий парадокс! Короткая, динамичная, остроумная пьеса, которую читаешь "залпом", едва успевая уворачиваться от скелетов, вываливающихся прямо тебе на голову изо всех шкафов. Яркий, интенсивный вкус и резкое горькое послевкусие.

*** поворот***


И одна только мысль в голове: нет-нет-нет, я не хочу так! Ведь можно прожить всю жизнь, «не приходя в сознание», находясь в плену иллюзорных влюбленностей и дружб, сменяющихся обидами и жалостью к себе.
Не хочу так! Больше не хочу.

*** поворот***


Джон Бойнтон Пристли берет самую, что ни на есть милую компанию молодых, образованных, благополучных и воспитанных людей и за 3 действия превращает их в разочарованных страдающих неудачников.
А, казалось бы, всего-то музыкальная шкатулка, всего-то пара простых вопросов, всего-то невинный дружеский спор. Одному из героев всего-то захотелось узнать ПРАВДУ.
А ведь правда опаснее лжи. Как известно, что каждая ложь порождает новую ложь. Но не так страшно запутаться во лжи, чем попасть в водоворот правды.
Трагические последствия просто гарантированны.
Да и правда не так проста, как кажется. Олуэн (моя любимая героиня) говорит, что

«Мне кажется… настоящая правда… то есть все, все до малейшей мелочи, без всякой утайки… была бы не страшна. Я имею в виду высшую, истинную правду. Но что в обычной жизни подразумевается под правдой … – только половина правды. Из нее не узнать, что происходит в душе у каждого. Вас попросту знакомят с рядом фактов, которые до того были скрыты… и очень хорошо, что были скрыты. Такая истина – предательская штука.»


До «настоящей» правды никто из героев «не дорос», а «обычная» правда ударяет обухом по голове и влечет лишь страдания.
Поэтому всем героям Пристли и были необходимы разного рода иллюзии. Без флера иллюзий, стоит чуть глубже заглянуть в собственную душу, станет понятно, что жить больно и тяжело.

Когда человеку удаляют аппендицит или оперируют язву, то применяют анестезию.
А что делать, чтобы забыть о погибшем брате? Чтобы не думать о девушке, влюбленной в другого? О мужчине, женатом на другой? О воровстве, совершенном родственником ил другом? Многие выбирают окунуться в «возвышающий обман» иллюзий.

И что же происходит и с «больными жизнью», внезапно лишающимися иллюзий?
То же самое,что будет с больным, если действие наркоза прекратится в середине операции.

***поворот***


Безнадежен ли финал пьесы? И что же делать со всем этим? Тут все зависит от читателя.
Кто-то согласится с Робертом, жалеющем об утрате иллюзий , и впадет в отчаяние.

Они давали мне надежду, в них черпал я мужество. Они помогали мне жить. Возможно, что все это нам должна была бы давать вера в жизнь. Но у меня нет этой веры. Ни религиозной веры, ни какой иной. Только этот проклятый скотный двор, в котором я должен жить. И это все. И вдобавок мне еще даны какие-то поганые железы, и секреции, и нервы, чтобы чувствовать и переживать. Но все это было не так уж плохо, скажу я вам, пока у меня были мои маленькие иллюзии.


Кто-то создаст себе новые идеальные образы взамен прежних. Кто-то обратится к религии или философии. А кто-то, быть может, найдет свой путь прожить подлинную, а не иллюзорную жизнь.

Огромное спасибо Needle , написавшей замечательный диплом!)

Книга прочитана в рамках "Книжного путешествия".

Ветка комментариев


Да, книжные "лекарства" чаще запаздывают и до всего приходится доходить своим умом (и число набитых шишек всё растёт).


Ну, а м.б. они бы и не подействовали на "неокрепший ум". Что толку, что в школе все мы классику читали?)))

Т.е. толк, конечно есть, но от собственных ошибок не уберегает.


Никакого, абсолютно никакого. :)) Хотя нет, сюжеты запомнили, характеры, получили, так сказать, общее представление. Но вообще, конечно, почти всё, что читается в школе, требует перечитывания. К классическим романам нужен жизненный опыт.


Я сама перечитываю.) Но так и не решила для самой себя, какая же польза была от первого прочтения...


Так и я тоже. :)
Точно была. Да, с опытом мы смотрим на многое по-другому, но книги же в любом случае вызывают какой-то отклик - мысли, чувства, ассоциации.


Да это я просто недавно участвовала в дискуссии про упрощение школьной программы по литературе, задумалась.


Вот это, кстати, интересный вопрос. Ты как думаешь, стоит сокращать/упрощать?


О, я монстр - считаю, что нужно углублять и расширять. Логарифмы и химические реакции забываются, если человек не применяет это в профессии, а хорошие книги - нет, они формируют личность, душу, если можно так сказать.
А уж если еще и с учителем повезет!


С учителями в школе, судя по разговорам со знакомыми, везёт всё меньше и меньше, увы. А я, наоборот, скорее за некоторое сокращение или скорее перестройку школьной программы по литературе - дети и подростки сейчас и так мало читают, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону, если навесить на них ещё больше обязательств. Я в шоке была в сентябре от первого курса. Вскользь упомянула на лекции князя Андрея Болконского в контексте битвы при Аустерлице - в глазах ни грамма узнавания. Прямо спросила: проходили "Войну и мир" в школе? Да. Кто читал? Никто. Вот так вот.


Я "за" введение разных новых форм проведения уроков литературы - школьные спектакли по книгам, съемка роликов по мотивам классики, написание сценариев фильмов вместо сочинений... Я сейчас "от балды" пишу, но, думаю, ты меня понимаешь.

Просто мне кажется, что если исходить из того, что "дети мало читают" и сократить программу до "Репки", потом придется признать, что и считать без калькулятора дети не умеют (интегралы - нафиг), и химия для них это только спирт или водка, и география - это "фигня, есть же Википедия". Что же останется в программе?


Да, я согласна - чем больше разнообразных форм уроков, тем интереснее. Но это нужно быть очень увлечённым и талантливым педагогом. Я боюсь, что массово всё равно толку не будет. У нас же школьное образование построено по сути на зазубривании материала, а не на развитии и раскрытии способностей. Как там было? Школа полирует булыжники и уничтожает бриллианты. Не помню точно.

Сокращать до "Репки" я не предлагаю, но мне кажется, можно было бы включить в программу больше книг, которые действительно были бы интересны подросткам. Глядишь, и интерес к чтению проявился бы.


можно было бы включить в программу больше книг, которые действительно были бы интересны подросткам


С этим трудно спорить, но ... что может быть интересно НЕЧИТАЮЩИМ подросткам? Мне даже представить сложно.


Я училась в физ-мат школе, вроде бы по определению большинство детей не гуманитарии, но даже и вопроса не было прочесть "программные" книги. Да, некоторые плевались и говорили, что их любимая фантастика - лучше, но читала "кирпичи" и Толского, И Шолохова, и Достоевского, и Гончарова... Обсуждали на переменах даже.)


То же, что и читающим. :) Приключения, любовь, свобода, конфликт отцов-детей. Я имею ввиду, что книги нужно подбирать всё-таки по возрасту, пусть они и не будут иметь особой художественной ценности. Мы же не рождаемся с любовью к чтению, у каждого из нас своя дорога к книгам. И если книга будет актуальна для читателя, высок шанс того, что она понравится и подтолкнёт к дальнейшему чтению.

У нас то же самое было. И читали, и обсуждали, и спорили. И хоть мы с тобой не старушки, но как же давно это было. :))


Приключения, любовь, свобода, конфликт отцов-детей.


"Преступление и наказание" ))) + еще и детектив.
Мне кажется, что многое зависит от подачи, можно заинтересовать "Войной и миром", а можно навести скуку и Гарри Поттером.

И хоть мы с тобой не старушки, но как же давно это было. :))


Наверное, и сейчас в школах такое есть. Здесь, на ЛЛ, много молодых людей около 20, читающих и любящихз книги.


Нет, уж. "Преступление и наказание" я как раз считаю наименее подходящей книгой для 15 лет. :)) Но вообще я согласна, что многое зависит от подхода.

Так я не спорю с тем, что читающих людей и сегодня хватает. И на самом деле я знаю гораздо больше читающей молодёжи, чем зрелых людей, но при этом дети и подростки, по моим ощущениям, книг читают всё-таки меньше, чем предыдущие поколения.


А почему «Преступление…» нет? Мне кажется, что терзания Раскольникова ближе и понятнее молодым людям, еще не определившимся со своим жизненным сценарием, не решившим для себя «Твари они дрожащие или право имеют». Хотя, вот пишу сейчас и чувствую желание перечитать роман.


Субъективно. :) Не люблю Достоевского. Сам Раскольников - персонаж очень интересный, но вокруг него столько всего наверчено, что для восприятия подростка мне это кажется перебором.


ПризнАюсь честно: я тоже его не люблю! Точнее даже так - не верю в его мир и не согласна с ним идейно. Но как автор, заставляющий задумываться о многих серьезных и важных для становления личности вещах мне кажется, что он подходит. Да и увлекательно читать! Детективы же.))


не верю в его мир и не согласна с ним идейно

Вот! Ты сейчас гениально выразила моё отношение к Достоевскому. Плюс я ещё в его тексте всегда вязну, не близко стилистически ну ни капельки.
Возможно, ты права. Но я вспоминаю собственный школьный опыт - это была самая провальная книга во всей школьной программе, причём не только для меня, но и для большей части класса.


До гениальности мне так же далеко как Достоевскому до логики (зачеркнуто) )))

Вообще, он для меня странный писатель - вот не верю ему, не люблю, но есть ощущение, что м.б. чего-то просто уловить и понять не могу. Поэтому периодически перечитываю. Мазохизм читательский такой.)


Не, я читала в школе и потом спустя десять лет попробовала ещё раз - не идёт, вот совсем, так что больше не мучаюсь. :) Правда, "Братьев Карамазовых" собираюсь ещё прочитать, но с таким же перерывом, видимо. :)


Ой, а я недавно скрипя зубами даже прочла Павла Фокина "Достоевский. Перепрочтение".
Много интересных мыслей, но "убивало" навязывание православия как единственно верного взгляда на мир. Вот прямо как "заветы Ильича и линия партии" в советских учебниках.


Да, навязывание авторской позиции обычно бесит неимоверно. :))


Да ладно бы это его личная позиция была, а то всю книгу возникало ощущение, что, как раньше нужно было ко всему приплести марксизм, так сейчас - православие.


А может, он и правда такой идейный. :)


Ощущения такого не было, хотя кто его знает... Так ты меня сподвигнешь рецензию на сей труд написать)))


Я вообще считаю, что рецензии нужно писать на все прочитанные книги. Вот так-то!


Я тоже так считаю.)))
А по факту у самой получается - "ну не шмогла..." )


Да, сказать проще, чем сделать. :) Но можно стремиться. :)


Я всегда буквально "по капле выдавливаю" рецензии... (
Надеюсь, что если больше писать, то будет не так тяжко.


Да, привычка делает своё дело. И как всегда самое сложное - это начать. Зайти на сайт, открыть окошко, написать первое предложение... дальше легче. :) Я уже настолько привыкла фиксировать впечатления от прочитанного, что иногда ловлю себя на мысли, что общая схема начинает складываться уже в процессе чтения. Потом она может скорректироваться или вообще поменяться, но тем не менее.


У меня по ходу чтения тоже мысли возникают, а сажусь писать - как двоечник на экзамене))


Я пишу очень много по работе, да и вообще сочинения всегда любила, так что мне обычно не сложно, но иногда бывает очень-очень лениво. :)


По работе я тоже много пишу.) Но это другое, тут хочется сказать именно ТО и именно ТАК, поэтому и "ступор".)


Ну, у меня всё-таки шире рамки. :) Хотя, конечно, здесь их вообще фактически и нет.


А шире - это как?)


Мне кажется, что история предоставляет больше свободы, чем право. Общее требование научности текста есть, но дальше всё зависит от тебя, разброс в стилистике может быть довольно большой (если это только не диссертация, конечно, там, как правило, всё понятно).


Ой, моя теперешняя сфера - телевидение - это столько свободы, что хоть ложкой ешь.) Формализм только в судебных делах, но и там есть место творчеству.)

Для меня всё это проще, потому что работа - это не личное , там у любого документа есть своя цель, а вот рецензия ...


Аа, значит я опять отстала от жизни. :))
У меня как-то более персонифицировано получается. Каждая лекция, каждая статья - словно часть себя. Но я как человек лучше видна в рецензиях, конечно. :)


Хы-хы, сегодня я на работе снова эротику смотрела, и ничего, потом даже начальство присоединилось)))

Но в заключении на эту эротики меня было мало, а в рецензиях, боюсь, слишком много.)


А у тебя там весело, я смотрю. :))


Не то слово!) Из последнего:
-А что с налогообложением?
-А контрагент-то - российский?
-Не знаю.
-Директора как зовут?
-Джузеппе Ригоменти.
-Ясное дело, из Пензы!


А почему нет? Вон Депардье - почётный удмурт. :)


Ну мы проверим, проверим...)))


Это правильно. Перестраховка в таком деле ещё никому не навредила. :))