Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

6 ноября 2014 г. 22:23

851

5

"Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман" А. С. Пушкин
«Мне кажется, говорить правду все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час.» Д.Б. Пристли


Настоящий парадокс! Короткая, динамичная, остроумная пьеса, которую читаешь "залпом", едва успевая уворачиваться от скелетов, вываливающихся прямо тебе на голову изо всех шкафов. Яркий, интенсивный вкус и резкое горькое послевкусие.

*** поворот***


И одна только мысль в голове: нет-нет-нет, я не хочу так! Ведь можно прожить всю жизнь, «не приходя в сознание», находясь в плену иллюзорных влюбленностей и дружб, сменяющихся обидами и жалостью к себе.
Не хочу так! Больше не хочу.

*** поворот***


Джон Бойнтон Пристли берет самую, что ни на есть милую компанию молодых, образованных, благополучных и воспитанных людей и за 3 действия превращает их в разочарованных страдающих неудачников.
А, казалось бы, всего-то музыкальная шкатулка, всего-то пара простых вопросов, всего-то невинный дружеский спор. Одному из героев всего-то захотелось узнать ПРАВДУ.
А ведь правда опаснее лжи. Как известно, что каждая ложь порождает новую ложь. Но не так страшно запутаться во лжи, чем попасть в водоворот правды.
Трагические последствия просто гарантированны.
Да и правда не так проста, как кажется. Олуэн (моя любимая героиня) говорит, что

«Мне кажется… настоящая правда… то есть все, все до малейшей мелочи, без всякой утайки… была бы не страшна. Я имею в виду высшую, истинную правду. Но что в обычной жизни подразумевается под правдой … – только половина правды. Из нее не узнать, что происходит в душе у каждого. Вас попросту знакомят с рядом фактов, которые до того были скрыты… и очень хорошо, что были скрыты. Такая истина – предательская штука.»


До «настоящей» правды никто из героев «не дорос», а «обычная» правда ударяет обухом по голове и влечет лишь страдания.
Поэтому всем героям Пристли и были необходимы разного рода иллюзии. Без флера иллюзий, стоит чуть глубже заглянуть в собственную душу, станет понятно, что жить больно и тяжело.

Когда человеку удаляют аппендицит или оперируют язву, то применяют анестезию.
А что делать, чтобы забыть о погибшем брате? Чтобы не думать о девушке, влюбленной в другого? О мужчине, женатом на другой? О воровстве, совершенном родственником ил другом? Многие выбирают окунуться в «возвышающий обман» иллюзий.

И что же происходит и с «больными жизнью», внезапно лишающимися иллюзий?
То же самое,что будет с больным, если действие наркоза прекратится в середине операции.

***поворот***


Безнадежен ли финал пьесы? И что же делать со всем этим? Тут все зависит от читателя.
Кто-то согласится с Робертом, жалеющем об утрате иллюзий , и впадет в отчаяние.

Они давали мне надежду, в них черпал я мужество. Они помогали мне жить. Возможно, что все это нам должна была бы давать вера в жизнь. Но у меня нет этой веры. Ни религиозной веры, ни какой иной. Только этот проклятый скотный двор, в котором я должен жить. И это все. И вдобавок мне еще даны какие-то поганые железы, и секреции, и нервы, чтобы чувствовать и переживать. Но все это было не так уж плохо, скажу я вам, пока у меня были мои маленькие иллюзии.


Кто-то создаст себе новые идеальные образы взамен прежних. Кто-то обратится к религии или философии. А кто-то, быть может, найдет свой путь прожить подлинную, а не иллюзорную жизнь.

Огромное спасибо Needle , написавшей замечательный диплом!)

Книга прочитана в рамках "Книжного путешествия".

Ветка комментариев


Да, сказать проще, чем сделать. :) Но можно стремиться. :)


Я всегда буквально "по капле выдавливаю" рецензии... (
Надеюсь, что если больше писать, то будет не так тяжко.


Да, привычка делает своё дело. И как всегда самое сложное - это начать. Зайти на сайт, открыть окошко, написать первое предложение... дальше легче. :) Я уже настолько привыкла фиксировать впечатления от прочитанного, что иногда ловлю себя на мысли, что общая схема начинает складываться уже в процессе чтения. Потом она может скорректироваться или вообще поменяться, но тем не менее.


У меня по ходу чтения тоже мысли возникают, а сажусь писать - как двоечник на экзамене))


Я пишу очень много по работе, да и вообще сочинения всегда любила, так что мне обычно не сложно, но иногда бывает очень-очень лениво. :)


По работе я тоже много пишу.) Но это другое, тут хочется сказать именно ТО и именно ТАК, поэтому и "ступор".)


Ну, у меня всё-таки шире рамки. :) Хотя, конечно, здесь их вообще фактически и нет.


А шире - это как?)


Мне кажется, что история предоставляет больше свободы, чем право. Общее требование научности текста есть, но дальше всё зависит от тебя, разброс в стилистике может быть довольно большой (если это только не диссертация, конечно, там, как правило, всё понятно).


Ой, моя теперешняя сфера - телевидение - это столько свободы, что хоть ложкой ешь.) Формализм только в судебных делах, но и там есть место творчеству.)

Для меня всё это проще, потому что работа - это не личное , там у любого документа есть своя цель, а вот рецензия ...


Аа, значит я опять отстала от жизни. :))
У меня как-то более персонифицировано получается. Каждая лекция, каждая статья - словно часть себя. Но я как человек лучше видна в рецензиях, конечно. :)


Хы-хы, сегодня я на работе снова эротику смотрела, и ничего, потом даже начальство присоединилось)))

Но в заключении на эту эротики меня было мало, а в рецензиях, боюсь, слишком много.)


А у тебя там весело, я смотрю. :))


Не то слово!) Из последнего:
-А что с налогообложением?
-А контрагент-то - российский?
-Не знаю.
-Директора как зовут?
-Джузеппе Ригоменти.
-Ясное дело, из Пензы!


А почему нет? Вон Депардье - почётный удмурт. :)


Ну мы проверим, проверим...)))


Это правильно. Перестраховка в таком деле ещё никому не навредила. :))