Больше рецензий

octarinesky

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 марта 2014 г. 00:44

126

4.5

Всеобщее счастье способно безостановочно двигать машины; истина же и красота - не способны.

Когда вам скажут слово «антутопия», что придет вам ассоциативно на ум? Если читали хоть что-то из анутиутопического фундамента (всем известной тройки Замятин-Хаксли-Оруэлл, например), то, скорее всего – слово тотальный. Или, быть может, тоталитарный. На этом каркасе и натянуто больше всего декораций подобных историй.
Тотальный контроль, тотальная слежка, тоталитарный строй.
Дивный новый мир тоже опирается на это же слово, но несколько иначе. Вместо традиционного «все очень плохо», которое обычно берется за основу, Хаксли берет противоположный вариант: а что если все будет очень хорошо? Так хорошо, что стороннему наблюдателю станет жутковато?
И – вот он. Вот он – мир тотального счастья. Не больше не меньше, тотального, поголовного, обязательного.
Но отличие не только в этом. Стоит учесть, что и «Мы», и «1984», и прочие столпы жанра в большинстве своем базируются на некоторых социологических идеях, которые гиперболизируются, возводятся в абсолют, и от которых дальше и выстраивается все остальное, пугающий мир будущего, эта идея становится своеобразным началом координат выстраиваемого мира.
«Старший Брат смотрит за тобой».
«Все мы – винтики единого организма».
«Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел».
Хаксли же берет и делает то, о чем мечтала я, пытаясь придумать модель, отличную от Оруэлла – он отталкивается от физологии, от биологии, от человеческой природы, строит свой новый мир на фундаменте, подозрительно напоминающем нижние ступени пирамиды Маслоу: моментальное удовлетворение всех физиологических потребностей и потребности в безопасности, остальные же аккуратно отсечены за ненадобностью, четко по принципу бритвы Оккама: "не стоит множить сущности сверх необходимого". Потому что, как ни крути, человек, в первую очередь – это животное, поэтому такой подход «снизу», с биологической точки зрения, ничуть не хуже более популярного подхода «сверху». И сделано это хорошо, мне очень понравилось, как это сделано - конвеер, выращивание в пробирке, формирование личности достаточно жесткими методами. Знаете, после того как была в восторге от первых, вроде бы бессмысленных для многих глав о том самом формировании, полезла в интернет узнавать, а как там у мистера Хаксли с биологическим образованием. Промахнулась, но не так уж сильно - двое его братьев таки биологи.
Итак, нет такого понятия, как семья. Отец, мать, муж, жена – все эти слова вызывают в тщательно сформированных на неопавловских рефлексах новых людях глубинное отвращение. Все счастливы, все потребности удовлетворяются раньше, чем сиюминутное желание может прекратиться во что-то большее, все для всех, счастливое кастовое общество выстроенное по принципу айсберга. И – сторонний наблюдатель, дикарь Дикарь, чужой везде, и у себя в резервации, и в новом прекрасном мире; Дикарь, который вырос на Шекспире, то есть вырос на страдании, которое возводится в некий неосознанный культ.
А новому человеку больше не нужно утешение, потому что он счастлив всегда, в режиме 24/7, не знает страха в целом и страха смерти конкретно, а значит, ему не нужно искусство, ему не нужен Бог, не нужна наука, потому что в основе всего, на наш с вами взгляд, прекрасного, лежат неудовлетворенность и страдание. Несчастье – залог индивидуальности, ведь все помнят:

Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему

Несчастье – залог инакости. И наоборот.
Сюжетная линия слаба, но это тот случай, когда сюжет – вещь настолько малозначительная, что кто станет обращать на это внимание. Хаксли дает нам детальный снимок, фотографию, на которой улыбаются почти все, причем не потому что дружно говорят «сыр», а за кадром готовы глотки рвать, а потому что вроде как и правда счастливы. Пусть счастье это и похоже на накачивание анастетиком до одури.
Самая, кстати, нестрашная из самых известных антиутопий.

прочитано в рамках "Открытой книги" февраля

Ветка комментариев


«Духовная смерть» — это очень зыбкая территория. Человечество не первую тысячу лет живёт-поживает на Земле, и верования, а также понятие духовности менялись не раз, вплоть до диаметрально противоположного понимания. И я рассматриваю не с физиологической точки зрения, в «1980» главного героя с подругой не хотели уничтожить, их ломали, психологически и духовно, если угодно. Общество Большого Брата было целиком основано на лжи и страхе. Ни о какой духовности нет речи и в «Мы». Единственная книга из знаменитой троицы антиутопий, где людям оставлено право на хоть какую-нибудь духовность — это книга Хаксли. У персонажей его книги есть выбор, есть резервации и острова, человек может сбежать от «бездуховной» цивилизации, если захочет.


да в том-то и дело - никто туда не захочет, ибо с младенчества записано на покорку "то, что надо"


Конечно, найдутся те, кто захотят, не нужно даже сильно фантазировать. Далеко не все любят ходить строем. И, кстати, в нашей реальности то же самое.


А вот я не уверен, что найдутся. Вот подумайте, отчего появляются недовольные? Правильно, они чем-то не довольны, а если мы сделаем так, что их малейшие капризы уже учтены? Не хочешь участвовать в оргии - сходи в кино и жуй свой попкорн? При этом, если в первом поколении человечества, попавшего в "потребительский рай" еще возможны диссиденты, то через поколение мы уже забудем, что можно жить иначе (кстати, андроид уже сейчас не показал мне слово "диссидент" :-) ответьте себе на вопрос, чем бы вы занимались, если не надо было зарабатывать на жизнь?


Если такое будет когда-либо, будет и другой разговор!


А как вам такая цитата (да-да, из "Опоздавших к лету" :-) но вполне уместная и к нашему разговору): "...мир упрощается. Из него постоянно что-то пропадает. Причем эти исчезновения немыслимо трудно заметить. То, что остается, тут же затягивает брешь. Понимаете, это исчезновение не предмета, а понятия. Понятия о предмете. Раз нет понятия, то и потери не чувствуешь".


Может быть, но мне так не кажется. Мир усложняется. В школе дети учат всё больше всего. В жизни тоже больше всего. Из мира исчезают: мотыги, инквизиция, пароходы, рабство, лечение ртутью, ... Но взамен появляется куча всего — компьютеры, интернет, атомная энергетика, освоение космоса и прочее и тому подобное.


Ваша правда, но я думаю, что ранее вами же были затронуты не только материальные вещи, но и духовные, так вот речь и о них тоже. Скажите, возможно ли сейчас встретить, например, бескорыстную доброту? С другой стороны, а была ли она вообще?


Ну, видите, вы сами отвечаете на свой вопрос)). В Писании сказано, что правая рука, не должна знать, о том, что левая даёт подать нищему. На деле, имущие учреждают фонды помощи неимущим и больным, эту информацию любой человек может получить. Это создаёт благоприятный имидж, но и реально помогает. Также, как «дешёвые» пиар-сборы денег на ТВ. Не смотря на всю показуху и желтизну, денег они собирают и пускают на обозначенное дело (если никто по дороге не сопрёт). В духовном смысле, я думаю, мы тоже имеем прогресс. В средневековом обществе вы бы, максимум, что имели — потрёпанную библию и проповеди местного священника по выходным. Сейчас вы можете скачать себе тексты любых учений и философий и ознакомиться с ними. Как вы это усвоите и примените — это уже зависит от вас. Думаю, тут любые попытки контроля «свыше» (например, со стороны государства), будут вести к отрицательному результату, к результату с противоположным знаком. Духовность — это личное, индивидуальное. Стоило бы уже это понять некоторым людям.


Спасибо, было очень приятно услышать ваше мнение относительно такого сложного вопроса - духовность человека ;-) просто не станет ли она анахронизмом в обществе "дивного" мира?


Насколько я понимаю, Хаксли оставил право на духовность только альфам и бетам. Остальные слишком недоразвиты для этого.


Получается, что раз духовность - это личное и индивидуальное - стала анахронизмом (допустим), то и человек потерял свою индивидуальность, тогда откуда возьмутся недовольные, которые будут жить на острове? Вот какой вопрос не дает мне покоя.


Это, видимо, заложено в природе человека — противоречие. Как бы всё идеально не казалось, всё равно найдутся те, кто засомневается.


Будем надеяться, что это противоречие основано не на простом чувстве отрицания всего и вся, как "а Баба-яга против", а имеет за собой истоки обоснованной критики