Больше рецензий

octarinesky

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 марта 2014 г. 00:44

126

4.5

Всеобщее счастье способно безостановочно двигать машины; истина же и красота - не способны.

Когда вам скажут слово «антутопия», что придет вам ассоциативно на ум? Если читали хоть что-то из анутиутопического фундамента (всем известной тройки Замятин-Хаксли-Оруэлл, например), то, скорее всего – слово тотальный. Или, быть может, тоталитарный. На этом каркасе и натянуто больше всего декораций подобных историй.
Тотальный контроль, тотальная слежка, тоталитарный строй.
Дивный новый мир тоже опирается на это же слово, но несколько иначе. Вместо традиционного «все очень плохо», которое обычно берется за основу, Хаксли берет противоположный вариант: а что если все будет очень хорошо? Так хорошо, что стороннему наблюдателю станет жутковато?
И – вот он. Вот он – мир тотального счастья. Не больше не меньше, тотального, поголовного, обязательного.
Но отличие не только в этом. Стоит учесть, что и «Мы», и «1984», и прочие столпы жанра в большинстве своем базируются на некоторых социологических идеях, которые гиперболизируются, возводятся в абсолют, и от которых дальше и выстраивается все остальное, пугающий мир будущего, эта идея становится своеобразным началом координат выстраиваемого мира.
«Старший Брат смотрит за тобой».
«Все мы – винтики единого организма».
«Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел».
Хаксли же берет и делает то, о чем мечтала я, пытаясь придумать модель, отличную от Оруэлла – он отталкивается от физологии, от биологии, от человеческой природы, строит свой новый мир на фундаменте, подозрительно напоминающем нижние ступени пирамиды Маслоу: моментальное удовлетворение всех физиологических потребностей и потребности в безопасности, остальные же аккуратно отсечены за ненадобностью, четко по принципу бритвы Оккама: "не стоит множить сущности сверх необходимого". Потому что, как ни крути, человек, в первую очередь – это животное, поэтому такой подход «снизу», с биологической точки зрения, ничуть не хуже более популярного подхода «сверху». И сделано это хорошо, мне очень понравилось, как это сделано - конвеер, выращивание в пробирке, формирование личности достаточно жесткими методами. Знаете, после того как была в восторге от первых, вроде бы бессмысленных для многих глав о том самом формировании, полезла в интернет узнавать, а как там у мистера Хаксли с биологическим образованием. Промахнулась, но не так уж сильно - двое его братьев таки биологи.
Итак, нет такого понятия, как семья. Отец, мать, муж, жена – все эти слова вызывают в тщательно сформированных на неопавловских рефлексах новых людях глубинное отвращение. Все счастливы, все потребности удовлетворяются раньше, чем сиюминутное желание может прекратиться во что-то большее, все для всех, счастливое кастовое общество выстроенное по принципу айсберга. И – сторонний наблюдатель, дикарь Дикарь, чужой везде, и у себя в резервации, и в новом прекрасном мире; Дикарь, который вырос на Шекспире, то есть вырос на страдании, которое возводится в некий неосознанный культ.
А новому человеку больше не нужно утешение, потому что он счастлив всегда, в режиме 24/7, не знает страха в целом и страха смерти конкретно, а значит, ему не нужно искусство, ему не нужен Бог, не нужна наука, потому что в основе всего, на наш с вами взгляд, прекрасного, лежат неудовлетворенность и страдание. Несчастье – залог индивидуальности, ведь все помнят:

Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему

Несчастье – залог инакости. И наоборот.
Сюжетная линия слаба, но это тот случай, когда сюжет – вещь настолько малозначительная, что кто станет обращать на это внимание. Хаксли дает нам детальный снимок, фотографию, на которой улыбаются почти все, причем не потому что дружно говорят «сыр», а за кадром готовы глотки рвать, а потому что вроде как и правда счастливы. Пусть счастье это и похоже на накачивание анастетиком до одури.
Самая, кстати, нестрашная из самых известных антиутопий.

прочитано в рамках "Открытой книги" февраля

Комментарии


не самая страшная?

Отец, мать, муж, жена – все эти слова вызывают в тщательно сформированных на неопавловских рефлексах новых людях глубинное отвращение.

1932 г. О. Хаксли

- Люди были раньше… — он замялся; щеки его залила краска. — Были, значит, живородящими.

— Совершенно верно. — Директор одобрительно кивнул.

— И когда у них дети раскупоривались…

— Рождались, — поправил Директор.

— Тогда, значит, они становились родителями, то есть не дети, конечно, а те, у кого… — бедный юноша смутился окончательно.

— Короче, — резюмировал Директор, — родителями назывались отец и мать.

Гулко упали (трах! тарах!) в сконфуженную тишину эти ругательства, а в данном случае — научные термины

2010 г.

В сентябре 2010 года слова "мать" и "отец" решили заменить непривычным термином "родители", а в единственном числе - "родитель"

2011 г.

И пошло-поехало. Госдепартамент США с февраля 2011 года больше не может использовать слова "мать" и "отец" в официальной документации. Вместо этого в документах будут указываться "родитель №1" и "родитель №2".

2012 г.

На днях во Франции запретили использовать в официальных документах обращение "мадемуазель", а также формулировки "девичья фамилия" (nom de jeune fille) и "фамилия в браке" (nom d'еpouse). Соответствующий циркуляр распространила канцелярия премьер-министра Франции Франсуа Фийона.

Дирекция одного из крупнейших в США некрополей, Национального кладбища в Хьюстоне, запретила своим сотрудникам употреблять слова "Бог" и "Иисус", которые имеют "оскорбительное значение".

Ну, на мой субъективный взгляд - не самая. Но стоит понимать, что я считаю человека примерно таким же животным как и всех прочих, а при чтении подобных вариантов альтернативного будущего - особенно. А семья, в общем-то - следствие нашего слишком долгого беспомощного детства, но тут ее успешно заменяют. Это не значит, что я бы хотела так жить, но я вижу рациональное зерно во всем этом и восхищает стройность идеи.
Для меня самая большая драма - надлом уже сформировавшейся личности по типу Оруэлла и Берджесса, тут же - личности нет как таковой, только несколько зачатков, так что ломать нечего.


Ну, если сравнивать с «1980» Оруэлла, то действительно: никого не хватают, не пытают, не мучают. Даже с бунтовщиками поступают довольно мягко, ну отправляют на остров, а там такие же инакомыслящие живут — будет с кем пообщаться. Как по-вашему, лучше так или как в «Мы», когда инакомыслие удаляли хирургически? Я думаю, именно это имеет ввиду автор отзыва.


Ну, автор отзыва имеет в виду все в комплексе, без разбора на отдельный составляющие, общее впечатление.
Но так как я будущий биолог, то взгляды у меня местами весьма циничные (если акула может жрать своих детенышей, то почему человек не может выращивать потомство в пробирке и формировать рефлексы электрошоком?), поэтому ничего ужасного я и не увидела.


взгляды у меня местами весьма циничные ... поэтому ничего ужасного я и не увидела.

в том-то и дело...

если акула может жрать своих детенышей, то почему человек не может выращивать потомство в пробирке и формировать рефлексы электрошоком?

потому что он человек


потому что он человек

увы, это не ответ
наш восхитительный разум - всего лишь способ выжить, потому что как животные мы весьма беспомощны: у нас нет шерсти, чтобы греться, мы плохие охотники. единственный способ - брать в руки палку и сбиваться в стадо (первобытное общество именно так и называлось), что неизбежно влечет усложнение нервной системы

в том-то и дело...

я живу с оруэлловским двоемыслием: я как человек люблю человека и его внутренний мир, но когда нечто довольно жестко топчется на этой любви, я автоматически переключаюсь в режим цинизма с биологических позиций, вот такая психологическая амортизация


потому что он человек


Кстати, если брать именно российское общество, то получается интересная вещь. У нас так любят говорить о духовности, о горних материях, но при случае апеллируют к тому, что это ведь человек. Но ставить человека, личность во главе угла - это либерализм, а это в нашем обществе слово практически ругательное. Быть либерастом - это, извините, почти быть геем. Возможно, всё дело в том, что между духовностью и личностью нет прямой связи?..


Если говорить о специализации — я, наверное, более экзотический зверь: биофизик.))

ничего ужасного я и не увидела

В этом и ужас Хаксли — он реально придумал схему, которая всех устроит, без дураков. Не смотря на всю «бездуховность» ея.


вы знаете, когда происходит подмена понятий и смена ценностей, то, вроде бы ничего страшного не происходит, как кажется, но к чему это приводит? вы рассматриваете с физиологической точки дрения, а я с духовной - смерть физическая не так страшна, как смерть духовная


Ваши слова я бы подкрепил превосходной антиутопией (к сожалению, не очень известной, по крайней мере, на сайте) Андрея Лазарчука цикл "Опоздавшие к лету", а конкретно - "Мост Ватерлоо"


«Духовная смерть» — это очень зыбкая территория. Человечество не первую тысячу лет живёт-поживает на Земле, и верования, а также понятие духовности менялись не раз, вплоть до диаметрально противоположного понимания. И я рассматриваю не с физиологической точки зрения, в «1980» главного героя с подругой не хотели уничтожить, их ломали, психологически и духовно, если угодно. Общество Большого Брата было целиком основано на лжи и страхе. Ни о какой духовности нет речи и в «Мы». Единственная книга из знаменитой троицы антиутопий, где людям оставлено право на хоть какую-нибудь духовность — это книга Хаксли. У персонажей его книги есть выбор, есть резервации и острова, человек может сбежать от «бездуховной» цивилизации, если захочет.