Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

9 февраля 2014 г. 16:29

725

4

«Я жадно жду последних новостей...», или БАК с хлоркой

(спойлер как жанр)



На первый взгляд кажется, что в книге одна фантастическая идея: всё население Земли одновременно и внезапно для себя на пару минут заглядывает в будущее, на чём и строится сюжет. Пожалуй, нет. Потому что есть и другие НФ-идеи: например, распространение принципа запрета Паули на структуру времени, где «сейчас» выступает как элементарная частица. Да там вообще много всего интересного и остроумного, захватывающего и подталкивающего к размышлениям. При этом роман динамичен, читается легко, смех и слёзы в нужной пропорции — словом, выход книги в серии «Проект «Бестселлер» более чем оправдан.

Ускоритель элементарных частиц «ускорил» и жизнь людей, их судьбы. Двухминутный флэшфорвард одних заставил жить с удвоенным интересом и утроенной ответственностью, других напугал и загнал в раковину, а то и в небытие, третьих настойчиво направил на поиски разгадки случившегося.
Жонглируя персонажами и историями, автор подхватывает некоторые из них у самой земли, не давая им упасть, откатиться, затеряться в опилках арены повествования.

Не буду цепляться к мелочам (типа того: а почему это у мистера Чэна двадцать лет спустя всё тот же оранжевый кожаный диван?), а вот на какую сторону взгляну: чуть-чуть о названиях.
Двойное нарушение журналистской этики увиделось мне вот в этом фрагменте (интересно, сознательно ли это сделал автор, недолюбливая репортёрскую братию?):

Типичный пример развития событий, названный в газете «Нью-Йорк таймс» «Taking a Dim view of the future», то есть «пессимистичной оценкой будущего», в честь Димитриоса Прокопидеса, который, решив, что никогда не сумеет изменить своё будущее, предпочёл уйти из жизни.

Остроумно:

Люди помоложе, из тех, у кого не было видений, окрещённые в «Ньюсуик» «Неблагодарными мертвецами»…

Очень находчиво решён эпизод с космическим зондом «Кассандра»: и механизмом его, и названием. А история (эх, не наспойлерить бы всё-таки!) с неправильно понятым местом убийства одного из персонажей напомнило момент из «Девушки у обрыва» Шефнера («Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос…», кто знаком с «…записками Ковригина», тот поймёт, при чём тут Гомер).

Дальше...

Интересно было читать про международные споры о повторении эксперимента (глава 24) — даже увлекательнее, чем о личных злоключениях и переживаниях главных героев, вот ведь как. Вообще отмечу, что по мере чтения интерес возрастает, а не падает, плюс автору в карму (у многих авторов нынешних так называемых бестселлеров из этого ничего не получается, замах на рубль, а потом они скатываются на копейки жалких доборматываний, да ещё развозят их на двести-триста страниц, фу такими быть). В последней трети романа я иногда не могла удержаться от того, чтобы заглянуть на пару страничек вперёд >_< издавать эмоциональные восклицания и пересказывать ни в чём не повинному супругу отдельные эпизоды.
Предфинальная драматическая погоня с кровью и циферками табло обратного отсчёта вдруг сменяется космического размаха ораторией финала, который напомнил один из ключевых эпизодов «Цифрового» Дяченок. Ставшая бесконечной цепь флэшфорвардов сродни плоскому камешку, «пекущему блинчики» по поверхности воды/времени в одно касание и — дальше, дальше….

Одно из главных достоинств романа вижу в том, что Роберту Сойеру удалось вложить в своё творение не только экшн, не только научную фантастику, но и философию:

Вряд ли можно верить в судьбу и одновременно в свободу воли.

Другое — то, что роман, созданный в 1999 году и описывающий события в основном 2009 года (который для нас уже прошлое) и частично 2030 года (до которого дай бог дожить), пронизан предсказаниями, а лучше сказать — прогнозами, которые то и дело оказываются очень меткими.
Например,

Лауреатами Нобелевской премии в этом [2009] году стали Перлмутер и Шмидт. Их награждали в основном за работы, сделанные около десяти лет назад.

Реально — они получили Нобелевку по физике в 2011 году!

— Знаешь, я в своем видении, тогда, во время Флэшфорварда, смотрела телевизор… но он был трёхмерный.

Вот, няня Вики нам сообщает:

По состоянию на август 2009 г. только японский телеканал BS11 3D (принадлежит компании Nippon BS), вещает передачи, поддерживающие трёхмерное изображение (работает с 2008 г.). В конце 2009 г. спутник с 3D-вещанием был запущен в США, в 2010 г. — в России и Восточной Европе. 17 мая 2010 года телеканал OCEAN-TV впервые запустил тестовое 3D телевещание/…/ В России конвейерное производство 3D-телевизоров началось в апреле 2010 года

Ну, и мимо бозона Хиггса никак нельзя пройти :) ведь именно из-за него весь сыр-нильс-бор разгорелся. По Сойеру, «частица Бога» была отловлена в 2009 году, реально — в 2012-м.
Кстати, мне очень интересной показалась идея о флэшфорварде как результате эксперимента не нынешнего, а ГРЯДУЩЕГО, а смешным было то, что по первому эксперименту физикам — героям романа — предъявляли претензии из-за того, что он пошёл наперекосяк, а по второму — потому, что он удался. Эх, люди…

Короче,
c06628133441d9a155faf48afb06dc32.png

Резюме: Сойер, ты чёртов манипулятор. У тебя не было прадедушки по имени Том, который заставил всех белить забор, да ещё и с восторгом белить?

UPD 17.02.2014.
А между тем Роберт Дж. Сойер только что получил премию «Скайларк» за вклад в развитие фантастики ^__^

С удовольствием прочитано в февральском этапе «Долгой прогулки».
Рецензия посвящается osservato , satanakoga , violet_retro . Вперёд, к оборщению!
strannik102 , если выберешь времечко, прочитай тоже. Думаю, тебе понравится.

P.S. Напоминания самой себе:
1) Посмотреть «Касабланку»
2) Прочитать «Рождественскую песнь»
3) Пересмотреть «Эта замечательная жизнь»

Ветка комментариев


И это тоже, несомненно.