Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

11 марта 2023 г. 13:04

180

5 Попытка познать непостижимое

Эта книга стала для меня настоящим открытием. Это лучшее из всего, что я прочитала за последнее время. Попадись мне эта вещь лет двадцать, а то и десять назад, моя реакция наверняка не была бы столь сильной. Про более ранние годы и говорить нечего — этот роман адресован взрослому читателю. Хотя по большому счёту он, скорее всего, не адресован вообще никому — это разговор автора с самим собой, потребность выплеснуть на бумагу собственные мысли и чувства в попытке познать непостижимое.

У романа сложная композиция, которой я так и не смогла найти определение. Ретроспективная, полифоническая, параллельная? Одно могу сказать наверняка: это нелинейное повествование. Сюжет играет второстепенную роль, он является чем-то вроде цементирующей основы, на которую, как на стержень детской пирамидки, в произвольном (на первый взгляд) порядке нанизываются события, воспоминания, философские размышления, лирические отступления, экскурсы в историю, образные сравнения, отсылки к национальным и религиозным мифам, и многое другое. Герои книги постоянно перемещаются из прошлого в настоящее и наоборот. Коме того, рассказ не всегда ведётся от третьего лица: микрофон, если можно так выразиться, то и дело переходит от одного героя к другому: вдруг раз — и повествование продолжается уже в режиме монолога от лица другого персонажа. В одной из статей про Акселя Сандемусе я прочитала, что всё вышеперечисленное делает его прозу сложной для чтения и восприятия. Но я бы даже не заострила на этом внимания, если бы мне не сказали об этом, вернее, такой стиль письма не показался мне сложным для восприятия — всё очень органично. Наоборот, мне было интересно наблюдать за происходящим с разных ракурсов — глазами главных героев, чьи судьбы переплелись настолько тесно, насколько это вообще возможно.

И ещё вот какая штука. Начав читать, я вдруг поняла, что ничего не знаю о Норвегии, кроме названия её столицы и места расположения на карте. То же относится к Швеции и Дании. В тексте романа много отсылок к знаменитым скандинавским авторам, к истории этих стран, к их мифам и легендам, к исторической памяти и судьбе этих народов. Поэтому мне приходилось отвлекаться от собственно чтения и искать ответы на интересующие меня вопросы (в конце книги есть примечания, но читатель попался дотошный и хотел бОльшего).

Сюжет пересказывать не имеет смысла, он выполняет роль холста, на котором автор рисует собственную картину мира. Но можно обозначить проблемы, которые, на мой взгляд, волновали автора больше всего. На самом деле их гораздо больше, но всё же...

В первую очередь, это тема фашизма. Как люди допустили такое? И что ещё важнее, почему человеческая память так коротка , и почему мы с лёгкостью забываем о страшных событиях истории?

Однако я боюсь другого, я боюсь, как бы Европа не оказалась чем-то вроде противопожарной просеки в лесу, боюсь, что и в тех странах, где не упадет ни одной бомбы, мы увидим, как с неба валятся мертвые птицы и точно дети падают прямо на дороге, а потом на все опустится великая тишина, потому что наши солдаты будут лежать бездыханными возле своих нетронутых атомных пушек; и люди уже не увидят, как некоторое время наш мир еще сохранится, словно в прежнем виде, но весной больше не будут петь птицы и зеленеть пашни, и никто не будет мучить ближних своих, потому что и их тоже не будет.

Вторая важная тема (или первая?) — это невидимое присутствие оборотня внутри каждого из нас — нежити, которая охотится за нашей душой. Понимайте это  как хотите: двойственность личности, тёмная сторона души и тому подобное.

Оборотень преследует нас с правремен, и он не имеет определенного пола. Он всегда был и остается одиноким, у него нет ни родителей, ни детей. Это не женщина и не мужчина, но и не нечто среднее. Божественное или сатанинское начало не имеет пола. Так же, как ангелы.

Помимо этого Сандемусе много размышляет о религии, о Боге, о власти, об отношениях между людьми, о смерти, об одиночестве и, конечно же, о любви. Прочувствовать и переварить этот роман за один раз вряд ли получится. Это настоящая пища для ума, он даёт столько поводов для размышлений, что перечислить их все не представляется возможным, иначе рецензия грозит превратиться в простыню. И я поймала себя на мысли, что это как раз тот случай, когда мне хочется обсудить с кем-нибудь эту книгу. Удивительно, но факт —  на LiveLib её прочитали всего лишь 30 человек. Впрочем, чему удивляться, я тоже наткнулась на неё совершенно случайно. И теперь мне очень хочется иметь эту книгу в своей домашней библиотеке, потому что я точно знаю, что мне непременно нужно будет к ней вернуться спустя какое-то время. И пусть это будет бумажная книга.

Выражаю огромную, хоть и запоздавшую, благодарность переводчице этого прекрасного романа — Любови Григорьевне Горлиной.