Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2013 г. 21:22

242

5

Одна из лучших книг, скрашивающих моё существование. Гофман лучится теплом и спокойствием, романтикой старых манускриптов и убаюкивающим голосом автора, поселившимся в длинных, прихотливо украшенных фразах. Все три произведения, включенные в этот сборник, оставляют после себя чудесное ощущение счастья и умиротворения, читать их - одно удовольствие.

"Житейские воззрения кота Мурра" - моя любимая гофмановская вещь. Это, конечно, пародия - на выспренний тон, который так характерен для мемуаров, на их самодовольство и чванливость. Но, поскольку это мемуары кота, раздражения все эти черты, сильно утрированные Гофманом, не вызывают; наоборот, они чрезвычайно забавны и местами откровенно юмористичны. Мурр рассказывает о самых занятных вещах - о своей дружбе с пуделем, о флирте с кошечками, даже о кошачьем "студенчестве"; и разумеется, о своём собственном творчестве, предназначенном восхищённым потомкам. Всё это смешно и остроумно, так что оторваться от книги не представляется возможным. Кстати, я читала, что Мурр - вполне реальный персонаж, кот самого Гофмана, которым тот очень гордился. Когда Мурр погиб, писатель разослал своим друзьям скорбную телеграмму, в которой называл кота своим "воспитанником".

При всё том это вовсе не обычная книга о котике, призванная умилять читателя. Нестандартность произведения заключается в том, что оно представляет из себя смесь мемуаров Мурра и некоего очень печального повествования, сохранившегося только частично - якобы кот писал на чужой рукописи, поэтому они перемешались. то романтичное и мистическое повествование о давнем периоде жизни хозяина Мурра и его знакомстве с уникальной личностью, таинственным Иоганнесом Крейслером. История эта полна грустных влюблённых, вечных разлук, магических превращений и загадочных недомолвок. Особенно учитывая, что она приводится в отрывках...

Несовпадение мемуаров кота и истории Крейслера по настроению и содержанию так велико, что, читая одно, сразу забываешь о другом. Переключаясь на похождения Мурра, теряешь из виду мистические события, о которых только что читал, и наоборот. Впечатление это создаёт самое удивительное, так что непременно советую ознакомиться! Этот роман - просто кладезь удовольствия, благодаря не только удивительной композиции, но и занимательному сюжету, замечательному языку и тону повествования (иногда кажется, что беседуешь с добродушным старым дядюшкой!), хитрой игре настроений.

"Золотой горшок" и "Крошка Цахес" - типичные литературные сказки, глубоко романтичные и очень-очень немецкие (кто видел сборники сказок немецких писателей, тот непременно поймёт). Они наполнены волшебством, тайнами и опасностями - но все эти опасности не так уж страшны, скорее забавны, и разрешаются всегда наилучшим образом. Мечтательным юношам достаётся всё, о чём они мечтают, реальность вовсе не спешит их разочаровывать и лишать иллюзий. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что их поэтические мечты очень уж напоминают скучный мещанский быт, во всяком случае, ничем от него не отличаются. Эта тонкая чёрточка добавляет к очарованному миру сказок тревожную ноту, делающую его ещё краше. Хватает и мрачноватых, пугающих моментов, не дающих читателю заскучать - всё, как положено в сказке. А уж фантазия Гофмана и вовсе вне конкуренции! - чего стоит одна только ведьма, у которой в качестве "деток" и служителей выступают... яблоки.

Сдаётся мне, что советовать эту книгу можно всем и каждому - настолько она хороша.

Ветка комментариев


Кстати, вот у меня как раз первый том из собрания сочинений Гофмана очень ярко показывает влияние Гофмана на музыку, театр и живопись. По этому тому сразу становится понятно, что Гофман - человек искусства. Если хотите почитать в этом плане о нем, то рекомендую как раз его цикл "Фантазии в манере Калло". Там его мысли о театре, о музыке, о рисовании (как раз Жак Калло - французский художник). При этом всё очень художественно, иронично и красиво написано, многое даже вполне себе сказочно (как например, собака композитора, говорящая один день в году человеческим голосом и рассказывающая историю о музыке, ведьмах и своей жизни) )

Чего только стоят образные описания Гофманом его эмоций, ощущений и возникающих образов при слушании им музыки известных композиторов, особенно, конечно же, Моцарта, в честь которого Гофман даже имя немного изменил )

Вот такое содержание тома:
картинка melancholia


Я, в общем-то, имела в виду противоположное явление - не то, что Гофман писал об искусстве, а то, что было создано в искусстве под влиянием произведений Гофмана.