Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2013 г. 21:22

242

5

Одна из лучших книг, скрашивающих моё существование. Гофман лучится теплом и спокойствием, романтикой старых манускриптов и убаюкивающим голосом автора, поселившимся в длинных, прихотливо украшенных фразах. Все три произведения, включенные в этот сборник, оставляют после себя чудесное ощущение счастья и умиротворения, читать их - одно удовольствие.

"Житейские воззрения кота Мурра" - моя любимая гофмановская вещь. Это, конечно, пародия - на выспренний тон, который так характерен для мемуаров, на их самодовольство и чванливость. Но, поскольку это мемуары кота, раздражения все эти черты, сильно утрированные Гофманом, не вызывают; наоборот, они чрезвычайно забавны и местами откровенно юмористичны. Мурр рассказывает о самых занятных вещах - о своей дружбе с пуделем, о флирте с кошечками, даже о кошачьем "студенчестве"; и разумеется, о своём собственном творчестве, предназначенном восхищённым потомкам. Всё это смешно и остроумно, так что оторваться от книги не представляется возможным. Кстати, я читала, что Мурр - вполне реальный персонаж, кот самого Гофмана, которым тот очень гордился. Когда Мурр погиб, писатель разослал своим друзьям скорбную телеграмму, в которой называл кота своим "воспитанником".

При всё том это вовсе не обычная книга о котике, призванная умилять читателя. Нестандартность произведения заключается в том, что оно представляет из себя смесь мемуаров Мурра и некоего очень печального повествования, сохранившегося только частично - якобы кот писал на чужой рукописи, поэтому они перемешались. то романтичное и мистическое повествование о давнем периоде жизни хозяина Мурра и его знакомстве с уникальной личностью, таинственным Иоганнесом Крейслером. История эта полна грустных влюблённых, вечных разлук, магических превращений и загадочных недомолвок. Особенно учитывая, что она приводится в отрывках...

Несовпадение мемуаров кота и истории Крейслера по настроению и содержанию так велико, что, читая одно, сразу забываешь о другом. Переключаясь на похождения Мурра, теряешь из виду мистические события, о которых только что читал, и наоборот. Впечатление это создаёт самое удивительное, так что непременно советую ознакомиться! Этот роман - просто кладезь удовольствия, благодаря не только удивительной композиции, но и занимательному сюжету, замечательному языку и тону повествования (иногда кажется, что беседуешь с добродушным старым дядюшкой!), хитрой игре настроений.

"Золотой горшок" и "Крошка Цахес" - типичные литературные сказки, глубоко романтичные и очень-очень немецкие (кто видел сборники сказок немецких писателей, тот непременно поймёт). Они наполнены волшебством, тайнами и опасностями - но все эти опасности не так уж страшны, скорее забавны, и разрешаются всегда наилучшим образом. Мечтательным юношам достаётся всё, о чём они мечтают, реальность вовсе не спешит их разочаровывать и лишать иллюзий. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что их поэтические мечты очень уж напоминают скучный мещанский быт, во всяком случае, ничем от него не отличаются. Эта тонкая чёрточка добавляет к очарованному миру сказок тревожную ноту, делающую его ещё краше. Хватает и мрачноватых, пугающих моментов, не дающих читателю заскучать - всё, как положено в сказке. А уж фантазия Гофмана и вовсе вне конкуренции! - чего стоит одна только ведьма, у которой в качестве "деток" и служителей выступают... яблоки.

Сдаётся мне, что советовать эту книгу можно всем и каждому - настолько она хороша.

Комментарии


Люблю Гофмана! У меня есть собрание сочинений, которое является гордостью и украшением моей библиотеки.Как же долго я его собирал, но собрал же!Я часто думаю, может из-за любви к Гофану мне нравится Гоголь? Этой ночью перечитал Вия и лишний раз убедился что это очень страшная вещь.Мне так казалось в детстве, сейчас я уже далеко не ребенок, но каждый раз как я беру в руки Вия и читаю, мурашки по спине и все такое...:)))Что касается Гофмана, то его фантазии можно позавидовать, представляю какой шок испытывали при чтении его произведений современники.Досаден тот факт, что практически не существует достойных постановок его произведений, разве что Михаил Шемякин смог понять и донести до нас фантастический мир Э.Т.А. Гофмана, за что ему поклон.Ну и как не вспомнить П.И.Чайковского, обессмертившего имя Гофмана в своем балете - "Щелкунчик". А еще надо сказать спасибо Жаку Оффенбаху за прекраснейшую оперу - "Сказки Гофамана", это конечно шедевр! Короче, кое - как что-то набралось и за это спасибо. :)


Я смотрю, вы разбираетесь в этом вопросе. У меня-то всегда было плохо со знанием влияния творчества любимых писателей на другие виды искусства - музыку, театр, живопись... Надо восполнять пробелы, ох, надо)


Рекомендую послушать оперу "Сказки Гофмана", желательно вот в таком виде - Jacques Offenbach - Les Contes d’Hoffmann,2009

Постановка - Bartlett Sher

Hoffmann - Joseph Calleja
Olympia - Kathleen Kim
Antonia / Stella - Anna Netrebko
Giulietta - Ekaterina Gubanova
Nicklausse / Muse - Kate Lindsey

Вы с легкостью ее найдете на "малоизвестном" трекере, который постоянно пытаются закрыть доблестные герои-чиновники.

Остальное тоже есть на этом же трекере.

А потом, если найдете время, поделитесь впечатлениями.Мне интересно послушать ваше мнение.:)


О, спасибо за такую подробную рекомендацию! Обязательно воспользуюсь и напишу о впечатлениях!


Кстати, вот у меня как раз первый том из собрания сочинений Гофмана очень ярко показывает влияние Гофмана на музыку, театр и живопись. По этому тому сразу становится понятно, что Гофман - человек искусства. Если хотите почитать в этом плане о нем, то рекомендую как раз его цикл "Фантазии в манере Калло". Там его мысли о театре, о музыке, о рисовании (как раз Жак Калло - французский художник). При этом всё очень художественно, иронично и красиво написано, многое даже вполне себе сказочно (как например, собака композитора, говорящая один день в году человеческим голосом и рассказывающая историю о музыке, ведьмах и своей жизни) )

Чего только стоят образные описания Гофманом его эмоций, ощущений и возникающих образов при слушании им музыки известных композиторов, особенно, конечно же, Моцарта, в честь которого Гофман даже имя немного изменил )

Вот такое содержание тома:
картинка melancholia


Я, в общем-то, имела в виду противоположное явление - не то, что Гофман писал об искусстве, а то, что было создано в искусстве под влиянием произведений Гофмана.


О, да, Гофман прекрасен именно так, как вы пишете ) Я вообще ему поражаюсь.
Какое счастье, что у меня пока что прочитан только один том его произведений из восьми )

Помню, что так же восторгал он меня и в детстве, правда читала его мало и уже всё забылось, буду теперь перечитывать.


Ура единомышленникам! :)
Вам ещё много-много чудесных страничек предстоит ^^


В ночной горшок крошку Цахеса! А то ишь...