Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 мая 2013 г. 13:35

254

4

В Англии столетиями ожидали появления великого композитора, тогда как Германия испытывала дефицит художников с тех самых пор, как скончался гениальный Дюрер. Долговременный экономический спад, войны и эпидемии не способствовали тяге к прекрасному, и немецкая живопись оставалась малозначительной. Но вот, на рубеже XVIII и XIX веков, гуманистическая философия и французские революционные идеи всколыхнули молодые умы – началась яркая эпоха романтизма. Каспар Давид Фридрих практически в одиночку возглавил новое течение.

Понятно, что искусство каждого художника уникально, и причисление того или иного из них к школам и направлениям – лишь удобное допущение. Однако случай Фридриха особенный. Отказавшись дрейфовать в фарватере господствовавшей академической моды, он пришёл к новому, страстному и порывистому, стилю письма. Взявшись за неоднозначные сюжеты и наделяя спокойные пейзажи аллегориями и подтекстами, Фридрих вернул живописи утерянную в “галантном” веке глубину. Удивительно, насколько этот художник превосходит своих соотечественников, как современников, так и ближайших потомков. Достаточно сказать, что вновь подобных высот немецкая живопись достигнет только через сто лет. Безусловно, Каспар Давид Фридрих был смелым новатором, а то, что позднее назовут романтизмом, стало первым авангардным течением в искусстве.

Замечательно несоответствие между мощной энергией картины “Странник над морем тумана” и тихой, бессобытийной жизнью её автора. В очерке Норберта Вольфа Фридрих и вовсе предстаёт человеком “без биографии”. Родился в тихой Померании, учился живописи в Копенгагене, почти всю жизнь прожил в Дрездене. Дружил с рано умершими Рунге, Новалисом, фон Клейстом (романтики вообще жили мало, да и их самих были на всю Германию единицы). Хорошо характеризует Фридриха и дружба с Василием Жуковским, одним из самых человечных и добрых деятелей отечественной литературы. Сентиментальный Жуковский горячо рекомендовал будущему Николаю I морские пейзажи Фридриха; теперь они украшают Эрмитаж. Лично знавший многих великих современников, Фридрих ни в коем случае не был богемным художником и не заработал дурной репутации. Поздно женившийся (в 43 года), он увековечил свои нежные чувства к супруге в плавном овале в форме сердца, образованном берегом, ветками деревьев и фигурами счастливых молодожёнов, на картине “Меловые скалы острова Рюген”.

Фридрих мало получил от своей популярности. Его творчество оценили гораздо позже. Полотно “Монах у моря” нарушало все законы академической композиции и пришлось по вкусу Уистлеру, Курбе и экспрессионистам, вроде Мунка. Меланхоличные “пейзажи настроения” вдохновили Шишкина и Левитана. Консервативные круги увидели в обелисках и дольменах под снегом с картин мастера аллегорию спящей Германии и навесили на него ярлык пламенного патриота. На самом деле, и у Вольфа это оговорено особо, подтекст многих работ Фридриха неочевиден, и толковать их можно по собственному разумению. Однако и “художником спокойствия”, согласно подзаголовку книги, Фридриха вряд ли назовёшь, уж слишком бурной была его эпоха. Настоящим его открытием, оказавшим влияние на всё искусство живописи, стало отражение Фридрихом своих личных переживаний в картинах. Он стал одним из тех немногих, наряду с Гойей и Тёрнером, кому мы обязаны появлением индивидуального “взгляда художника”. С тех пор мы видим и чувствуем ту Германию его глазами.

Комментарии


У Фридриха очень уж назойливы человеческие фигуры, как будто он насильно их втискивал в пейзаж с непонятными целями. Как раз листаю иногда альбом Тёрнера, где люди если есть, то гораздо более гармоничны.

К слову, обложка альбома Yes "Drama" 1980 г. очень напоминает "Меловые скалы":

yes-drama_exp_cd.jpg


У Фридриха человек обычно либо наблюдатель, сопереживатель художника, либо сам автор, либо идейный объект (например, мужчины в традиционных немецких костюмах трактуются искусствоведами как символы Германии и т.п.). Насчёт втискивания не соглашусь, скорее они просто не на первом плане, их роль менее важна, чем роль пейзажа.
Обложка ещё напомнила "Гибель "Надежды" во льдах". Как по-вашему?


Точно, "Надежда", практически зеркально


Очень интересно, спасибо.


Живопись - штука дельная.


В Англии много композиторов. Перселл, например, Бриттен тоже очень хороший.
В Германии много художников таких как Гольбейн


Речь шла о том, что между Пёрселлом и Бриттеном уместилось двести лет, за которые англичане не произвели на свет композиторов, равных немецким, русским, или хотя бы чешским, польским. Правда, там жил Гендель, но он не в счёт - саксонский эмигрант.
Так и насчёт художников - Гольбейн жил в Англии. А великих немецких художников после Дюрера и до Фридриха не было. Такие дела.


Возможно, я не прав, но это не рецензия на книгу - это краткая биография художника. а хотелось бы именно впечатления от книги.


Если книга - биография, то без представления героя не обойтись. Надо рассказать о человеке и времени, в котором он действовал.
Собственно о книге - последние два абзаца, про Жуковского и влияние на искусство, например. Это у автора в основном почерпнуто.
Дело ещё и в том, что сам текст занимает от силы 50 страниц стостраничной книги, в основном содержащей картины (это альбом). А 90 процентов текста - анализ работ Фридриха, который приводить было бы излишне, т.к. это самое интересное в книге.
Для меня главным было сказать, о ком вообще идёт речь, и что в целом значит творчество художника.


Один из любимых художников. Спасибо!


И мой. Хороший был парень)