Больше рецензий

Turkish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2013 г. 10:35

124

4

Монолог писателя

К чему стремиться, если у тебя все есть: ты немолод, но успешен, обладаешь заслуженной славой, высказал уже все что хотел, направил этот мир на путь истинный, посеял вечное и разумное в души читателей. И тут наступает внутренний взрыв, объективная реальность перестает быть объективной, образы действительности расслаиваются и в каждом из образов-слоев проступает нечто такое, что заставляет усомниться в самом себе.
Не легко открывать в себе неизведанное, проще абстрагироваться, уйти в ракушку повседневности, притворяясь, что ничего больше за пределами этой раковины нет. Или нет, есть другой путь – найти обидчика, пятнающего образ прославленного писателя непотребным поведением, наказать его. Можно, конечно, но вдруг обидчика и нет, тогда какой из я-образов настоящий, а какой фальшивка?
И что делать потом, когда правда будет раскрыта…
Так откуда взялось это расслоение объективности, неужели оно кроется в том, что ты делал всю жизнь, в тех словах и мыслях, что ты исповедовал и нес окружающим?

– Герои моих произведений действительно после многих мытарств и душевных терзаний совершают грех, преступление, но если подумать об этом грехе… с их точки зрения, в конце концов… – Подыскивая слова, Сугуро, казалось, исподволь следит за реакцией ведущего. – Этот грех выражает их желание начать жить не так, как они жили прежде.


Или может быть это подавление своей индивидуальности к тому ведет?

– Живя в обществе, мы вынуждены каждый день подавлять в себе всевозможные желания и инстинкты, и есть в душе место, где все это накапливается. Так называемая область бессознательного, – он показал пальцем себе на грудь. – Подавленные желания и инстинкты не исчезают, они продолжают действовать бессознательно, стремясь вновь вырваться наружу. И когда им это удается, в искаженной форме, мы нередко совершаем поступки, которые я и называю грехом.


Но есть же все-таки спасение, ведь понимание первопричины позволяет найти способ ее устранения?

– Значит, вы, господин Сугуро, утверждаете, что именно в бессознательном зарождается грех и в то же время – спасение?
Пока звук был отключен, разговор сильно продвинулся.
– Да, так мне кажется. Речь не столько о спасении, сколько о том, что греховный поступок человека выражает его тягу к воскрешению.


Так кто же я на самом деле? Вопросы, одни вопросы.

…человеку присуще наслаждаться своим падением. Душа человеческая – это бездна.

Навеяно дискуссией с Юлией Medulla , хотя я и не в полном восторге от книги :)

Комментарии


И главный из них: что дальше? Даже не в плане сюжета, а вот как с этой новой правдой жить?


Ждать расплаты, она будет неминуемо


Ого, неожиданный вывод. За что расплаты?


Когда поглубже покопаешься в безднах души - расплачиваться всегда есть за что (тем более в случае Сугуро). Другое дело, что с собственной совестью если еще можно договориться, то с общественным мнением это сделать труднее.
Почему так и популярна виртуальная реальность, соцсети и форумы: можно одеть любую маску и никто не сможет узнать какая из масок является настоящей личиной, равно как и легко ее при желании сменить. В реальной жизни это намного труднее, в некоторых случаях и просто нереально :)


Отчего же? С общественным мнением всё как раз проще (собственно, в романе это показано): откупиться, заткнуть кому надо рот - и всё.
Что касается совести, это вопрос установок: насколько ты готов принять себя таким, каков ты есть, или следуешь общественным установкам "что такое хорошо и что такое плохо".


откупиться, заткнуть кому надо рот - и всё.


У меня осталось несколько другое мнение :)
Во-первых это азиаты, причем японцы, с очень обостренным чувством чести, во-вторых, его просто выручили (причем оговорили, что только раз) для нужд издательства.
А вот совестью Сугуро как раз договорился, почему его и не удивил ночной звонок (в конце книги) - Сугуро его ждал.

Что касается совести, это вопрос установок: насколько ты готов принять себя таким, каков ты есть


Насчет установок, это конечно да, но люди лицемерны в своей основе, Сугуро не исключение. Может быть его лицемерие его победило?


Мне сложно судить: я почти не общалась с японцами лично, но если верить кино и литературе, представления о чести в Японии сильно изменились за последнее время:)
Мне, скорее, кажется, что договариваться с совестью Сигуро не нужно: он всю жизнь пытался понять самого себя, теперь ему предоставилась возможность узнать себя ещё лучше, с одной стороны, это драма - уж больно не похоже на привычные представления, с другой - счастливая возможность, не этого ли он хотел - знать правду о себе и о человеке вообще?
Насчёт людей не стала бы обобщать. Люди в своей основе разные:)


представления о чести в Японии сильно изменились за последнее время


Насчет последнего времени не знаю, но эта книга написано еще в 80-х годах, тем более что сам Сугуро вообще еще довоенный ребенок, а тогда мне кажется с честью все-таки дела получше были :)

с другой - счастливая возможность, не этого ли он хотел - знать правду о себе и о человеке вообще?


Интересная мысль. :) Может быть, но опять же, Сугуро давно уже не то что не юноша, но и даже не мужчина в расцвете сил. Ломка сознания в таком возрасте - это очень непросто :)
Тоже не любитель обобщений, но ни разу не видел кристально честных людей. А если есть ложь и лицемерие по мелочам, то... *х-мм*


Ну, вот даже баттл не устроишь :))
Согласна практически со всем, только я еще вот о чем подумала, ведь Сугуро исповедовал христианство, не буддизм и не синтоизм, а религию совершенно иной культуры, может быть поэтому Сугуро было вполне проще ''договориться'' с общественным мнением. Как противопоставление двух культур и отсюда разный подход к чести?


Х-мм, а ведь мы с Вами вопросов религии в прошлый раз таки вообще не касались :)
И здесь, мне думается, есть как раз осложнение для Сугуро, ведь христианство и общественное мнение много веков рука об руку ходили (хотя, конечно, и не так, как сейчас ислам в арабских и не только странах).

Как противопоставление двух культур и отсюда разный подход к чести?


Причем как раз внутреннее противопоставление... Насколько я понимаю, японцев волнует именно не внешнее суждение, а как раз внутреннее. Это пожалуй намного глубже (в генах) чем простое принятие религии. Или нет?


Да, именно внутреннее противопоставление. Причем, всю жизнь для Сугуро было важно пристойно выглядеть в глазах общества, своих читателей, и он выглядел. Но для японцев, очень важно именно внутренняя гармония с самим собой и как результат - гармония с внешним миром. Когда на Сугуро посыпались пауки из банки, то есть эти грешки и грехи, вот тут и сломалось мировосприятие. Вот тут и отразился в зеркале второй Сугуро.


А у меня осталось ощущение, что он словил от этого удовольствие :))


Юля, как Вы думаете, выставить на общий баттл эту книгу? Она весьма не однозначна :)


Однозначно выставить :)) Только не знаю под какую тему его загнать...