Больше рецензий

gjanna

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 февраля 2013 г. 21:09

1K

4

Прежде чем говорить о содержании и моем мнении о прочитанной книге, я хотела бы остановиться на некоторых нюансах, которые, на мой взгляд, стоит учесть перед чтением.
Во-первых: Набоков – лицо не нейтральное. Он творец и, как вы понимаете, он ДОЛЖЕН быть субъективен. Сложно представить себе писателя, совершенно спокойно относящегося к творчеству своих собратьев.
Во-вторых: Набоков – представитель русской интеллигенции, которая была вынуждена покинуть свою Родину после кровавого месива революции. И, естественно, этот факт не мог не отразиться на его отношении к писателям советского периода.
В-третьих: книга представляет собой лекции, т.е. когда-то они читались как учебный материал студентам колледжа Уэлсли и Корнеллского университета. Должны ли лекции быть беспристрастными? Да. Беспристрастны ли лекции Набокова? Нет. Мог ли он читать по-другому? Нет (см. предыдущие два пункта). Итак, вводное слово бсказано, теперь остановлюсь на каждом из писателей, творчества которых коснулся Набоков.
1. Гоголь. И сразу хочу признаться, что я открыла для себя «Мертвые души» заново! Если мысль, что Чичиков «низко оплачиваемый агент дьявола» приходила мне во время чтения ни раз, то шкатулка Чичикова прошла мимо меня, и я так и не поняла, зачем Гоголь так подробно ее описывает. Наверняка все или почти все читали эту поэму. Признайтесь, приходило ли вам в голову такая трактовка шкатулки Чичикова:

...В самой средине мыльница<Чичиков — мыльный пузырь, пущенный чертом>, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв<пухлые щеки Чичикова, этого мнимого херувима, всегда были гладкими, как атлас>; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее<писчие принадлежности для собирания мертвых душ>; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память<светские похождения Чичикова>. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист<а бумага — главное средство общения у черта>, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки<сердце Чичикова>. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином<систола-диастола>, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег<автор и сам этого не знает>


Согласитесь, это действительно гениально! Набоков открывает такие подтексты Гоголя, о которых я не догадывалась и это, безусловно, было для меня очень интересно и познавательно. Известная фраза "Вся русская литература вышла из "Шинели" Гоголя" обрела для меня смысл после чтения набоковских лекций. Кроме прекрасного анализа "Мертвых душ" и "Шинели", Набоков останавливается и на личности писателя. Показывает его метания, в какой-то степени его деспотизм и его трагедию. Рекомендую читать всем
2. Тургенев. Хочу заметить в скобках, Тургенева я не люблю. Его произведения кажутся мне притянутыми за уши, надуманными и описывающими блуждающий взгляд человека, который думает о чем-то и попутно ведет беседу. Конечно, это только мое мнение, ну а кто ж мне может запретить его иметь? Набоков говорит, что Тургенев - не гений и, тем не менее, довольно долго восхищается его пейзажами, описаниями отблесков заходящего солнца в волосах очередной тургеневской героини... Да, конечно это красиво, но... Но, опять же на мой взгляд, у Ивана Сергеевича пейзаж отдельно, сюжет отдельно и связь между ними может быть обусловлена только грозой или дождем... У Майринка или Достоевского город становится полноправным героем повествования. Представьте "Ангела западного окна" без Праги или "Преступление и наказание" без Петербурга. А вот "Отцов и детей" как и любое другое произведение Тургенева, можно перенести куда угодно, в любой город, любой сезон и т.д... Но Набоков в восхищении и у него прекрасно получается привлечь внимание слушателя (не забываем, что это лекции) на капли росы, порывы ветра. Все-таки считаю, что каково бы ни было Ваше отношение к Тургеневу, прочитать стоит обязательно. Зачем? Это прекрасный урок чтения, внимания к деталям и, если можно так выразиться, созерцания текста.
3. Достоевский. Вот тут мне нужно было собрать всю волю в кулак, чтобы не вышвырнуть книгу в окно...
Когда-то давно прочитала, как один мужчина, смотря на "Мону Лизу", которую привезли в Москву, сказал: "Не понимаю, и почему ей все так восхищаются!". Мимо проходила Раневская и заметила: "Эта дама уже давно сама может выбирать кому нравиться, а кому - нет".
Именно этот случай я повторяла про себя практически все время, пока читала рассуждения Набокова об обожаемом мной Достоевском. Он его не просто не любит. Он его НЕНАВИДИТ. Все его рассуждения - поток желчи. Для меня загадка: как можно было увидеть глубину Гоголя и пытаться смешать Достоевского с грязью именно за отсутствие глубины. Немыслимо, но это так! Но, вспоминаем о том, что Набоков не может быть нейтральным, как говорилось выше, читаем/пролистываем, как кому больше нравится то, что он написал о Достоевском и переходим к следующему писателю... Не расстраивайтесь, о Достоевском написано достаточно и без Набокова и нам с Вами лучше обратиться к Бахтину.
4. Толстой. Очень жаль, что нет лекций Набокова о “Войне и мире” (не знаю, нет ли их в этой книге или он совсем решил не замахиваться на такую махину). Но есть “Анна Каренина” и, поверьте, это стоит почитать! Набоков скрупулезно разбирает образы, выстроенные Толстым, сны героев, предметы, которые то тут, то там “случайно” встречаются в романе и, как проводники, направляют читателя по страницам. Я читала “Анну Коренину” очень давно, лет 15 назад, если не больше. После недавнего перепрочтения “Войны и мира” поставила “галочку”, что “Каренину” нужно перечитать обязательно и теперь я лишний раз в этом убедилась. Тогда я возмущалась, почему Левину и Кити автор уделят больше внимания, чем Анне и Вронскому! Не знаю, смогла бы я сейчас увидеть противопоставление этих пар и понять, что это не просто описание разных героев, а противопоставление любви физической и любви истинной. Трудно сказать... Но Набоков так точно расставляет акценты, беря в свои свидетели не только действия, но даже время, по-разному текущее у этих пар, что сомнения, если таковые и были, исчезают. Читать обязательно!
5. Чехов. Странное чувство от лекции. Конечно, Набоков считает Чехова гением. Но если его слова о Толстом или Гоголе захватывают, они проникнуты любовью и уважением, то о Чехове Набоков говорит очень хорошо, но очень... спокойно... “Чайку” он пересказывает лишь изредка вставляя комментарии, которые вполне понятны в среде иностранных студентов, которым эти лекции и читались, и кажутся излишними для русскоговорящего читателя. Может быть, что это мне только показалось и Вы увидите в них нечто большее, что пропустила я. Если так, дайте знать, мне действительно очень интересно.

Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений


Может быть отсутствие словесных изысков не дало Набокову заразить читателя Чеховым, а может быть его гениальность на столько проста, что в агитации и разжёвывании просто не нуждается? Не знаю... Я, честно говоря, ждала раскрытия каких-нибудь лаконичных чеховских образов, как, например, тарелка крыжовника в одноименном рассказе, но нет... жаль...
6. Горький. И тут мы слышим только ПШИК!

Когда пьеса «На дне» была окончена, успех ее превзошел ожидания автора. Каждый персонаж, выведенный в пьесе, — живое лицо и настоящее раздолье для хорошего актера. Постановку осуществил Московский Художественный театр, который разделил ее неимоверный успех: пьеса прославилась на весь мир.


Потом мы читаем о замечательном Московском Художественном театре, о том, что на его сцене всегда будут идти пьесы Чехова и “На дне” Горького... и...

В нем нет ни одного живого слова, ни единой оригинальной фразы, одни готовые штампы, сплошная патока с небольшим количеством копоти, примешанной ровно настолько, чтобы привлечь внимание.


Бац! Что-то с логикой его стало... Странно? Ничуть! Мы же помним, что Набоков - эмигрант, он вынужден был уехать из-за таких революционеров как Горький. Разве он может быть объективен? Думаете да? Сомневаюсь... Даже не знаю рекомендовать ли кому-нибудь читать эту небольшую лекцию. Ну уж если Вы вытерпели и прочитали о Достоевском, то и Горького осилите, я в Вас верю!
Что же сказать в заключении... Думаю, что лучше всего привести прекрасные слова Набокова о читателях, настоящих читателях, надеюсь, что когда-нибудь я приближусь к этому кругу.

Настоящий читатель не интересуется большими идеями: его интересуют частности. Ему нравится книга не потому, что она помогает ему обрести «связь с обществом» (если прибегнуть к чудовищному штампу критиков прогрессивной школы), а потому, что он впитывает и воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем, магом, кудесником, художником. Воистину лучший герой, которого создает великий художник — это его читатель

Спасибо Флэш-мобу: "Урок литературоведения" за возможность прочитать и высказаться!

Комментарии


Какая потрясающая, великолепная рецензия! Я в восторге!


Спасибо! Только вот лаконично высказаться не получилось :)


зачем же лаконично? Тут и надо подробно, это же самое интересное!


Побежала за Бахтиным! Спасибо еще раз!


Любят Толстого - не любят Достоевского. Как это ни банально. Емхо - ничего беспристрастного не бывает. Как только у человека появляется мысль, даже еще невысказанная, - она уже субъективна.


Есть те, кому нравится и Толстой, и Достоевский. Я вообще не очень понимаю зачем их надо сравнивать и сталкивать лбами. Они совершенно разные, хоть и об одном, как мне кажется.


Они непересекающиеся, да. Большинство людей, тем не менее, их делит и сталкивает. Набоков - один из них. Мне нравится и Толстой, и Достоевский. Правда Достоевский близок и понятен, а Толстой интересен как представитель иной системы ценностей.


Да, я и написала, что Набоков беспристрастным быть не может, но, честно говоря, мне искренне жаль студентов, которым этот харизматичный лектор читал лекции о Достоевском. Думаю, что очень сложно переломить то впечатление, которое складывается когда слушаешь гения...


Ну, я не считаю Набокова гением)) Вот Вам пример субъективщины у всех. Также, как и Вы - не оценили Тургенева. Его необъятную сенсорику, ощущения присутствия каждого дуновения, до невротичности, первозданность и внутреннюю чистоту


:) Да, я и не спорю. Кстати, вполне может быть, что сидит он у меня в голове как Кармазинов из "Бесов" :) Как его любить? Невозможно...
А с Набоковым у меня отношения сложные. Когда-то начинала читать его "Другие берега". Бросила несмотря на то, что описывает он места, которые я очень хорошо знаю. А относительно недавно попалась в руки "Защита Лужина" и затянула! Что-то еще читать боязно :)


И потом, Набокову сложно простить субъективность именно как ЛЕКТОРУ! А во всех остальных случаях субъективизм, на мой взгляд, признак личности... (скромно так сказала она...) :)


Вы слишком многого хотите от лектора))) Лектор тоже человек. И это хорошо. Но если бы Ваши взгляды полностью совпали с Набоковым, то это бы был только ваш коллективный субъективизм.


В общем - скачал. Интересная тема


Буду ждать Вашего отзыва. Очень интересно, в чем Вы совпадете с автором :)


http://www.livelib.ru/review/237327


Думаю, вопрос о гениальности Набокова пока остаётся открытым.


Мне кажется и Толстой и Достоевский представители одной и той же системы ХРИСТИАНСКИХ ценностей.


Вот мне тоже так кажется. Просто приходят они разными путями.


"Мысль изреченная есть ложь!"

Очень интересная рецензия. :)


Спасибо! Рада, что Вам понравилось! :)


Вам жалко студентов Набокова? А среди них был и гениальный постмодернист нашей С вами современности Томас Пинчон.


Пинчон не был студентом Набокова.
Это из той же серии, что шестеро детей Гиммлера, отравленных цианидом их матерью.


Спасибо что поправили, это был Геббельс.


Пинчон был студентом Корнельского университета, где он прослушал курс лекций по литературе от Набокова (Literature 312). (Сам Набоков его не помнит, но жена Набокова, Вера вспоминает экзаменационные работы Пинчона благодаря его почерку, «полу-рукописному, полу-печатному»). За год до выпуска Пинчона, роман Набокова «Лолита» вышел в Соединенных Штатах.
Википедия


Он их мог посещать, а "быть студентом Набокова" и "иметь возможность посещать лекции набокова" - это всё-таки разные вещи.


жена Набокова, Вера вспоминает экзаменационные работы Пинчона благодаря его почерку, «полу-рукописному, полу-печатному»)

Естественно, что из этого не только не следует, что Пинчон был студентом, но даже и то, что он посещал его лекции!


На мой взгляд, это не принципиально. Давайте поговорим о другой ситуации. Молодой литератор, которому ближе Достоевский, чем, например, Тургенев или Толстой, слушает лекции человека, которых для многих - непререкаемый авторитет. Что чувствует он? Как эта ситуация может сказаться на его будущем? Безусловно, это все сослагательное наклонение не имеющее особого смысла, но...
Вот такие гипотетические ситуации, на мой взгляд, должны останавливать от навязывания своего мнения, на сколько это только возможно, уважаемыми лекторами...


основная часть студентов и не подозревала, что вырвавшийся из нацистской Европы тощий и нищий "профессор" Набоков - известный в узких кругах писатель Сирин , а уж о "непререкаемом авторитете" - нет, там была битва титанов: Бунин, Алданов, Ходосевич, Гиппиусы и проч.... широкое признание ещё было впереди, и знакомство русскоязычного читателя с Набоковым - впереди, необходимо было написать и раскрутить какую-нибудь "Лолиту", чтобы обратить внимание иностранных издателей на всё уже написанное на русском языке


необходимо было написать и раскрутить какую-нибудь "Лолиту", чтобы обратить внимание иностранных издателей на всё уже написанное на русском языке


Т.е. "Лолита" - это своего рода стеб над читателем?


нет;
обращаю внимание, что выражаю своё личное мнение, без ссылок на источники;

самое интересное в "Лолите", что Набоков никогда и нигде не комментировал эту книгу, кроме нескольких засаленных всеми фраз: что-то он должен был, всё-же сказать; ничего не пояснял и не реагировал на всякие гипотезы;

Набоков был талантлив, умён и амбициозен; и он давно готовил и сумел создать актуальное произведение, "вернувшее" ему и его семье потерянные миллионы, достойные условия жизни и признание;


Оказалось, что Набоков гораздо более интересен, если его не читать.
Похоже, что Набоков это всего лишь "Лолита", и не столько сам роман, сколько его скандальная слава. Герой "Дара", непрерывно талдычащий о чистом искусстве, оказался неспособным написать книгу о своём обожаемом отце, но ничтоже сумняшеся перепутал божий "Дар" с яичницей, ОПУСтившись до махрово-тенденциозного ОПУСа про несчастного и уже никому не нужного Чернышевского. (Совершенно параноидальная идея о непоправимом вреде, нанесённом Чернышевским русской литературе.) Похоже, что, как сам Набоков, так и нелюбимый им Пастернак, так не смогли изобрести о чём же им писать. Ведь по большому счёту "Доктор Живаго" это голая тенденция и роман опять-таки знаменит прежде всего раздутым вокруг него скандалом. В том же "Даре" (1937г) мелькает сюжет "Лолиты", написанной им 1955г, в отчаянной попытке доказать себе и всему миру своё величие. Возможно, что Набоков просто завидовал способности Достоевского, держать читателя в напряжении. Гениальный оперный певец обладает не только феноменальным голосом (как Набоков), но и драматическим талантом (как Толстой).


Я далеко не фанатка Набокова как писателя, но! Надо признать, что его романы проверены временем. Это значит, что держались они не на сиюминутных проблемах или скандалах, а что-то в них эдакое есть, что держит читателя. Избитая фраза "не мой автор" имеет место быть и не лишена смысла. Я, например, могу сколько угодно читать Некрасова, но нравиться он мне от этого больше не будет. И, скорее всего, это моя проблема. Я чего-то не вижу, не понимаю... Некрасов от этого не становится менее великим :)


Я и не собирался отрицать литератора Набокова. И читать его мне совсем не скучно. Но даже и в прозе он всё таки больше интересен, как поэт. А с сюжетами он, явно испытывал проблемы. О причинах можно догадываться. Тем не менее он остаётся писателем второго ряды. А то, что автор "держит" или "не держит" читателя зависит больше от самого читателя, чем от писателя. ;-)


а я считаю, что "Лолита" - совсем не "Набоков", а точно рассчитанный маркетинговый ход;
и роман Пастернака В.Набоков критиковал потому, что тот умудрился появиться одновременно с "Лолитой";) к счастью для Набокова, всё обошлось;
а Достоевским, думаю, он, всё же , втайне восхищался))


) Думаете зависть?


ну, грубо говоря, - да; но зависть созидательная, стимулирующая;
конечно, ему многое искренне могло не нравится в Ф,М,Д., как любому человеку, к тому же они - разнополюсные и очень сильные типы личности: Достоевский - скорпион, а Набоков - овен, если не ошибаюсь)
Мне видится, что творческая цель у них была одна, а средства - Набоков наследовал у Ф,М,Д, лучшее, отметя обременяющее;
и во всех разговорах о Достоевском В.В.Н. только уводит наше внимание в сторону от их общности)


А, что есть Набоков?


Хороший вопрос)))
Гибрид Лужина-Цинцината-Ганина, приправленный Смуровым.


Понятно.
А Лолиту, значит, оставим на сладкое.


Если Вам жалко студентов Набокова, то почему Вам не жалко себя?


К сожалению, моя работа очень далека от литературы и никакой талант Набоков в моем лице не загубит. Так что себя мне жалеть нет причин... Как это не печально...


Меня конечно же сейчас закидают помидорами, но критика Набокова в адрес Достоевского в свое время стала для меня бальзамом на душу =) Навсегда запомнила его характеристику Достоевского как автора детективного романа, любителя французских детективов, так популярных в то время. Мое восприятие Достоевского во многом созвучно с видением Набокова, поэтому не стоит торопиться обвинять последнего в зависти. Как в литературе нет единого канона, так нет некого единого "правильного" отношения к тому или иному писателю.


То, что восприятие писателей очень индивидуальная вещь - естественно. НО мы говорим о ЛЕКЦИЯХ, а это уже обязывает. Когда-то давно слышала историю о студтах-физиках, которых учил ненавистник Эйнштейна и постоянно им втолковывал, что теория его - полная ерунда. Как Вы думаете, это было очень полезно для будующих физиков? Мне кажется, что нет. Вот и тут аналогично. Любить или не любить - должен решить студент, а не его преподаватель :)


Согласна :) не берусь судить о преподавательских талантах Набокова, боюсь, они были не на высоте :) но мы-то с вами читаем эти лекции не чтобы познакомиться с русской литературой, мы с вами и так все это читали и азы знаем. Нам ведь не нужна очередная лекция про "небо Аустерлица" или "образ маленького человека", правда? Мы читаем Лекции, чтобы познакомиться с новой перспективой, новым углом обзора, увидеть то, что увидел великий писатель в творениях других великих писателей- и вот это бесценно.


Вот именно поэтому и хотелось услышать что-то кроме того, что Достоевский - писатель детективных романов :)


А часто вы такое слышите?) тоже ведь свежо и оригинально, и опять же повторюсь, для меня как раз это оказалось намного полезней, чем кипы изведенной бумаги от маститых исследователей творчества Федора Михайловича :) за что Набокову большое спасибо.


Набоков замалчивал многие сильные стороны Ф.М.Д., которые в отличие от некого читателя не видеть не мог; и об этом кричит его творчество)
он написал не одно "преступление и наказание" , не один "французский детектив" и работал на том же поле человеческих страстей; схожими методами;


работал на том же поле человеческих страстей; схожими методами;


Хм... определнно надо еще почитать Набокова...


Ну ладно, помидоры я предвидела, странно что так много времени прошло до первой реакции. Увы, "человеческие страсти" в интерпретации Федора Михайловича приобретают слишком болезненные формы и уже не вызывают во мне отклика. Например, Настасья Филипповна должна была вызывать сострадание, это очевидно, сам Достоевский ее искренне жалеет, в лице Мышкина успокаивающе гладит по головке. Однако для меня она - совершенно нелогичный, истеричный, инфантильный, раздражающий персонаж, с упоением занимающийся самоистреблением. Могла бы быть счастлива, но не захотела. И так со всеми.
Ваше желание оправдать Набокова в своих глазах похвально, но не слишком ли торопитесь Вы приписывать ему мысли, которых он не высказывал?


Отличная рецензия! Спасибо!
Я иногда думаю, что Набоков считал Достоевского своим соперником :) Они оба играли на одном поле, оба писали о пороках души, но разница у них была лишь в целях и стилистических особенностях. Но все же Достоевский для Набокова был соперником, отсюда и столько желчи :)


Спасибо!
Мало я читала Набокова, а его лекции здорово отбили аппетит от прочтения его романов, честно говоря. Вообще читая его лекции приходишь к выводу, что он эдакий обиженный жизнью эммигрант, озлобленный на всех вокруг недостаточно признанный, по его мнению, гений...


Я бы все-таки советовала почитать книги Набокова русского периода: ''Машенька'', ''Приглашение на казнь'' и особенно ''Другие берега''. Очень советую. Я понимаю Набокова - он русский эмигрант, которого не печатали в России, не особо признавала литературная эмигрантская элита. Для меня лично Набоков не литературовед, он просто очень образованный читатель, поэтому я его лекции о литературе и воспринимаю как беседу с простым читателем, имеющим огромный культурологический багаж :)) И спорю с его выводами до хрипоты.


не особо признавала литературная эмигрантская элита


здесь Вы не правы


Признавала, но не настолько восторженно как того ожидал Набоков. Кроме того, появился Гайто Газданов, которого приняла более восторженно эмигрантская литературная элита, Осоргин даже вел переговоры с Горьким, чтобы Газданова могли печатать в советской России. А Набоков был слишком аристократичен для Советов. Но ему хотелось большего, гораздо большего - не только признания эмигрантов.


"Другие берега" пробовала читать, правда очень-очень давно, чуть ли не в школе. Не пошла у меня эта книга несмотря на все усилия. Места описаны знакомые (у меня дача недалеко от усадьбы Набокова), но так мне не понравилось...
А вот "Защита Лужина", которую я недавно прочитала - впечатлила.
Может быть просто дело в том, что "Другие берега" рано попали в руки...


но так и было объективно;
и он сумел не утонуть;
и , пусть не гением, а значительным писателем , "оправдывающим наше поколение" , его считали многие белоэмигрантские литераторы, даже соперники и недоброжелатели;
лекциями он зарабатывал на хлеб семье; и бросил это моментально, как получил такую возможность

а знаете, что самые лучшие преподаватели - люди, по натуре совершенно не творческие) не замечали?


А вот тут я не соглашусь :)
Я очень часто хожу на лекции в ИЖЛТ и преподаватели от Бога - люди творческие! Жаринов, Дежуров. Их лекции - это моноспектакли-импровизации.


под творчеством я подразумевала не лицедейство, игру, способ подачи материала, а способность самим создавать что-то в данном проф.направлении, двигаться и развиваться, а не долбить годами одно и тоже ; в области фундаментальных знаний это так, а классическую лит-ру - смело можно относить к фунд знаниям


А я именно это и имею в виду.
Этит два преподавателя - пишут книги и не только как литературоведы, но и художественную литературу.


ясно;
кстати, Вы знаете, что Набоков так и не получил высшего образования?)
а был профессором университета
это - исключительно плоды признания его , как литератора


:) Нет, не знала. Я вообще про Набокова знаю маловато, честно говоря.
А не посоветуете, с чего бы начать его читать ("Защита Лужина" понравилась, "Другие берега" когда-то бросила...)