Больше рецензий

Llewpard

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2013 г. 01:48

661

4

Довольно долгое время в историографии существовало такое понятие, как Темные века. Им обозначали период Раннего Средневековья, с VI по X век. Постепенно термин стал использоваться все реже, но и сейчас часто можно услышать фразу: "Средние века — темные века". И, хотя действие романа Карен Мейтленд разворачивается в XIV веке, после его прочтения хочется вздохнуть и сказать: "Да, темные были времена...".

В детстве всем нам Средние века представляются этаким романтичным временем, полным прекрасных дам, благородных рыцарей, турниров, богатых замковых покоев и праздничных церковных служб. Мне, лично, в детстве всегда хотелось перенестись куда-нибудь в Англию или Францию века, этак, XIII-XIV. Хорошо, что такие мечты все-таки не исполняются — ведь чем глубже со временем узнаешь Средневековье, тем больше его боишься. Войны, болезни, голод, разбой, поборы, гонения, предрассудки — когда картина истинного Средневековья тебе наконец открывается, невольно думаешь: как вообще люди могли жить в те времена? Нет, даже не так — как они могли в те времена выживать?

Карен Мейтленд рисует нам именно настоящее Средневековье. И выбирает 1348 год — разгар самой страшной в истории эпидемии чумы. Такого триумфа смерти человечество не знало ни до, ни после того десятилетия. От чумы, распространившейся как пожар по всей Европе, погибло более 60 миллионов человек (для сравнения, за шесть лет Второй мировой войны погибло порядка 70 миллионов человек, а ведь война это не болезнь, на войне люди целенаправленно уничтожают друг друга). Перед лицом страшной, неотвратимой и непобедимой болезни люди ожесточались как никогда — выползало наружу все самое худшее, самое отталкивающее, что только есть в человеке.

Самое ценное в книге Мейтленд — любовно (и, главное, достоверно) воссозданная и написанная атмосфера Позднего Средневековья. Разбитый, грязный большак и ночевки в пастушеских хижинах; грязь и смрад городов и поселков; бродячие менестрели и сказочники, прокаженные и калеки, продавцы липовых "реликвий" и скрывающиеся от гонений евреи. И, конечно же, чума — которая надвигается со всех сторон, от которой не убежать и не скрыться.

От черной смерти все спасаются как могут. Кто-то запирается в домах, надеясь, что болезнь не коснется его семьи, кто-то покидает насиженные места, силясь сбежать от возможной гибели. В одних городах закрывают ворота, а в других проводят "свадьбы калек". Одни доверяются молитвам, святым мощам и индульгенциям, продаваемым церковью, а другие — языческим капищам, знахарям и травникам. Кто-то сходит с ума от постоянных мыслей о смерти, а кто-то старается жить, как ни в чем не бывало, доверяясь случаю. Вместо приветствия люди уже привыкли спрашивать: "Среди вас нет больных?". В дом, из трубы которого не идет дым, боятся заходить без крайней нужды.

Но атмосфера — лишь часть книги, пусть и наиболее ценная. У Мейтленд окружающая героев действительность тесно переплетается с вымыслом — с преданиями, легендами, повериями и предрассудками. Ведь это время, когда неверие в оборотней, русалок и никсов приравнивалось к ереси. Средние века породили очень много сказок — какие-то из них дошли до нас в пересказах братьев Гримм и Шарля Перро, какие-то затерялись в веках. В "Маскараде лжецов" каждый из героев пытается скрыть свое истинное лицо, истинную биографию именно за сказкой — и, как и принято, сказка всегда оказывается куда интереснее, романтичнее и красивее правды.

Сам сюжет книги чем-то очень похож на "Десять негритят" Агаты Кристи. Бегство от чумы сводит вместе девять совсем непохожих людей — камлота, фокусника, знахарку, сказочника, музыканта с подмастерьем, влюбленную пару и маленькую девочку с белыми как снег волосами. Они вместе пускаются в путь, делят тяготы и опасности неблизкой дороги. Но через какое-то время становится ясно, что у каждого из спутников есть свой "скелет в шкафу". А еще через какое-то время они начинают погибать, причем несложно догадаться, что убийца — кто-то из них. Но, так как каждому есть, что скрывать, истина открывается не сразу. Как и у Агаты Кристи, в конечном итоге хоть в чем-то виноватым оказывается каждый — и каждый по-своему. И, хотя за сюжетом следить интересно на протяжении всей книги, подобное клише в нем угадывается уже в самом начале, что делает концовку слегка предсказуемой. Это, пожалуй, единственное, к чему можно придраться. Да и то лишь потому, что я такой вот привередливый. В любом случае, книга безусловно заслуживает положительной оценки. Всем любителям Средневековья — читать обязательно.

Ветка комментариев


Не знаю, насколько в тему я тут сейчас влезаю, но о Средних веках мне еще "Столпы земли" понравились. Это тоже современный автор, но очень атмосферно вышло :)


Почитал сейчас рецензии - судя по всему, довольно фундаментальная книга. Спасибо за рекомендацию, добавлю в очередь к прочтению)