Больше рецензий

Llewpard

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2013 г. 01:48

661

4

Довольно долгое время в историографии существовало такое понятие, как Темные века. Им обозначали период Раннего Средневековья, с VI по X век. Постепенно термин стал использоваться все реже, но и сейчас часто можно услышать фразу: "Средние века — темные века". И, хотя действие романа Карен Мейтленд разворачивается в XIV веке, после его прочтения хочется вздохнуть и сказать: "Да, темные были времена...".

В детстве всем нам Средние века представляются этаким романтичным временем, полным прекрасных дам, благородных рыцарей, турниров, богатых замковых покоев и праздничных церковных служб. Мне, лично, в детстве всегда хотелось перенестись куда-нибудь в Англию или Францию века, этак, XIII-XIV. Хорошо, что такие мечты все-таки не исполняются — ведь чем глубже со временем узнаешь Средневековье, тем больше его боишься. Войны, болезни, голод, разбой, поборы, гонения, предрассудки — когда картина истинного Средневековья тебе наконец открывается, невольно думаешь: как вообще люди могли жить в те времена? Нет, даже не так — как они могли в те времена выживать?

Карен Мейтленд рисует нам именно настоящее Средневековье. И выбирает 1348 год — разгар самой страшной в истории эпидемии чумы. Такого триумфа смерти человечество не знало ни до, ни после того десятилетия. От чумы, распространившейся как пожар по всей Европе, погибло более 60 миллионов человек (для сравнения, за шесть лет Второй мировой войны погибло порядка 70 миллионов человек, а ведь война это не болезнь, на войне люди целенаправленно уничтожают друг друга). Перед лицом страшной, неотвратимой и непобедимой болезни люди ожесточались как никогда — выползало наружу все самое худшее, самое отталкивающее, что только есть в человеке.

Самое ценное в книге Мейтленд — любовно (и, главное, достоверно) воссозданная и написанная атмосфера Позднего Средневековья. Разбитый, грязный большак и ночевки в пастушеских хижинах; грязь и смрад городов и поселков; бродячие менестрели и сказочники, прокаженные и калеки, продавцы липовых "реликвий" и скрывающиеся от гонений евреи. И, конечно же, чума — которая надвигается со всех сторон, от которой не убежать и не скрыться.

От черной смерти все спасаются как могут. Кто-то запирается в домах, надеясь, что болезнь не коснется его семьи, кто-то покидает насиженные места, силясь сбежать от возможной гибели. В одних городах закрывают ворота, а в других проводят "свадьбы калек". Одни доверяются молитвам, святым мощам и индульгенциям, продаваемым церковью, а другие — языческим капищам, знахарям и травникам. Кто-то сходит с ума от постоянных мыслей о смерти, а кто-то старается жить, как ни в чем не бывало, доверяясь случаю. Вместо приветствия люди уже привыкли спрашивать: "Среди вас нет больных?". В дом, из трубы которого не идет дым, боятся заходить без крайней нужды.

Но атмосфера — лишь часть книги, пусть и наиболее ценная. У Мейтленд окружающая героев действительность тесно переплетается с вымыслом — с преданиями, легендами, повериями и предрассудками. Ведь это время, когда неверие в оборотней, русалок и никсов приравнивалось к ереси. Средние века породили очень много сказок — какие-то из них дошли до нас в пересказах братьев Гримм и Шарля Перро, какие-то затерялись в веках. В "Маскараде лжецов" каждый из героев пытается скрыть свое истинное лицо, истинную биографию именно за сказкой — и, как и принято, сказка всегда оказывается куда интереснее, романтичнее и красивее правды.

Сам сюжет книги чем-то очень похож на "Десять негритят" Агаты Кристи. Бегство от чумы сводит вместе девять совсем непохожих людей — камлота, фокусника, знахарку, сказочника, музыканта с подмастерьем, влюбленную пару и маленькую девочку с белыми как снег волосами. Они вместе пускаются в путь, делят тяготы и опасности неблизкой дороги. Но через какое-то время становится ясно, что у каждого из спутников есть свой "скелет в шкафу". А еще через какое-то время они начинают погибать, причем несложно догадаться, что убийца — кто-то из них. Но, так как каждому есть, что скрывать, истина открывается не сразу. Как и у Агаты Кристи, в конечном итоге хоть в чем-то виноватым оказывается каждый — и каждый по-своему. И, хотя за сюжетом следить интересно на протяжении всей книги, подобное клише в нем угадывается уже в самом начале, что делает концовку слегка предсказуемой. Это, пожалуй, единственное, к чему можно придраться. Да и то лишь потому, что я такой вот привередливый. В любом случае, книга безусловно заслуживает положительной оценки. Всем любителям Средневековья — читать обязательно.

Комментарии


Уже в хотелках)


Блин, когда ж сама-то уже прочитаю) спасибо за отличную рецензию!


Спасибо за отзыв) Интересных книг во много раз больше, чем времени для их прочтения, думаю, это общая проблема у всех на сайте)


А что такое "свадьбы калек"?


У самой Мейтленд в примечаниях говорится:

Свадьба калек — удивительный обычай, который практиковали доведенные до отчаяния люди в попытке умилостивить судьбу. Он был широко распространен как в Англии, так и в Европе и сохранился много веков спустя как средство борьбы с грозными эпидемиями. Считалось, что если поженить двух калек на кладбище за счет всей деревни, то это отвратит Господень гнев, и моровое поветрие обойдет селение стороной. Последнее упоминание о свадьбе калек, состоявшейся в польском Кракове, датируется концом девятнадцатого века.


О таком обычае я слышал, но, признаюсь, не думал, что его практиковали еще в далекие Средние века.


Спасибо, очень интересное дополнение. Надо книгу почитать. А что вы еще читали про Средние века ? Декамерон читали? А Парфюмера?


О Средних веках прочитал больше научной и научно-популярной литературы, чем художественной. "Декамерон", к сожалению, пока не читал (хотя надо бы, наверное), "Парфюмер" - да, очень понравилась, грамотно написана, но там представлен более поздний исторический период, уже Ренессанс.

Вальтер Скотт, думаю, тоже недурно умел передать колорит эпохи, но, конечно, в более романтичном ключе. Еще почему-то в свое время мне понравился "Посох пилигрима" Балязина - правда, читал давно, не знаю, понравится ли теперь, если перечитать.

Об эпидемиях чумы в Европе еще в общем-то неплохо писали Даниэль Дефо ("Дневник чумного года") и Алессандро Мандзони ("Обрученные"). Они немного скучноваты, но атмфосферу передают довольно точно.


Отдельное спасибо за ссылки - заношу в свои заметки на прочтение.
Да, забыла - рецензия-то отличная, рада, что прочитала.


И вам спасибо за отзыв) И за "Декамерон" тоже, взял на заметку)


Не знаю, насколько в тему я тут сейчас влезаю, но о Средних веках мне еще "Столпы земли" понравились. Это тоже современный автор, но очень атмосферно вышло :)


Почитал сейчас рецензии - судя по всему, довольно фундаментальная книга. Спасибо за рекомендацию, добавлю в очередь к прочтению)


Хорошая рецензия. И книга хорошая)
Средневековье - мрак, весь его блеск существует только в наших стереотипах.
Некоторые моменты просто бросают в дрожь, привыкнув жить в комфорте и безопасности, совершенно не понимаешь, как люди жили тогда, как та норма жизни, что существовала, не вызывала особых нареканий.


Да уж. Ну, у каждого времени и понятие "нормы" свое. Может, и наши нынешние нормы когда-нибудь будут вызывать недоумение)


Более чем уверен в этом)
Но ведь оценивать мы можем только субъективно, лишь исходя из положения, современного нам.


Какой прекрасный отзыв!
Хотя Средние века - не мой любимый период, и упомянутый выше Декамерон я недавно буквально вымучила, но написали Вы очень увлекательно.


Спасибо за оценку, стараюсь) А что, "Декамерон" совсем тяжело читается? Я все-таки наверное возьмусь за него, судя по всему, для своего времени книга более чем значимая.


У меня шёл тяжеловато. Язык специфический, да и объёмный он, однако. Но у меня и в мыслях нет Вас отговаривать. Знаю людей, которые прочли его легко.


У меня старые тексты тоже обычно идут тяжело, того же "Симплициссимуса" Гриммельсгаузена я в свое время еле осилил, тут главное попасть в ритм и запастись терпением. Ну, значит вскоре поделюсь своими впечатлениями)


очень люблю эту книгу.

зы. отличная рецензия:)


Спасибо за отзыв. Думаю, и у меня она останется в разряде любимых)