Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 января 2013 г. 23:51

1K

4

Деспотичные семьи рождают либо гениев, либо приспособленцев.
В истории, естественно, остаются первые. Те, кому не оставалось другого выхода, как только силой воображения компенсировать унылую действительность и рано пускаться в самостоятельное плавание по жизни.
Я уже писал о детском поэте без детства – Саше Черном. Сегодня речь пойдет об Артюре Рембо.
***
Госпожа Рембо всегда требовала от своих детей исключительного послушания. За малейшую провинность — домашний арест на хлебе и воде. И юный Артюр вполне соответствовал ожиданиям. Он был набожным и тихим мальчиком, первым учеником по всем предметам. (В 1868 в тайне от всех написал письмо на латинском языке наследнику французского престола Наполеону Виктору Жозефу по случаю его первого причастия. Получал премии на детских конкурсах).
Но душа постоянно требовала выхода за рамки серой действительности и нашла ее в приключенческих книжках о далеких и теплых странах. В восемь лет Рембо начинает писать стихи и к пятнадцати годам становится убежденным романтиком. В его поэзах действуют «малютки эросы и Каллипига с ними»; «Киприда шествует, немыслимо прекрасна»; «Селена белая роняет покрывало / К ногам прекрасного Эндимиона вдруг!». Его мечта – присоединиться к поэтам-парнасцам.
Но наступает 1870 год. Рембо исполняется 16 лет, он продаёт книги, полученные за успешную учёбу, часы и бежит в Париж, а затем в Бельгию. Пытается заняться журналистикой, но его упорно возвращают домой, как бездомного, лишенного средств к существованию. Но именно в этот переломный момент рождается Поэт - в сущности, мальчик, спровоцировавший своими юношескими стихами появление символизма и отчасти футуризма.
Сравните начало года: «Я сожаленья полн о временах Кибелы, / Что больше фавнов нет, похожих на зверей, / Богов, которые грызут кору ветвей / И белокурых нимф целуют среди лилий».
И конец:

Венера Анадиомена

Из ржавой ванны, как из гроба жестяного,
Неторопливо появляется сперва
Вся напомаженная густо и ни слова
Не говорящая дурная голова.

И шея жирная за нею вслед, лопатки
Торчащие, затем короткая спина,
Ввысь устремившаяся бедер крутизна
И сало, чьи пласты образовали складки.

Чуть красноват хребет. Ужасную печать
На всем увидишь ты; начнешь и замечать
То, что под лупою лишь видеть можно ясно:

«Венера» выколото тушью на крестце...
Все тело движется, являя круп в конце,
Где язва ануса чудовищно прекрасна.


***
Все творчество Рембо укладывается в три года – с 1870 по 1873. Но и за это время он умудрился несколько раз измениться.

Дальше...

1870-1871 – «социальные» стихи и стихи периода увлечения Парижской Коммуной. Именно в это время написаны самые известные его произведения - «Пьяный корабль», «Искательницы вшей», «Гласные».

Гласные

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый.
О - синий; тайну их скажу я в свои черед.
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана,
Блеск горных ледников и хрупких опахал.
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых вод широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
Полеты ангелов в тиши небес пространной,
О - дивных глаз ее лиловые лучи.


1872 – период экспериментирования. Рембо встаёт на путь практики ясновидения. Он с фанатичным упорством истязает себя голодовками, алкоголем и наркотиками. Намеренно вызывает бессонницу.
Из письма другу:
«Первое, что должен достичь тот, кто хочет стать поэтом, — это полное самопознание; он отыскивает свою душу, её обследует, её искушает, её постигает. А когда он её постиг, он должен её обрабатывать!...
Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным «приведением в расстройство всех чувств». Он идёт на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами, но всасывает их квинтэссенцию. Неизъяснимая мука, при которой он нуждается во всей своей вере, во всей сверхчеловеческой силе; он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым — и учёным из учёных! Ибо он достиг «неведомого».
1873 – кульминация творчества Рембо. Он отказывается от стихотворной формы и, следуя опыту Бодлера, пишет поэтическую прозу – «Пребывание в аду» и «Озарения». Эти произведения, воплотившие в себе теорию и практику ясновидения, станут программными для последующих поколений символистов и сюрреалистов.
***
Вечно мятущегося между Европой и Африкой поэта мало беспокоила судьба своих произведений. Настоящая слава приходит к нему только после смерти в 1891 году.
На волне популярности Рембо в среде символистов издаются первые сборники стихов, поэм в прозе и писем. В 1920-х новый взрыв интереса, теперь уже он стал знаменем сюрреалистов. И наконец, в 1946 году, всего лишь через 73 года после окончания творчества и 55 лет после смерти, издается полное собрание сочинений. А толпы исследователей завершают водворение мятущегося юноши на олимп классиков.
Хотя, в общем-то, чему удивляться. Это удел всех поэтов…

P.S. В цитатнике выложены стихотворения Рембо «Искательницы вшей», «Богема», «Возмездие Тартюфу» и стихотворение в прозе «Being Beauteous».
PP.S. Рецензия написана на академическое издание стихов А.Рембо в серии «Литературные памятники».

Комментарии


Скажите, а как вы расцениваете резкий уход Рембо от творчества и его вполне прозаический образ жизни после этого? Что это было: источник иссяк? сознательный шаг, вызванный новой жизненной философией? или что-то еще?
Я, просто, биографии Рембо не знаю, и этот факт для меня остается непостижимым...


Я думаю, здесь совпали два фактора.
Во-первых, эксперименты Рембо я «ясновидением» привели к тому, что он стал агрессивен и вспыльчив. Из всей французской богемы того времени его мог терпеть только Верлен, но их любовная связь закончилась трагически. В пьяном бреду Верлен стреляет в Рембо и ранит его в руку, получая за это два года тюрьмы.
В тюрьме Верлен страстно уверовал в Бога и даже, выйдя на свободу, пытался обратить Рембо. Закончилось все это дракой. Т.е. он потерял связь с единственным человеком, который в нем видел поэта.
Во-вторых, нулевой итог литературной работы. Например, после ареста Верлена Рембо вернулся в поместье матери в Шарлевиль и написал поэму в прозе «Пребывание в аду». Из пятисот изданных экземпляров не удалось продать ни одного.
После этого он начинает свои многолетние скитания по миру и уже больше ничего не пишет.


"Нулевой итог" имеется ввиду в коммерческом плане. Ну, да. А все-таки интересно: и что больше никогда не хотелось писать? Или все-таки изменение в мировоззрении упразднило эту потребность? Это так - мысли вслух )))


Даже не в коммерческом плане, а просто ничего не печаталось. А то, что издавалось за свой счет, никому не было нужно.
Он хотел масштаба и, вероятно, признания, но в ответ натолкнулся на глухую стену непонимания. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что его нагромождение метафор в «Озарениях» доступно пониманию буквально единицам. :)


В цитатнике выложил несколько стихотворений, в том числе из "Озарений".
Можно убедиться воочию. :)


Очень рекомендую "Время убийц" Генри Миллера
И о Рембо, и о Миллере тоже.
-----------------------------------------------------------------
Видится, что он вспыхнул отроческо-юношеской гениальностью и бежал, утратив интерес, от объекта её былой направленности - поэзии. Кто увлекался страстно в жизни многим, закрывая дверь во вчерашнее, тому такое поведение понятно.


Интересно, один бунтарь, хотя и в почтенном возрасте, пишет о другом бунтаре.
Но между ними можно было бы провести параллель, если бы Миллер остановился на "Тропике Рака". "Тропик Козерога", "Черная весна" и последующее - это уже повторы предыдущего.
Рембо сумел остановиться.


Параллели проводить трудно, т.к. Миллер стартовал в возрасте, когда Рембо уже 4 года как умер. У Рембо одарённость, у Миллера жажда высказаться и признания.
Хотя - да: бунтари по жизни и новаторы в литературе. Личности.

Ну а меня словоблудие Миллера завораживает) И то, что за ним стоит. Повторы? Он просто писал свою жизнь, окружение и мысли. Но так, что кого-то это захватывает и 80 лет спустя.


Словоблудие, да, завораживает. Всегда поражают его взлеты и падения или даже "сжатия и расширения". Только что он был в маленькой точке бытия и вдруг эта точка расширяется до космоса, а потом - шлеп - в грязь...


Помните или знаете у Высоцкого о "37"

"под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
и Маяковский лег виском на дуло...
задержимся на цифре 37 - коварен Бог...
.........................................
на этом рубеже легли и Байрон, и Рембо..."

все "бунтари"...
трудно представить жизь Рембо после 37ми...
он не был служащим американской почтовой компании и не имел скучных жену и дочь, как Миллер
отгорел


Не надо идеализировать Рембо. Он и служил, и торговал оружием.
Цитирую:

С 1875 начался новый период жизни А.Рембо – период скитальчества. В феврале 1875 он уехал в Германию изучать немецкий язык; поселился в Штутгарте. В мае, оставшись без средств к существованию, пешком отправился в Италию. Достигнув Милана, тяжело заболел. Репатриирован во Францию. В апреле 1876 уехал в Вену, однако вскоре выдворен из Австрии. 19 мая 1876, прибыв в Голландию, вступил в голландские колониальные войска. В июле со своим полком прибыл в Батавию (Индонезия). Три недели спустя дезертировал. На английском паруснике отплыл в Европу и в конце декабря оказался в Шарлевиле. В 1877 отправился в Бремен и Гамбург; нанялся переводчиком в цирке Луассе, с которым проехал всю Швецию и Данию. В сентябре 1877 совершил неудачную попытку уехать в Александрию. Весной 1878 отправился в Гамбург, где тщетно пытался поступить на службу в компанию, занимавшуюся продовольственным обеспечением немецких колоний на Востоке. Проведя некоторое время во Франции, в октябре 1878 перешел пешком Вогезы, затем через Швейцарию и Геную добрался до Александрии. С декабря 1878 работал на Кипре управляющим карьера, принадлежавшего одной французской фирме. В июне 1879 вернулся на родину и некоторое время трудился на ферме своей матери под Шарлевилем. Другу, навестившему его, заявил, что больше не думает о литературе. Весной 1880 снова оказался на Кипре, затем уехал в Египет. В августе добрался до Адена, где работал в фирме, торговавшей кожей и кофе; позже командирован в Харэр (Восточная Эфиопия). В 1882–1883 объехал неисследованные районы Огадена; составленное им описание было опубликовано Географическим обществом. В 1886 занимался продажей оружия правителю эфиопской области Шоа Менелику. Не знал, что в том же году журнал «Мода» опубликовал ряд его стихотворений и часть Озарений. В 1887–1891 руководил факторией в Харэре; был представителем торговой фирмы С.Тиана в Адене. В феврале 1891 тяжело заболел (саркома коленного сустава) и 9 мая был отправлен из Адена на родину. По прибытии в Марсель помещен в больницу, где в конце мая ему ампутировали ногу. 10 ноября 1891 умер в марсельском госпитале в возрасте тридцати семи лет; в больничной карте было записано: «негоциант Рембо». Когда он умирал, в Париже уже издавали сборник его стихов – начиналась новая жизнь поэта.


да знаю я его биографию)
для незнающих здесь есть страничка автора


На ней тоже процитировали "Кругосвет". :)


О, спасибо за рекомендацию, я Миллера люблю, поэтому мне точно интересно будет. ))


Zatv, сегодня 12:35
Это не рецензия, а история к книге.

))


Если бы он написал такую "историю" о Ф.М., я бы ему три плюса поставил. :)


Скажите, а фильм "Тotal Eclipse" вы видели? В российском прокате назывался "Полное затмение", кажется..


Да, "Полное затмение". Судя по трейлеру, нет не смотрел.
Надо будет найти. :)


На мой взгляд, Рембо в исполнении Ди Каприо просто великолепен.
Одна из лучших ролей Ди Каприо, причем он был очень молод, откуда он взял эти эмоции, не понимаю...


Опять Вы что-то интересное рассказываете :) *тихонечно добавляю себе этот фильм в список хотелок*


Спасибо, посмотрела. Многообещающе :)
И как только увидела Верлена, поняла, что уже слышала об этом фильме.


Я очень люблю стихотворение Рембо про Офелию...


Оно относится к периоду еще "романтического Рембо". :)


Правильно,а прочтя "Венеру Анадиомену" (до "Офелии"),честно скажу,испытала легкое отвращение...

Это был единственный случай пока,когда стихи Артюра вызвали у меня такую реакцию...


Да у него, по-моему, все стихи в духе "Венеры".
Посмотрите, к примеру, цитатник.


Не знаю,мне попадались немного другие его стихи...


А кто, по вашему мнению, был лучшим переводчиком Рембо? Я имею ввиду русский перевод.


В "Литературных памятниках", которые я рецензировал, принят принцип одного переводчика, и весь свод стихов переводил М.Кудинов. Но в комментариях даны от трех до пяти вариантов других авторов.
"Лучший перевод" - по-моему, понятие субъективное. Мне, например, понравился перевод "Искательниц вшей" не Кудинова, а Лившица. :)


Вот-вот, мне тоже перевод Лившица нравится больше. Лившиц переводил все или только отдельные вещи?
Другое наблюдение: почему-то мое восприятие Рембо где-то перекликается с восприятием творчества Гумилева.


В "Литературных памятниках" приведено 9 переводов Лившица. Но в конце книги еще есть "Библиография русских переводов Артюра Рембо (1894-977)". Кто его только не переводил. :)


Вот, к примеру, стихотворение Гумилева "ЛЮБОВЬ".
Его можно поставить эпиграфом к фильму Рембо и Верлене.

Надменный, как юноша, лирик
Вошел, не стучася, в мой дом
И просто заметил, что в мире
Я должен грустить лишь о нем.

С капризной ужимкой захлопнул
Открытую книгу мою,
Туфлей лакированной топнул,
Едва проронив: «Не люблю».

Как смел он так пахнуть духами!
Так дерзко перстнями играть!
Как смел он засыпать цветами
Мой письменный стол и кровать!

Я из дому вышел со злостью,
Но он увязался за мной.
Стучит изумительной тростью
По звонким камням мостовой.

И стал я с тех пор сумасшедшим.
Не смею вернуться в свой дом
И все говорю о пришедшем
Бесстыдным его языком.


Согласен. :)